Дидактические игры к урокам обучения грамоте
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Тимошенко Олеся Николаевна

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_dlya_1_-_2_klassov_umnye_slova.doc861 КБ

Предварительный просмотр:

             

    Дидактические игры на уроках обучения грамоты

                     

 

Составил:    учитель начальных классов

средней общеобразовательной  школы с углубленным изучением отдельных предметов № 28

Тимошенко О.Н.

                                         г. Курск

        

                                                 

       В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по русской грамоте. Эти игры помогут  развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

     Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.        

 Содержание.

Введение                     …………………………………………………………..     4

     

       Игры со словами.

Слово – звук                ………………………………………………………….      6

Слово – цвет                ………………………………………………………….      9

Слово – образ              ………………………………………………………….     12

Слово – ассоциация    ………………………………………………………..      13

Слово – понятие           ………………………………………………………..      17

Слово – действие         …………………………………………………………     20

Слово – творчество      ………………………………………………………..      21

Список литературы      …………………………………………………………     23

Введение.

       Поступив в школу, дети резко от игры переходят к учебной деятельности, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

        Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

         Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

            Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

              Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

            Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник ( он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

            Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

             Дидактические игры разделены на четыре группы:

  • фонетические
  • графические
  • грамматические
  • игры, направленные на развитие связной речи .

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

               

 

Игра « Восстанови сказку»

Цель:  Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование: текст сказки.

   Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

 - Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла…  ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

        

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

        

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

   

Игра « Зашифрованные песни»

Цель: Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование: образцы текстов.

        Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг, 

Фёд гяг, фёд гяг ,        

Зэлемъгый гёсрыг.          

                                Или:

                               Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

                               Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

                                Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

                                 Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

        

        

         

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/pleatskovsky/kuznechik-kuzya/tmp87F-5.jpg

                                             Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

   Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы?

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?                 

Не ходи, как все разини,

Без подарка ты к Розине,

Но ей делая визиты,

Каждый раз букет вези ты.

                                                                Такса

                                                      Сев в такси спросила такса

                                                      - За проезд какая такса?

                                                     А водитель:

                                                     - Денег с такс

                                                     Не берём совсем,

                                                     Вот  так-с.

           

Игра « Разноцветные слова»

Цель:  Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование: карточки с заданиями.

           Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы»,  и  ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты                                            золотой

                                                               стальной

                                                               серебрянный

                                                                молочный

                                                                кремовый

  Минералы                                          салатный

                                                                кофейный

                                                                изумрудный

   Плоды                                                рубиновый

                                                                бирюзовый

                                                                лимонный

                                                                абрикосовый

     Металлы                                          малиновый

                                      Игра «На вкус и цвет…»

Цель: Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование: карточки с заданиями.

  Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.

           

                    Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование: тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

       Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

       Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

                Серая сказка.

Я – серый.

Я – серый, как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый, но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая. Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым?

         Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

         

     

Игра «Только весёлые слова»

Цель: Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

              Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит:  «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель:  Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

       Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

          

Игра «Если бы, да кабы»

Цель: Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование: карточки для игры.

    Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение.  Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

         Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

 - Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

 - Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

                                               

   

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель: поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

     Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

     Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

     Мёд      пчела      боль       врач      красный крест      флаг       страна   Казахстан         Астана  и т.д.

                               Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование: карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

 Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

     Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

     После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

                        Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель: Поможет  в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование: карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети ,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

  • ветер
  • радость
  • туман
  • любовь
  • красота
  • непогода
  • шум
  • сон
  • цветение

                                                                                     ветер

               

                   

    шум


                                                           

                                                                   красота

http://www.wallpapery.cz/files/gallery/flora/files/images/800x600/flora_800x600_004.jpg

        
С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки:

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

               

Игра «Тайны двойного»

Цель: познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

      Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

      Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

      Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

      Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

       Далее предлагаем детям САМИМ придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:

       Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).  

Игра «Слова-мячики»

Цель: расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование: мяч.

  • Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

       Аналогично можно играть:

  • с синонимами (весёлый – радостный);
  • с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);
  • с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);
  • со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);
  • с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

  • Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

    Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать  предмет (явление).

     Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

      Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

        

      Игра «Устный кроссворд»

Цель: обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

        Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

- Это та, которая больно кусает?

- Нет, это не змея.

- Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

- Нет, это не зубры.

- Это то место, где живём все мы?

- Да, это земля.

     Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

 

                             

        

Игра «Из плохого – в хорошее».

    Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д.

    Он пишет на доске слово ЗЛОЙ и предлагает постепенно, подбирая слова, превратить злое в доброе(устно).

Например:

                     злой        

                         

                 сердитый

                         

             недовольный

        

            терпимый

                

          сочувствующий

        

           внимательный        

                    заботливый

        

                 добрый

  Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

        


     

       

     Игра «Восстанови пословицу»

Цель: Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование: тексты пословиц.

         На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Чем дальше в лес,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

                 Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

            Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»        

Цель: Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

           Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в  сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

                  Литература:

Исаенко В.П  «Игры наших детей»

                           М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

                           Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

                            М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И  «Через игру к совершенству»

                              М.: «Лист» 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

ИГРЫ   на уроках обучения грамоте...