Конспект урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: "Слова-синонимы".Издательство "Вентана-Граф".УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_sinonimy_2_klass.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-в классе
Урок подготовлен и проведён учителем начальных классов
МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
Кохович Надеждой Константиновной
ОПНОО ОЛ «Начальная школа 21 века»
Раздел «Как устроен наш язык».
Место урока в теме: 1-ый урок по теме « Слова- синонимы» из 6.
Тема: «Слова – синонимы»
Цель урока: познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов – синонимов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
I. Предметные.
1. Познакомить со словами – синонимами
2. Наблюдать за сходством и различием слов – синонимов.
II. Метапредметные.
- Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в паре;
- Познавательные:
- применять учебные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
- формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- Регулятивные:
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;
III. Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся;
Оборудование: словарь синонимов, толковый словарь, учебник «Русский язык, 2 класс (2 часть), автор С.В.Иванов, интерактивная доска, карточки со словами- опорами
Ход урока:
№ | Этапы урока | Примечания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Организация начала урока. Психологический настрой учащихся. -Подравнялись, проверили порядок на парте. Тихо сели. Думаю, что вы готовы внимательно слушать, рассуждать, сотрудничать, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Сообщение темы урока и его задач. -Откройте учебник урок №97. -Как ещё можно найти урок №97? (По содержанию; по закладке) -Назовите раздел нашего урока. (раздел «Как устроен наш язык») -Давайте предположим, о чём пойдёт речь на уроке? (будем узнавать тайны языка, его устройство) - Кто думает по другому? - А чем мы не будем заниматься сегодня на уроке? Почему? (Вставлять пропущенные буквы, подбирать проверочные слова, доказывать написание. Это изучают в разделе «Правописание») -Назовите тему урока. (Слова-синонимы) -Кто знает, какие слова называют в русском языке синонимами? Может кто-то слышал? -Вот сегодня мы это и узнаем. Знакомство с новым материалом. а) Наблюдение за значением слов – синонимов через текст учебника. -Прочитайте задание в рубрике «Давай подумаем». -Кому не понятно задание? -Предлагаю поработать в парах. -Чтобы вам было удобно работать с текстами, я напечатала их на листах. Положите их перед собой. -Прочитайте текст №1 А) чтение про себя. Б) чтение вслух С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки. -Какова тема этого текста? (дети строят горку во дворе) -Прочитайте текст №2. С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. -Что вы заметили? -Какова тема этого текста? (дети строят горку во дворе) -Что значит сравнить два текста? (определить, чем они похожи и чем различаются) - Подумайте, чем различаются эти два текста? (схожи по содержанию, но использованы разные слова-предметы, ребята-дети-малыши-детвора) -Посоветуйтесь с товарищем и подчеркните эти слова. - Проверим работу (сравниваем пары предложений). -Прочитайте 1-е предложение из текста 1, из текста 2. -Чем различаются? Какие слова подчеркнули? - Кто выполнил работу по-другому? (читаем далее по цепочке) -Что общего в этих словах? -Близки ли эти слова по значению? (имеют разные оттенки) -Сколько близких по значению слов использовал автор? (4) -Запишите эти слова. -Вернёмся к заданию. Какие слова нужно было выписать? Проверяем. -А где мы можем найти лексическое значение слов? (в толковом словаре или в словарике в конце учебника) -При работе на уроке мы можем пользоваться словарями. Ребята заранее нашли значение слов в разных словарях, давайте послушаем. -Когда мы говорим «малыши»? (если маленькие) -Как понимаете слово «детвора»? (те, кто играют во дворе) -Что они обозначают? -Для чего нужно уметь подбирать синонимы? (чтобы речь стала грамотной, красивой, выразительной) -Смотрим в учебник с.42 Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.43 -Какой значок мы видим после упражнения? Каково его значение? -Какую тайну языка раскроем мы с вами на уроке? Прочитайте. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос, называют синонимами) -Что нового вы узнали? О чём мы ещё не говорили, а автор нам сообщает? -Какие же важные условия нужно знать, если это слова синонимы? (открываем слова – опоры) -Какой ещё значок вы видите? (рубрика «Путешествие в прошлое, подсказка» (слово «синоним» в переводе значит «одноимённый») б) Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. Первичное применение знаний. Упр. №1, стр. 42-43 1. Прочитайте задание. - Будете работать в паре. -Рассмотрите картинки. Составьте предложения. -Что объединяет эти слова и чем они различаются? (Они имеют близкое значение, объединяются схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.) -Как называют слова, у которых несколько лексических значений? (многозначные) Рубрика “Обрати внимание”. Пожар можно потушить и погасить, свет выключить, ПРОБЛЕМА?погасить, потушить (в этих случаях можно говорить о многозначности слова),свечи задуть, утюг выключить -Какие предложения вы составили? (выслушать детей) -Давайте запишем словосочетания со словом свет и со словом свечи Запись словосочетаний. Проверка. -Кто выполнил работу без ошибок – отлично справился с работой! -допустил ошибку – будьте внимательны. Сделайте исправления. Физкультминутка. Применение полученных знаний.Самостоятельная работа в) Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами. Цель: проверить умение самостоятельно подбирать слова, близкие по значению.
