Учитель: Лысенко Мария Владимировна УМК «Школа России» Класс: 2 «З» |
Тема: Упражнения в перенос е слов по слогам | Тип урока: закрепление изученного материала |
Задачи: развивать умения переносить слова по слогам; выбирать способы переноса слов с одной строки на другую; развивать речь детей в ходе составления предложений, ответов на вопросы учителя, работы со словарём. |
Планируемые результаты: |
Предметные: - переносить слова по слогам;
- выбирать способы переноса слов с одной строки на другую;
- составлять ответы на вопросы учителя.
- работать со словарём.
| Метапредметные: - принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- извлекать информацию из текста;
- устанавливать причинно – следственные связи.
| Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- воспитывать уважительное отношение к своему Отечеству;
- воспитывать уважительное отношение к здоровому образу жизни;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, работа со словом. |
Ресурсы урока: проектор, доска, компьютер, учебник, картинка солнышка и осеннего листа у каждого ребёнка, рисунок берёзы с листочками на доске. презентация. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
- Просит стать ровно, повернуться и поздороваться с гостями. Повернуться друг к другу в паре, улыбнуться друг другу, улыбнуться учителю.
| - Дети приветствуют гостей, друг друга и учителя.
|
Минутка чистописания |
- Предлагает учащимся прослушать «Звуки осени. Шелест листьев. Прогулки по лесу».
- Какое сейчас время года? - Сядьте как слушатели (положите руки на колени, спина прямая). - Какие звуки вы услышите? - Предлагает описать картину, которую представили дети.
- Предлагает вспомнить, кто из детей ходил гулять с родителями в выходные дни в лес или в парк; какие чувства вы испытали?
(воздух богат кислородом, уходит усталость, человек успокаивается, потому что в лесу тихо, нет громких посторонних звуков) - Предлагает назвать звук, который услышали дети.
- Предлагает дать характеристику звуку [ш]
- Предлагает вспомнить какими буквами обозначается звук [ш]
- Предлагает прочитать предложение, записанное на доске и дать ему характеристику, подчёркивают основу предложения. Послышалось шуршание.
- Предлагает с помощью слов для справок составить распространённое предложение.
Слова для справок: В лесу, листьев, тихое.
- Предлагает предположить, кто мог подарить детям осенние листочки. Если дети не могут высказать верное мнение, то предлагает вспомнить стихотворение И. А. Бунина «Листопад». (И Осень тихою вдовой неслышно входит в терем свой)
- Предлагает записать буквы Шш и предложение. В лесу послышалось тихое шуршание листьев.
- Предлагает обобщить, чему учились, выполняя это задание?
| - Слушают произведение.
- Отвечают на вопрос учителя
- Дети описывают словесно картину: представили, как шагает
- Дети поднимают руки, кто ходил гулять с родителями, человек по осеннему лесу, а у него под ногами шуршат листья.
- Вспоминают, какие чувства испытали и почему важно гулять на свежем воздухе.
- Дети называют звук [ш]
- Дети характеризуют звук [ш]
- Дети называют буквы Шш.
- Дети читают предложение, и дают характеристику. (предложение нераспространённое, т.к. есть только подлежащее и сказуемое)
Ученик объясняет, как подчеркнуть подлежащее и сказуемое. - Составляют предложение, используют слова для справок:
В лесу послышалось тихое шуршание листьев.
- Говорят, что листочки подарила осень.
- Дети записывают буквы Шш и предложение.
(на осенних листьях клёна или дуба)
- Делают вывод о том, что учились слушать музыку, называть звуки, давать им характеристику, составлять предложения и правильно и красиво писать буквы.
|
Мотивация познавательной деятельности |
- Предлагает понаблюдать над записанными словами. Сделать вывод, все ли слова помещались на одной строке, а если не помещались, то как дети поступали. Какие правила вспомнили?
- Предлагает детям вспомнить название словаря, в котором раскрывается лексическое значение слов.
- Учитель предлагает рассмотреть портрет Дмитрия Николаевича Ушакова.
- Предлагает детям по лексическому значению слова узнать гостью, которая пришла к нам на урок.
- Предлагает назвать, кто же пришёл в гости к нам.
- Предлагает вспомнить детям, что они знают о берёзе, связывает с литературным чтением. Песня «Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза кудрявая!»
- Предлагает отрывать листочек с берёзы, прочитать слова, вспомнить правило переноса. Если правило выполняется, то поднять зелёную карточку, если нарушено, то красную (стоя)
1 листочек тра –ва, зи – ма
2 листочек ш – каф, зме - я
- Спрашивает, какое правило нарушено? Как правильно надо было перенести?
3 листочек май – ка, конь - ки, подъ – езд
4 листочек пас – сажир, кас –са Предлагает определить учебную задачу урока и вспомнить алгоритм деления слов на слоги. Алгоритм: 1. Читаю слово 2. Считаю гласные буквы и определяю количество слогов. 3. Делю слово на слоги 4.Делю слово горизонтальной черточкой для переноса.
| - Некоторые слова не помещались на строчке, пришлось их перенести на другую строку; называют слова, которые переносили, называют правила переноса.
- Дети говорят, что словарь называется: толковым.
- Дети рассматривают портрет.
Подготовленный ученик, пользуясь «Толковым словарём» Дмитрия Николаевича Ушакова, читает лексическое значение слова, а дети угадывают слово по его лексическому значению (Берёза - лиственное дерево с белой корой. )
- Дети говорят, что это «берёза»
- Дети вспоминают и читают отрывок из песни, берёза – символ России.
