Упражнения в переносе слов по слогам
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России".Дети научатся переносить слова по слогам, выбирать способ переноса слов с одной строки на другую, работать со словарём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Лысенко Мария Владимировна

УМК «Школа России»

Класс:  2 «З»

Тема:  Упражнения в перенос е слов по слогам

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи: развивать умения переносить слова по слогам;

              выбирать способы переноса слов с одной строки на другую;

              развивать речь детей в ходе составления предложений, ответов на вопросы учителя, работы со словарём.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • переносить слова по слогам;
  • выбирать способы переноса слов с одной строки на другую;
  • составлять ответы на вопросы учителя.
  • работать со словарём.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • извлекать информацию из текста;
  • устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • воспитывать уважительное отношение                 к своему Отечеству;
  • воспитывать уважительное отношение                 к здоровому образу жизни;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, работа со словом.

Ресурсы урока: проектор, доска, компьютер, учебник, картинка солнышка и осеннего листа у каждого ребёнка, рисунок берёзы с листочками на доске. презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

  • Просит стать ровно, повернуться и поздороваться с гостями. Повернуться друг к другу в паре, улыбнуться друг другу, улыбнуться учителю.
  • Дети приветствуют гостей, друг друга и учителя.

Минутка чистописания

  • Предлагает учащимся прослушать «Звуки осени. Шелест листьев. Прогулки по лесу».

- Какое сейчас время года?

- Сядьте как слушатели (положите руки на колени, спина прямая).

-  Какие звуки вы услышите?

  • Предлагает описать картину, которую представили дети.
  • Предлагает вспомнить, кто из детей ходил гулять с родителями в выходные дни в лес или в парк; какие чувства вы испытали?

(воздух богат кислородом, уходит усталость, человек успокаивается, потому что в лесу тихо, нет громких посторонних звуков)

  • Предлагает назвать звук, который услышали дети.
  • Предлагает дать характеристику звуку [ш]
  • Предлагает вспомнить какими буквами обозначается звук [ш]
  • Предлагает прочитать предложение, записанное на доске и дать ему характеристику, подчёркивают основу предложения. Послышалось шуршание.

  • Предлагает с помощью слов для справок составить распространённое предложение.

Слова для справок: В лесу, листьев, тихое.

  • Предлагает предположить, кто мог подарить детям осенние листочки. Если дети не могут высказать верное мнение, то предлагает вспомнить стихотворение И. А. Бунина «Листопад».      (И Осень тихою вдовой неслышно входит в терем свой)
  • Предлагает записать буквы Шш и предложение.                                           В лесу послышалось тихое шуршание листьев.

  • Предлагает обобщить, чему учились, выполняя это задание?

  • Слушают произведение.
  • Отвечают на вопрос учителя

  • Дети описывают словесно картину: представили, как шагает
  • Дети поднимают руки, кто ходил гулять с родителями, человек по осеннему лесу, а у него под ногами шуршат листья.
  • Вспоминают, какие чувства испытали и почему важно гулять на свежем воздухе.

  • Дети называют звук [ш]
  • Дети характеризуют звук [ш]
  • Дети называют буквы Шш.
  • Дети читают предложение, и дают   характеристику.  (предложение нераспространённое, т.к. есть только подлежащее и сказуемое)

Ученик объясняет, как подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  • Составляют предложение, используют слова для справок:

В лесу послышалось тихое шуршание листьев. 

  • Говорят, что листочки подарила осень.

 

  • Дети записывают буквы Шш и предложение.

(на осенних листьях клёна или дуба)

  • Делают вывод  о том, что учились слушать музыку, называть звуки, давать им характеристику, составлять предложения и правильно и красиво писать буквы.

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает понаблюдать над записанными словами. Сделать вывод, все ли слова помещались на одной строке, а если не помещались, то как дети поступали. Какие правила вспомнили?

  • Предлагает детям вспомнить название словаря, в котором раскрывается лексическое значение слов.

  • Учитель предлагает рассмотреть портрет Дмитрия Николаевича Ушакова.

