Рабочая программа предмета «Проектная деятельность по русскому языку» для 4 класса «А» на 2021 – 2022 учебный год 34 часа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Данный материал направлен на формирование учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; обучение детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развитие у учащихся творческих способностей, пробуждение интереса к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_russkiy_4_kl_a_erofeevoy.docx | 64.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»
Искитимского района
Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР ___________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 30 .08. 2021 г № |
Рабочая программа
предмета
«Проектная деятельность по русскому языку»
для 4 класса «А» на 2021 – 2022 учебный год
34 часа
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей начальных классов протокол от 30 .08. 2021 г. № 1
руководитель МО
| Составитель: Л.А.Ерофеева, учитель начальных классов 2021 уч.год |
Рабочая программа
предмета
«Проектная деятельность по русскому языку»
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- учебно – методического комплекта О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, С.М. Яцко. «Проектная деятельность по русскому языку» (Издательство Москва « ВАКО», 2017).
- ООП НОО МБОУ « СОШ п. Керамкомбинат»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ п. Керамкомбинат», годового календарного графика и учебного плана школы.
Цели:
• формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
• обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
• развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
В классе 15 обучающихся, из них 1 обучающийся ОВЗ и 1 обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
вариант1)
Место курса
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты | |
Для детей, не имеющих отклонений в развитии | Для детей с ОВЗ |
Личностные | |
Личностные:
| |
Метапредметные | |
Метапредметным результатом изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Обучающийся получит возможность научиться:
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
письменной форме;
решения задач в зависимости от конкретных условий;
в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
различных позиций в сотрудничестве;
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
собственную позицию;
решению проблемы;
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
Предметные | |
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
морфемами в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
при их сравнении;
переносном значении (простые случаи);
имён прилагательных, глаголов по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
дополнения, обстоятельства;
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
орфографической ошибки;
ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. |
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Учебно-тематический план курса «Путь к грамотности»
Раздел «Синтаксис» (10 ч)
Тема 1. Как прекрасен наш язык! (1 ч)
Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис — раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна.
Тема 2. Королевство предложений (1ч)
Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта — плаката «Королевство предложений».
Тема 3. Виды предложений (1ч)
Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект «Виды предложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта — пиктограммы.
Тема 4. Кто здесь главный? (1ч)
Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений. Интеллектуальный тренинг.
Тема 5. Дружба слов (1ч)
Разработка группового проекта «Друзья- словосочетания». Создание информационного продукта — паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение - метод исследования. Мини- тест, интеллектуальный тренинг.
Тема 6. Дополнение (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг.
Тема 7. Определение (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражено, графическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг.
Тема 8. Обстоятельство (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.
Тема 9. Родня в предложении (1ч)
Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта.
Тема 10. Защита проектов по синтаксису (1ч)
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Пунктуация» (6 ч)
Тема 11. Знаки препинания (1 ч)
Самоанализ «После защиты проекта». Назначение пунктуации. Тематика проектов по пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг.
Тема 12. Обращение (1 ч)
Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта — схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг.
Тема 13. Как пишут письма? (1ч)
Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот- навыворот». Создание творческого продукта — написание письма.
Тема 14. Эксперты предложений (1ч)
Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа.
Тема 15. Грамматическое исследование (1ч)
Подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный). Мозговой штурм: взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 16. Защита проектов по пунктуации (1 ч)
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Морфология» (18 ч)
Тема 17. Неутомимые глаголы (1ч)
Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в речи, обобщение информации на аукционе знаний.
Тема 18. Спряжение глаголов (1ч)
Школа эйдетики, игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола», личное окончание глаголов. Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта — сочинение сценария сказки.
Тема 19. Алгоритм правописания (1ч)
Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Всезнающие существительные (1ч)
Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 21. Склонение существительных (1ч)
Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачки «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 22. Слово о падежах (1ч)
Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенные падежи. Создание информационного продукта — таблицы падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Великолепная шестерка падежей (1ч)
Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.
Тема 24. Слова-помощники (1ч)
Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 25. Морфологический разбор существительного (1ч)
Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина.
Тема 26. Чувствительные прилагательные (1ч)
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг.
Тема 27. Полезная краткость (1ч)
Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Решение морфологической задачки «Как я хорош!»: резюме, шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.