- Дети по очереди отрывают листочек, прочитать слова, вспомнить правило переноса и правильно просигналить зелёной или красной карточкой.
- Дети поднимают зелёную карточку. Правило: переноси слова по слогам - Дети поднимают красную карточку, отвечают, что одну букву нельзя переносить на другую стоку или оставлять на строке.
- Дети поднимают зелёную карточку. При переносе букву Й, Ь и Ъ нельзя переносить на другую строку.
- Дети поднимают зелёную карточку. При переносе слова с удвоенной согласной, одну согласную оставляем на строке, а вторую переносим.
- Делают вывод о том, что задача урока- учиться разделять слова для переноса и вспоминают алгоритм переноса слов.
|
Актуализация необходимых знаний |
- Предлагает открыть учебник на стр. 73 и прочитать задание к упр. 112.
- Просит прочитать вопрос, на который предлагают ответить авторы учебника?
- Выслушивает ответы детей и помогает сделать вывод, что слова можно делить на слоги и для переноса.
- Музыкальная минутка «Солнышко лучистое»
- Предлагает выполнить задание в парах по заданию учебника.
- Предлагает назвать слова для переноса.
| - Дети открывают учебник и читают задание самостоятельно.
- Дети делают вывод о том, что при переносе слова делятся на 2 части, а при делении на слоги надо вспомнить ПРАВИЛО: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
- Дети выполняют движения под музыку.
- Дети работают в парах: рассуждают и записывают только слова, которые разделены для переноса.
- Называют слова для переноса: улит – ка, окунь – ки, утю – ги. (Самооценка после проверки)
|
Организация познавательной деятельности |
- Показывает детям кусок бересты и предлагает ответить на вопрос: что такое береста.
- Предлагает вспомнить, что дети знают о бересте и раздаёт кусочки бересты.
- Организует работу по выполнению упр. 113 на стр. 73. Просит прочитать текст и определить его тему.
- Спрашивает, правильно ли мы сказали, что такое береста. Просит прочитать это предложение.
- Просит ответить на вопрос за что ценили бересту на Руси.
- Организует словарную работу, предлагает прочитать новое словарное слово и привести примеры посуды.
- Предлагает рассмотреть картинки посуды из бересты, обращает внимание на её красоту и полезные качества.
- Предлагает записать новое словарное слово на лучике у солнышка, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
- Предлагает рассмотреть картинки, вспомнить словарные слова с непроверяемой буквой «о» и записать их на других лучиках. Комментированное письмо. (Картинный словарный диктант.)
- Предлагает найти в тексте ответ на вопрос: «Как ещё использовали бересту на Руси?»
- Организует работу по проверке написанного.
- Предлагает разделить слова на слоги. Предлагает вспомнить правило, сколько в слове гласных столько и слогов)
- Организует проверку. Указывает на букву, если гласная, то дети хлопают в ладоши. Делят слово на слоги хлопками.
- Предлагает обсудить выполнение домашнего задания – упр. 113 стр. 74
- Напоминает правило оформления домашней работы в рабочей тетради.
- Организует запись домашнего задания в дневники.
| - Дети рассматривают бересту и высказывают свои предположения. Береста – это верхняя часть берёзовой коры.
- Рассказывают, что им известно о бересте.
- Читают текст упр. 113 на стр. 73. Определяют тему текста: береста.
- Доказывают, пользуясь текстом учебника.
- Дети отвечают на вопрос, пользуясь текстом учебника.
- Дети читают новое словарное слово сначала по слогам, затем с ударением. Называют ударный звук, на который падает ударение, обозначают орфограмму.
- Дети рассматривают картинки с изображениями посуды из бересты.
- Дети записывают словарное слово.
- Дети рассматривают картинки и записывают слова с комментированием по слогам. Например: осина, дорога, ягода, лопата. (Самооценка после проверки)
- Один ученик пишет у доски составленное предложение, остальные дети на рабочих местах. В далёкие времена люди писали на бересте.
- В – начало предложения
Далёкие – даль ( безуд. гл., пров. ударением) Времена – время (безуд. гл, провер. ударением) Писали- пишет (безуд. гл, провер. ударением) . – конец предложения (обведите в кружочек) Почему поставили точку?
- Ставят точки красным карандашом под буквами, обозначающими гласные звуки, и делят слова на слоги.
- Следят за рукой учителя и хлопают в нужный момент.
- Читают задание, проговаривают последовательность действий.
- Называют указанные правила.
- Открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
Рефлексия (Подведение итогов урока) |
- Уточняет над какой темой работали
- Какие правила переноса запомнили
- Спрашивает, то нужно делать, чтобы сохранять своё здоровье на уроке и дома.
- Предлагает наклеить листочек на солнышко сверху. Предположить на что это похоже, приклеивают бабочку из бересты.
- Просит нарисовать солнышку ротик.
- Тот, кто запомнил правила переноса слов, уверен, что ему всё понятно, и он сможет свои знания применять на практике – улыбочку. - Если есть затруднения при выполнении упражнений – прямой ротик. - Если ничего не получается – грустный. - Просит встать тех, у кого улыбочки (прямой и грустный ротик) и ответить, какие трудности возникли, что не получается.
| Продолжают фразу: При переносе слово делится …(на 2 части) Я запомнил следующие правила переноса. (примеры) - Рассказывают, что делать, чтобы сохранять своё здоровье на уроке и дома.
- Наклеивают лист на солнышко, получается «шляпка». Украшают шляпку бабочкой из бересты.
- Рисуют солнышку нужный ротик.
- Высказывают свою точку зрения.
|