  • Предлагает детям по лексическому значению слова узнать гостью, которая пришла к нам на урок.

  • Предлагает назвать, кто же пришёл в гости к нам.
  • Предлагает вспомнить детям, что они знают о берёзе, связывает                с литературным чтением. Песня «Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза кудрявая!»
  • Предлагает отрывать листочек с берёзы, прочитать слова, вспомнить правило переноса. Если правило выполняется, то поднять зелёную карточку, если нарушено, то красную (стоя)

1 листочек   тра –ва,  зи – ма

2 листочек  ш – каф, зме - я

  • Спрашивает, какое правило нарушено? Как правильно надо было перенести?

3 листочек  май – ка, конь -  ки, подъ – езд

4 листочек пас – сажир, кас –са

Предлагает определить учебную задачу урока и вспомнить алгоритм деления слов на слоги.

Алгоритм:

1. Читаю слово

2. Считаю гласные буквы и определяю количество слогов.

3. Делю слово на слоги

4.Делю слово горизонтальной черточкой для переноса.

  • Некоторые слова не помещались на строчке, пришлось их перенести на другую строку; называют слова, которые переносили, называют правила переноса.

  • Дети говорят, что словарь называется: толковым.

  • Дети рассматривают портрет.

Подготовленный ученик, пользуясь «Толковым  словарём» Дмитрия Николаевича Ушакова, читает лексическое значение слова, а дети угадывают слово по его  лексическому значению (Берёза - лиственное дерево с белой корой. )

 D Ushakov.jpg

  • Дети говорят, что это «берёза»
  • Дети вспоминают и читают отрывок из песни, берёза – символ России.

  • Дети по очереди отрывают листочек, прочитать слова, вспомнить правило переноса и правильно просигналить зелёной или красной карточкой.

- Дети поднимают зелёную карточку.                                                 Правило: переноси слова по слогам

- Дети поднимают красную карточку, отвечают, что одну букву нельзя переносить на другую стоку или оставлять на строке.

  • Дети поднимают зелёную карточку. При переносе букву Й, Ь и Ъ нельзя переносить на другую строку.

  • Дети поднимают зелёную карточку.                                                                  При переносе слова с удвоенной согласной, одну согласную оставляем на строке, а вторую переносим.

  • Делают вывод о том, что задача урока- учиться разделять слова для переноса и вспоминают алгоритм переноса слов.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает открыть учебник на стр. 73 и прочитать задание                  к упр. 112.
  • Просит прочитать вопрос, на который предлагают ответить авторы учебника?
  • Выслушивает ответы детей и помогает сделать вывод, что слова можно делить на слоги и для переноса.

  • Музыкальная минутка «Солнышко лучистое»

  • Предлагает выполнить задание в парах по заданию учебника.

  • Предлагает назвать слова для переноса.
  • Дети открывают учебник и читают задание самостоятельно.

  • Дети читают вопрос.

  • Дети делают вывод о том, что при переносе слова делятся                        на 2 части, а при делении на слоги надо вспомнить ПРАВИЛО: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

  • Дети выполняют движения под музыку.

  • Дети работают в парах: рассуждают и записывают только слова, которые разделены для переноса.
  • Называют слова для переноса: улит – ка, окунь – ки, утю – ги.  (Самооценка после проверки)

Организация познавательной деятельности

  • Показывает детям кусок бересты и предлагает ответить на вопрос: что такое береста.
  • Предлагает вспомнить, что дети знают о бересте и раздаёт кусочки бересты.
  • Организует работу по выполнению упр. 113 на стр. 73.  Просит прочитать текст и определить его тему.

  • Спрашивает, правильно ли мы сказали, что такое береста. Просит прочитать это предложение.
  • Просит ответить на вопрос за что ценили бересту на Руси.
  • Организует словарную работу, предлагает прочитать новое словарное слово и привести примеры посуды.