Тема 28. Доброта мягкого знака (1ч)
Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентация знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге.
Тема 29. Суровость твердого знака (1ч)
Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг.
Тема 30. Конкурс «Грамотеи» (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 31. Путь к грамотности (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности.
Тема 32. Подготовка к защите проекта (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: презентация проекта, выступление. Беседа: интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта.
Тема 33. Защита проекта (1ч)
Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 34. Лингвистические посиделки (1ч)
Самоанализ «После защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности».
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
СИНТАКСИС (10ч) | ||||||||
1 | 3с | Как прекрасен наш язык! | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия, относящиеся к проекту, — проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация; методы исследования - анализ, синтез, индукция, наблюдение; продукт, презентация; фонетика, графика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис; игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?»; создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна | Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | ||
2 | 10с | Королевство предложений | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: синтаксис, морфология, эксперимент; преобразование текста; тематика проектов по синтаксису; тема, цель, задача; творческий продукт — плакат «Королевство предложений» | Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений | Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | ||
3 | 17с | Виды предложений | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: вид предложения, цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания, мимика; разработка группового проекта «Королевство предложений»; опорный конспект «Виды предложений»; презентация материала к проекту в виде песни; создание творческого продукта — пиктограммы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и аналитической деятельности | ||
4 | 24 | Кто здесь главный? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез, эксперимент, грамматическая основа; разработка группового проекта «Главные члены предложения»; интеллектуальный тренинг | Научиться анализировать состав и структуру предложения | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||
5 | 1ок | Дружба слов | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: мини- тест, мозговой штурм, сравнение, главное и зависимое слова, морфологический состав словосочетания; разработка группового проекта «Друзья-словосочетания»; информационный продукт (паспорт словосочетания); интеллектуальный тренинг | Научиться анализировать состав и структуру предложения | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||
6 | 8ок | Дополнение | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: алгоритм синтаксического разбора, второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи, графическое изображение; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Знайка на Луне»; интеллектуальный тренинг | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||
7 | 15ок | Определение | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: второстепенный член предложения, определение, графическое изображение, государственный символ, значение цветов российского флага; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Нарисую грамоту»; групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов; поисковик; интеллектуальный тренинг | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | ||
8 | 22ок | Обстоятельство | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое изображение, критерии оценки проектной работы; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Русская изба»; работа с толковым словарем; подготовка к защите проекта; поисковик, чтение скороговорок | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | ||
9 | 29ок | Родня в предложении | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение изученного материала (однородные члены предложения, графическое изображение, алгоритм синтаксического разбора); разработка группового проекта «Однородные члены предложения»; решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе»; интеллектуальный тренинг, мини-тест; предзащита проекта | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||
10 | 11н | Защита проектов по синтаксису | Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей в систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита индивидуальных и групповых проектов по синтаксису; презентация творческих и информационных продуктов (конспекты, плакаты, игры, сказки) | Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план (последовательность действий). Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование самооценки, развитие творческих способностей | ||
ПУНКТУАЦИЯ (6 ч) | ||||||||
11 | 18н | Знаки препинания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — назначение пунктуации, знаки препинания; самоанализ «После защиты проекта»; тематика проектов по пунктуации; работа с толковым словарем; разработка группового проекта «Знаки препинания»; интеллектуальный тренинг | Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач | Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||
12 | 25н | Обращение | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — компьютерная презентация, слайд, анимация, программа Microsoft Office PowerPoint, алгоритм работы; обращение, постановка знаков препинания; разработка группового проекта «Разрешите обратиться!»; создание информационного продукта (схем предложений с обращением); интеллектуальный тренинг | Научиться выделять в речи и на письме обращения | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||
13 | 3д | Как пишут письма? | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо; разработка коллективного проекта «Я к вам пишу»; игра «Шиворот-навыворот»; создание творческого продукта - написания письма | Научиться следовать нормам написания письма | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе: словарях, энциклопедиях и т. д. | Формирование мотивации к познавательной деятельности | ||
14 | 10д | Эксперты предложений | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: эксперт, экспертиза, сравнение, анализ, мозговой штурм, простое и сложное предложение, грамматическая основа; работа с толковым словарем; решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино» | Научиться анализировать вид и структуру предложений | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||
