Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями
УМК «Перспектива»
Учитель: Климина Елена Юрьевна
Класс: 1 Г
Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
Цель урока: познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д,].
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива».
- Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И ведём себя спокойно.
- Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.
- Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
1. Игра «Звук, буква»
- Давайте поиграем в игру «Звук, буква».
- Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.
[р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, [к], эс, [л'], эн
2. Повторение пройденного о звуках.
- На уроке придется много говорить, читать, поэтому давайте сделаем зарядку для губ и зуб.
Море шумит (ш-ш-ш)
Чайки кричат - (а-а-а)
Мухи звенят - (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
-Что вы произнесли? (звуки).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
III. Самоопределение темы урока.
Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)
- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)
- Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])
- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).
- Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)
- Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д'])
- Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д)
- Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)
IV. Изучение нового материала.
- Знакомство со звуками [д], [д']
- Помогите мне закончить предложения (слайд №1)
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д'])
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])
(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)
- Сколько слогов в слове дом?
- Сколько слогов в слове дерево?
- На какой слог падает ударение?
- В каком слове [д], а в каком [д'].
- Давайте расскажем все о звуках[д], [д'].
([д] – согласный, твердый, звонкий ; [д'] – согласный, мягкий, звонкий)
2.Знакомство с парным звуком.
-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?
(Мы услышали новый звук [т])
-Действительно вы услышали новый звук.
-Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?
(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим [т-т*])
-Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']
(Дверь, доска, одежда, подоконник)
- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].
3. Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.
- Знакомство с буквами Д, д.
- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д']? (Буква дэ)
- Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)
- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
- На что похожа буква Д?
Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.
5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)
- Прочитаем хором с экрана.
- Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.
V. Физминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
- Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. ( стр.12)
- Где были дети?
- Что они увидели?
- Откуда вырос дубок?
- Зачем оберегали старые дубы молодого дубка?
- Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа на карточках.
- Итог урока. Рефлексия.
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Расскажите все о букве Д
(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. )
- Так к какой группе мы должны отнести Д?
К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)
- Оцените свой труд.
- Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.
(Слайд «Умницы!»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_1_klass_umk_perspektiva.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 1 класс УМК Перспектива
Главная > Урок русского языка 1 класс УМК Перспектива
ГБОУ СОШ №661
Урок русского языка.
Тема: Звуки и буквы.
Цели:
1. Формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;
2. Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;
3. Расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;
4. Закрепить у школьников представление о букве как обозначении звука.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Технологии:
• здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные
Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание (Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)
2. Орфографическая работа.
— Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.
Б…рёза, уч.ник, Ро..ия, ст . лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык, с…бака. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.
- Какие слова отвечают на вопрос кто? Подчеркните их. Какие слова подчеркнули?
- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.
(Коллективная запись предложения по выбору)
Гимнастика для глаз.
Мы читали, мы писали.
Глазки наши так устали,
Пусть немножко отдохнут,
В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы с вами использовали разные виды речи. Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? (Устную)
- А когда записывали словарные слова? (Письменную)
- Назовите наименьшую единицу устной речи? (Звук)
- Назовите наименьшую единицу письменной речи? (Буква)
Речь |
Устная | Письменная | |
Звук | Буква |
Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?
(Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.
Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;
- правильно, грамотно и красиво писать;
IV. Работа по теме урока
- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
- Какие звуки природы можно услышать весной? (звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы…)
- Что такое буква? (обозначение звука на письме)
- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!
Выполните звуковой анализ слов.
Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.
Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.
Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.
Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным: ь- звука не обозначает, буква я — дала нам 2 звука.
Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.
Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?
Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.
Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.
- Произнесите первые слова (шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова? (с одной буквой ф). Одинаково ли значение этих слов? (Шарф – одежда, шар – игрушка) Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод. Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)
При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на — У)
Почему Аня не поняла Ваню? (Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).
Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.
V. Рефлексия. Проверочная работа (Работа в группах).
Группа №1
Выбери правильный ответ:
1. Найди слова, в которых буква не обозначает звука: канат угольки банька банка лошадь
2. В каком слове 3 звука:
мама дождь конь яма
3. Укажи слова, в которых есть звук [О]
тень ёлка папа март лось ток
Работа с CD
Звуки и буквы. Игра «Животные». Упр. «Составь звуковые схемы слов». Задание на развитие речи. Упр. «Вставь буквы».
Самооценка :
VI. Итог урока.
Ребята, справились мы с задачами, которые ставили в начале урока?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Что появилось раньше: звуки или буквы?
- Что такое буква?
Чему вы научились на уроке? Возникли ли трудности? Что не получилось?
Что вам было интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучения грамоте "Звуки [з], [з]. Буква З (с применением здоровьесберегающих принципов В.Ф. Базарного)."
Конспект урока...
Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....
Фрагмент урока обучения грамоте с использованием технологии продуктивного чтения
фрагмент урока разработан с этапами технологии продуктивного чтения...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.
Актуальность данной темы. Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере развиты важные для школьно...
Урок обучения грамоте в проектной технологии для 1 класса. Тема "Звук ш, буквы Ш, ш" Урок – деловая игра
: Нестандартный урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу первоклассников. По ходу урока заполняются клетки игрового пол...
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения. Урок обучения грамоте. Тема: Согласные звуки [х], [х]. Строчная согласная буква х. Слова – междометия.
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.Урок обучения грамоте...