  • Предлагает рассмотреть картинки посуды из бересты, обращает внимание на её красоту и полезные качества.
  • Предлагает записать новое словарное слово на лучике у солнышка, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
  • Предлагает рассмотреть картинки, вспомнить словарные слова с непроверяемой буквой «о» и записать их на других лучиках. Комментированное письмо. (Картинный словарный диктант.)

  • Предлагает найти в тексте ответ на вопрос: «Как ещё использовали бересту на Руси?»
  • Организует работу по проверке написанного.

  • Предлагает разделить слова на слоги. Предлагает вспомнить правило, сколько в слове гласных столько и слогов)
  • Организует проверку. Указывает на букву, если гласная, то дети хлопают в ладоши. Делят слово на слоги хлопками.
  • Предлагает обсудить выполнение домашнего задания – упр. 113 стр. 74
  • Напоминает правило оформления домашней работы в рабочей тетради.
  • Организует запись домашнего задания в дневники.
  • Дети рассматривают бересту и высказывают свои предположения. Береста – это верхняя часть берёзовой коры.
  • Рассказывают, что им известно о бересте.

  • Читают текст упр. 113 на стр. 73. Определяют тему текста: береста.

  • Доказывают, пользуясь текстом учебника.

  • Дети отвечают на вопрос, пользуясь текстом учебника.
  • Дети читают новое словарное слово сначала по слогам, затем с ударением. Называют ударный звук, на который падает ударение, обозначают орфограмму.

  • Дети рассматривают картинки с изображениями посуды из бересты.
  • Дети записывают словарное слово.

  • Дети рассматривают картинки и записывают слова с комментированием по слогам.  Например: осина, дорога, ягода, лопата. (Самооценка после проверки)

  • Один ученик пишет у доски составленное предложение, остальные дети на рабочих местах. В далёкие времена люди писали на бересте.
  • В – начало предложения

Далёкие – даль ( безуд. гл., пров. ударением)

Времена – время (безуд. гл, провер. ударением)

Писали- пишет (безуд. гл, провер. ударением)

. – конец предложения (обведите в кружочек) Почему поставили точку?

  • Ставят точки красным карандашом под буквами, обозначающими гласные звуки, и делят слова на слоги.
  • Следят за рукой учителя и хлопают в нужный момент.

  • Читают задание, проговаривают последовательность действий.

  • Называют указанные правила.

  • Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Рефлексия (Подведение итогов урока)

  • Уточняет над какой темой работали
  • Какие правила переноса запомнили
  • Спрашивает, то нужно делать, чтобы сохранять своё здоровье на уроке и дома.
  • Предлагает наклеить листочек на солнышко сверху. Предположить на что это похоже, приклеивают бабочку                              из бересты.
  • Просит нарисовать солнышку ротик.

- Тот, кто запомнил правила переноса слов, уверен, что ему всё понятно, и он сможет свои знания применять на практике – улыбочку.

- Если есть затруднения при выполнении упражнений  –

прямой ротик.

- Если ничего не получается – грустный.

  • Просит встать тех, у кого улыбочки (прямой и грустный ротик) и ответить, какие трудности возникли, что не получается.

Продолжают фразу:    При переносе слово делится …(на 2 части)

                                       Я запомнил следующие правила переноса. (примеры)

  • Рассказывают, что делать, чтобы сохранять своё здоровье на уроке и дома.
  • Наклеивают лист на солнышко, получается «шляпка». Украшают шляпку бабочкой из бересты.
  •  Рисуют солнышку нужный ротик.

  • Высказывают свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перенос слов по слогам

Презентация к уроку по теме "Перенос слов по слогам" 2 класс учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Перенос слов по слогам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока:  "Перенос слов по слогам"....

Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине

Образовательная система "Школа 2100", русский язык, 2 класс...

«Упражнение в делении слов на слоги и для переноса»

Тема урока: «Упражнение в делении слов на слоги и для переноса»(«в гости к лесному жителю»)(Урок – игра)Цель: Закреплять умение делить слова на слоги и для переноса, ориентируясь на количество гласных...

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов по слогам" 2 класс

Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями (8 вид)....