Предупреждение ошибок - способ развития орфографической зоркости.
статья по русскому языку

Трусова Оксана Владимировна

Каждый раз, анализируя контрольные работы (диктанты), учитель испытывает разные чувства: то радость за кого-то (делал 13-16 ошибок, а теперь делает только 6), то недоумение – «такую глупую ошибку допустил», а чаще неудовлетворённость, огорчение, т.к. достаточно большая группа учащихся выполнила работу на 3, сделав 3-5 ошибок.

Одни ошибки связаны с неумением учащимися контролировать себя во время письма и проверять написанное, другие с непрочным знанием основ грамматики, неумением применять приобретённые знания, третьи – связаны с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.

Многообразие ошибок представляет собой определённую трудность в работе учителя, требуя от него знания выбора эффективных и оптимальных приёмов их исправления. Как научить грамотно писать – это проблема всегда волнует каждого учителя. В работе над ошибками начальным этапом должно быть предупреждение их.

Предупредить (ошибку) – это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это способ развития орфографической зоркости.  Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип, умение видеть ошибки, допущенные самим учеником или ошибки допущенные другими. Для развития орфографической зоркости (далее ОЗ) учителя используют разные новые и старые методы, в том числе приём какографии: умышленно ошибочное письмо на доске, на карточке.

Отсутствие ОЗ или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Часто бывает, что ученик хорошо знает правило, но не увидя орфограммы во время письма, не применяет этого правила и допускает ошибку.

ОЗ развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий, начиная с первых уроков Азбуки, с языкового синтеза – анализа слова при чтении, при письме, при комментировании, проговаривании. Главное, чтобы все упражнения были осложнены соответственными заданиями и установкой на выработку ОЗ:

- подчеркните орфограммы;

- подберите слова на заданную орфограмму;

- использование сигнальных карточек и т.д.

Каждый ученик должен знать два признака орфограммы: во-первых, орфограмма - это написание, которое требует проверки, во-вторых, в орфограмме всегда предлагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых – правильный.

В тексте орфограммы распределены неравномерно: в некоторых словах их нет, в других – по нескольку.

На I этапе работы (в период обучения грамоте) детей надо научить безошибочно определять ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове нельзя сделать орфографическую ошибку, т.е. в слове может не быть орфограммы.

На II  этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой. Ударный гласный звук всегда произносится сильнее, громче остальных, слышится отчётливо, ясно. Это сильная позиция. Все остальные гласные – безударные, тише ударной, произносятся нечётко, такие гласные находятся в слабой позиции.

На III этапе предлагается учащимся совсем новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции. Буквы в слабой позиции а, я ,е, и, о (кроме у,э,ю) представляют трудности для написания, поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой, её нужно сначала узнать.

На IV этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одном звучании. Орфографические ошибки возможны лишь тогда, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение. Если есть выбор буквы  - значит это орфограмма.

На V этапе учим воспроизведению орфограммы на слух

«Лесок» – ударение падает на О, есть безударная в слабой позиции, есть орфограмма, т.к. есть выбор букв «ле/исок»

«Дубы» - ударение падает на Ы, есть гласная в слабой позиции, но нет выбора гласной, значит орфограммы нет.

На VI этапе – выбор правильного варианта из имеющегося набора.

 

Такая работа продолжается на протяжении 1 – 4 классов, у учащихся вырабатывается преемственность в формировании умений выделять орфограмму и проверять её. Учитель должен как можно раньше научить детей замечать «опасные места» в словах (различные орфограммы изучаемые в начальной школе).

На основе опознавательных признаков орфограммы у учащихся формируется алгоритм орфографических действий: произношение слова → распознавание орфограммы →определение места орфограммы в слове → определение способа проверки → проверка → запись слова → самоконтроль.

Подводя итог, следует сказать, что форм, методов, упражнений в работе по выработке лексической и орфографической зоркости очень много. Важно, чтобы в этой работе была система, задания были бы интересными и неоднотипными.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение ошибок - способ развития орфографической зоркости.