-Настало время поработать каждому самостоятельно и проверить свои знания. -Переверните страницу учебника. с.45.Текст под №1,2. - Рассмотрите содержание упражнения. -Как вы думаете, какое задание подготовил нам автор? (выбрать из скобок пропущенные слова, изменить их форму) -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте задание. -Как называются слова, записанные в скобках? (синонимы). Докажите. Пользуйтесь схемой на доске. -Что значит изменить форму слова? (изменить окончание слова) -Кто знает, как выполнять задание? Записываем предложения только под цифрой 1. Проверка. -Прочитайте первое предложение? -Какой может быть одежда? -А наряд?(Одежда может быть любой-праздничная или повседневная, поэтому в названии магазина используют слово «одежда», а «наряд» - это обязательно красивая, праздничная одежда. -Покажите сигналом, кто записал предложения правильно. Кто ошибся? Будьте внимательны. Актуализация учебной задачи урока. Цель: формировать умение принимать и удерживать учебную задачу. -А вот сейчас я хочу предложить вам выполнить задание на доске: См…шной, в…сёлый, радос…ный Х…дить, бр…дить, ш..гать. -Как вы будете выполнять это задание? Можно обсудить порядок работы в парах. /Необходимо увидеть, что это задание не будем выполнять на нашем уроке, так как оно относится к разделу «Правописание»/ - А в каком разделе мы с вами работаем сегодня на уроке? (Мы работаем в разделе «Как устроен наш язык») -Как называются пары слов?(синонимы) -Какова тема нашего урока? («Слова – синонимы») -Что мы знаем про синонимы? -Для чего нужно уметь подбирать синонимы? (чтобы речь стала грамотной, красивой, выразительной) -Будем ли выполнять это задание? (нет) Дополнительное задание -Прочитайте задание на карточке. -Соедини стрелками слова, близкие по значению. метель товарищ друг громадный огромный увлекательный шалить грустный интересный вьюга печальный проказничать -Кто понял, как выполнять задание? /Выполняют/ Учитель оказывает помощь в понимании задания упражнения. -Кто выполнил работу без ошибок – отлично справился с работой! -допустил 1 ошибку – очень хорошо. -допустил 2 и более ошибок - будем ещё работать вместе Итог урока. Рефлексия.Самооценка. Домашнее задание. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке ... -Оцените свою работу на уроке: -Если вы довольны своей работой – поставьте на полях «+», если нет – «-», если у вас остались вопросы по теме урока – «?» -Покажите сигналом, кто доволен своей работой. Кто не доволен? У кого есть сомнения? Домашнее задание по выбору. С.44 упр. 3 или 4 | Фронтальная работа, с.42 Работа в парах. Текст один на двоих. Работа в парах Фронтальная работа, Работа в паре. Дифференциация по степени трудности (1 группа- самостоятельно найти слова, подчеркнуть, выписать; 2 группа-выписать подчёркнутые учителем слова) Малыши, ребята, дети, детвора Правильная посадка. Проверка. Запись на доске (сверение с эталоном) Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Работа в парах. Запись на доске: БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ Сверение с записью на доске. Малыши, ребята, дети, детвора. Выставка словарей. -Толковый словарь С.И. Ожегова -Комплексный словарь под редакцией А.Н.Тихонова -Словарь синонимов. Вывод. Слова-опоры на доске: СИНОНИМЫ ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ «одноимённый» Работа в парах. Дифференциация по характеру помощи (с опорой на слова-помощники, иллюстрации) На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть (выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку). Проверка. Свет…. Свечи…. Сверение с записью на доске. Фронтальная работа, Слова-опоры на доске: СИНОНИМЫ ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ «одноимённый» Индивидуальная помощь учителя. Самостоятельная письменная работа. Фронтальная проверка Фронтальная работа, Работа в парах Самооценка своей деятельности на уроке сигналом. Вывод. Слова-опоры на доске: СИНОНИМЫ ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ Самооценка своей деятельности на уроке значком в тетради. Дифференциация по уровню трудности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...