План-конспект по русскому языку 3 класс "Личные местоимения" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
план-конспект содержит исследовательские карты, групповые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_lichnye_mestoimeniya.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Личные местоимения ».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
УМК «Школа России».
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык в 2 частях.
Цель урока: создать условия для определения местоимения как части речи;
формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
предметные:
- распознавать местоимения среди других частей речи;
- определять лицо и число местоимений
метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- выделять группы слов по определённым признакам;
- делать выводы из наблюдений;
- обобщать сведения по изучаемой теме
личностные:
- проявлять интерес к изучению русского языка
- понимать, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.
Задачи по формированию УУД:
Коммуникативные
(умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами, планирование учебного сотрудничества);
Личностные
(знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание ,планирование, прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
познавательные
(умение анализировать текст, работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
Учебник русского языка. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако». Карточки для работы в группах, в парах. Исследовательские карточки, карточки с дифференцированным домашним заданием.
- Орг. Момент. Мотивация к деятельности.
- Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихонько сядьте за парты.
- Актуализация опорных знаний.
Чистописание
- Наш урок начнём с чистописания. Запишите число, классная работа.
- Запишите буквы по образцу с правильным соединением.
Я я
Яя
яЯя
- Подчеркните букву и сочетание, которые написаны правильно и красиво.
- Расскажите, что вы знаете об этой букве. (гласная буква, последняя в алфавите, может обозначать два звука…)
- Может ли эта буква быть словом? Когда такое возможно? (может, если это местоимение).
- Какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти? (Части речи).
- Как мы можем отличить одну часть речи от другой? (У каждой части речи свои признаки).
- С какими частями речи мы уже подробно познакомились? (С существительным и прилагательным).
3. Определение темы и целей урока.
Работа в парах
- Распределите слова, записанные на доске, в три группы. (обсуждают в парах и записывают в тетрадях в три столбика. Проверка: три ученика записывают группы на доске и аргументируют свой выбор).
(весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, веселые)
- Что общего между словами первого столбика? (Это существительные, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы)
- Что общего между словами второго столбика? (Это прилагательные, отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают признаки предметов).
- Почему слова я, ты, она отнесли в одну группу? (Это местоимения).
- Расскажите, что вы знаете об этой части речи. (Самостоятельная часть речи; не называет предметы, а указывает на них).
- Назовите тему урока. (записывают в тетрадь).
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Расширить знания о части речи местоимение).
- Вспомните алгоритм изучения частей речи.
(Запись на доске:
Название
Обозначает
Вопросы
Изменяется
Роль в речи)
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
1. Понять, что такое местоимение.
2. Узнать, вместо каких частей речи употребляется местоимение.
3. Узнать, как изменяются местоимения.
4. Узнать какова роль местоимений в речи.
- Открытие новых знаний.
1) Работа
-Предлагаю провести исследование и найти ответ. Результаты будем записывать в исследовательской карте, которая станет для вас памяткой. ( у детей на парте)
Исследовательская карта |
|
|
|
|
|
- какую строку мы уже можем заполнить? ( 1- самостоятельная часть речи, 2- указывает на предмет). Запишите в карте.
- Прочитайте текст, записанный на карточках. (Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов и сказок.)
- О чём этот текст?
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова берёза)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слово берёза местоимением она )
- Какой текст получится? Прочитайте. Запишите.
-На какой вопрос отвечает слово берёза? А местоимение, его заменившее?
- Значит, какой вывод делаем? (местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное)
- Запишите вывод в исследовательской карте.
2) Работа по учебнику с 92 упр.156
- Рассмотрите рисунки, назовите местоимения.
- Обсудите в паре ответ на вопрос.
- Если считаете верным первый – поднимите левую руку, если второй – правую.
- Назовите местоимения, которые указывают на того, кто говорит. (я, мы)
- Назовите местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются.
( ты, вы)
- Назовите местоимения, которые указывают на того, о ком или о чем говорят. (он, она, оно, они)
- Прочитайте сведения в рамке на с. 92
- Спишите с доски предложения, вставляя местоимения.
(… пишу.
… пишешь.
… пишите.
… пишем.
… пишет.
… пишет.
… пишут.
… светит.)
- Как называются местоимения, которые вписали? Почему? (Личные, указывают на лицо).
- Впишите личные местоимения в исследовательскую карту.
- На какой вопрос мы ещё не ответили? (Как изменяются)
- Рассмотрите таблицу на с. 93 учебника. Сделайте вывод. Запишите его в исследовательскую карту.
5. Физ. минутка.
- Хлопните в ладоши, если услышите местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
6. Закрепление знаний.
(Работа в группах.)
- Объединитесь в группы по 4 человека (две парты).
- Прочитайте. Придумайте к каждому предложению продолжение, заменив имя существительное местоимением. Запишите. Укажите лицо и число местоимения.
1 группа
_____________________________________________________________ 2) Ребята разъезжали по озеру на плоту. _____________________________________________________________ 3) В тростнике плавал белый лебедь. _____________________________________________________________ 4)Мы шли от колодца к огороду по узкой тропе. _____________________________________________________________ |
2 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
3 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
4 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
7.Итог урока.
- Вспомните цель нашего урока. (Расширить знания о части речи местоимение).
- Какие задачи ставили перед собой? Все ли они были решены?
- Что нового узнали о местоимении?
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Что получилось хорошо, что вызвало затруднения? Оцените свою работу на уроке.
9. Домашнее задание.
- Выполните дома одно из предложенных заданий.
- Спасибо за урок.
Исследовательская карта |
|
|
|
|
|
Уровень А. Спишите текст, подчеркните местоимения. Под окном нашего старого дома растет березка. |
Уровень В. Спишите текст, заменив повторяющиеся существительные местоимениями. В воскресенье Вася с ребятами пришли в лес. В этот день солнце было яркое. Солнце даже пригревало немного. Берёзы стояли в красивом снежном уборе. Берёзы были украшены инеем. Дети увидели дятла. Своим клювом дятел долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала белка по веткам ели. |
Уровень С. Сочините сказку по готовому началу. Мы с папой гуляли в берёзовой роще. Там было тихо и тепло. Вдруг одна берёза низко склонилась ко мне и шепнула на ухо: « …». |
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов и сказок.) |
1 группа
_____________________________________________________________ 2) Ребята разъезжали по озеру на плоту. _____________________________________________________________ 3) В тростнике плавал белый лебедь. _____________________________________________________________ 4)Мы шли от колодца к огороду по узкой тропе. _____________________________________________________________ |
2 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
3 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
4 группа
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (программа "Школа России").
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами". Автор: Пономаренко Людмила Николаевна. Описание: данный матер...
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС...
План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"
Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....
План-конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
Урок расчитан на обучающихся по программе "Школа России" по учебнику В.П Канакиной. В конспекте дан сравнительный анализ простых и сложных предложений, использованы поисковы и групповые формы работы....
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС
Урок русского языкав 1 «З» классе «Вежливые слова» Учитель начальных классов...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...