Каждый раз, анализируя контрольные работы (диктанты), учитель испытывает разные чувства: то радость за кого-то (делал 13-16 ошибок, а теперь делает только 6), то недоумение – «такую глупую ошибку допустил», а чаще неудовлетворённость, огорчение, т.к. достаточно большая группа учащихся выполнила работу на 3, сделав 3-5 ошибок.

Одни ошибки связаны с неумением учащимися контролировать себя во время письма и проверять написанное, другие с непрочным знанием основ грамматики, неумением применять приобретённые знания, третьи – связаны с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.

Многообразие ошибок представляет собой определённую трудность в работе учителя, требуя от него знания выбора эффективных и оптимальных приёмов их исправления. Как научить грамотно писать – это проблема всегда волнует каждого учителя. В работе над ошибками начальным этапом должно быть предупреждение их.

Предупредить (ошибку) – это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это способ развития орфографической зоркости.        Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип, умение видеть ошибки, допущенные самим учеником или ошибки допущенные другими. Для развития орфографической зоркости (далее ОЗ) учителя используют разные новые и старые методы, в том числе приём какографии: умышленно ошибочное письмо на доске, на карточке.

Отсутствие ОЗ или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Часто бывает, что ученик хорошо знает правило, но не увидя орфограммы во время письма, не применяет этого правила и допускает ошибку.

ОЗ развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий, начиная с первых уроков Азбуки, с языкового синтеза – анализа слова при чтении, при письме, при комментировании, проговаривании. Главное, чтобы все упражнения были осложнены соответственными заданиями и установкой на выработку ОЗ:

- подчеркните орфограммы;

- подберите слова на заданную орфограмму;

- использование сигнальных карточек и т.д.

Каждый ученик должен знать два признака орфограммы: во-первых, орфограмма - это написание, которое требует проверки, во-вторых, в орфограмме всегда предлагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых – правильный.

В тексте орфограммы распределены неравномерно: в некоторых словах их нет, в других – по нескольку.

На I этапе работы (в период обучения грамоте) детей надо научить безошибочно определять ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове нельзя сделать орфографическую ошибку, т.е. в слове может не быть орфограммы.

На II  этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой. Ударный гласный звук всегда произносится сильнее, громче остальных, слышится отчётливо, ясно. Это сильная позиция. Все остальные гласные – безударные, тише ударной, произносятся нечётко, такие гласные находятся в слабой позиции.

На III этапе предлагается учащимся совсем новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции. Буквы в слабой позиции а, я ,е, и, о (кроме у,э,ю) представляют трудности для написания, поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой, её нужно сначала узнать.

На IV этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одном звучании. Орфографические ошибки возможны лишь тогда, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение. Если есть выбор буквы  - значит это орфограмма.

На V этапе учим воспроизведению орфограммы на слух

«Лесок» – ударение падает на О, есть безударная в слабой позиции, есть орфограмма, т.к. есть выбор букв «ле/исок»

«Дубы» - ударение падает на Ы, есть гласная в слабой позиции, но нет выбора гласной, значит орфограммы нет.

На VI этапе – выбор правильного варианта из имеющегося набора.

Такая работа продолжается на протяжении 1 – 4 классов, у учащихся вырабатывается преемственность в формировании умений выделять орфограмму и проверять её. Учитель должен как можно раньше научить детей замечать «опасные места» в словах (различные орфограммы изучаемые в начальной школе).

На основе опознавательных признаков орфограммы у учащихся формируется алгоритм орфографических действий: произношение слова → распознавание орфограммы →определение места орфограммы в слове → определение способа проверки → проверка → запись слова → самоконтроль.

Подводя итог, следует сказать, что форм, методов, упражнений в работе по выработке лексической и орфографической зоркости очень много. Важно, чтобы в этой работе была система, задания были бы интересными и неоднотипными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов

Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....

"Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок".

Рецензия на актуальный педагогический опыт «Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок» учителя начальных классов Палатовой Юлии Станиславовны.от 30.03.2016год...

Статья "Письмо с "окошками" способ развития орфографической зоркости у младших школьников с ОВЗ"

Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...