15 | 17д | Грамматическое исследование | Формирование у учащихся деятельностных способностей к обобщению теоретической информации: морфология, синтаксис, пунктуация, алгоритм; подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный); интеллектуальный тренинг | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влия ния изучения разделов русского языка на грамотность | Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
16 | 24д | Защита проектов по пунктуации | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов (плакаты, компьютерная презентация, сказки) | Научиться защищать проект | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
МОРФОЛОГИЯ (18 ч) | ||||||||
17 | 14ян | Неутомимые глаголы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения, назначение глаголов; разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм; аукцион знаний | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа роли частей речи | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
18 | 21ян | Спряжение глаголов | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: школа эйдетики, ассоциация, спряжение, личное окончание глаголов, творческий продукт — сценарий,творческая атмосфера, жанр литературы — сказка, герои сказки, сюжет; игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька»; решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола»; интеллектуальный тренинг | Научиться способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
19 | 28ян | Алгоритм правописания | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, инфинитив, спряжение, суффикс, окончание; мозговой штурм; создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов; решение орфографической задачки; интеллектуальный тренинг | Научиться способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
20 | 4ф | Всезнающие существительные | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: имя существительное, морфологические признаки, категория рода и числа, общий род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группового проекта «Всезнающие существительные»; интеллектуальный тренинг, творческий продукт | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
21 | 11ф | Склонение существительных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж, практикум, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные»; решение морфологической задачки «Аленький цветочек»; интеллектуальный тренинг | Научиться различным способам определения склонения имен существительных | Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
22 | 18ф | Слово о падежах | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, информационный продукт — таблица, творческий продукт, роли; работа с толковым словарем; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; интеллектуальный тренинг | Научиться объяснять назначение и роль падежей | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | ||
23 | 25ф | Великолепная шестерка падежей | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи; эксперимент, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; работа в группах, эксперимент, сбор информации, презентация материала | Научиться находить и анализировать информацию в справочной литературе | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
24 | 4м | Слова- помощники | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: дедукция, алгоритм правописания окончаний, таблица, формулы, предлоги, слова-помощники; интеллектуальный тренинг, творческий продукт | Научиться различным способам объяснения правописания безударных окончаний имен существительных | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||
25 | 11м | Морфологический разбор существительного | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: синтез, лексическое значение, постоянные и непостоянные признаки, алгоритм морфологического разбора; решение морфологической задачки «Веселая ярмарка»; интеллектуальный тренинг, викторина | Научиться производить морфологический разбор имен существительных | Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности | ||
26 | 18м | Чувствительные прилагательные | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет, характеристика человека (черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу); беседа о прилагательных; решение морфологических задачек «Что задумано?», «Кто задуман?»; интеллектуальный тренинг | Научиться характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | ||
27 | 25м | Полезная краткость | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - сравнение, краткие и полные формы имен прилагательных, значение, роль в предложении, резюме, качества характера, шаблон; решение морфологической задачки «Как я хорош!»; интеллектуальный тренинг | Научиться писать резюме по шаблону | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
28 | 8ап | Доброта мягкого знака | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — анализ и синтез, буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак; презентация знаний в «Песне про мягкий знак»; решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | ||
29 | 15ап | Суровость твердого знака | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — история буквы «ер», справочная литература, пластический этюд; решение орфографической задачки «Заяц Хваста»; интеллектуальный тренинг, поисковик (пословицы и фразеологизмы с твердым знаком) | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию | ||
30 | 22ап | Конкурс «Грамотеи» | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования; фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, синтаксис, пунктуация; самопроверка; интеллектуальный тренинг | Научиться обобщать информацию и применять на практике знания | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию | ||
31 | 29ап | Путь к грамотности | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, поиск информации, продукт проекта; алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности | Научиться проводить исследование | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | ||
32 | 6м | Подготовка к защите проекта | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: мини-тест, презентация проекта, выступление; интересные факты из истории письменности и книг; творческий продукт — репетиция спектакля-сказки «По секрету всему свету»; подготовка к защите проекта | Научиться обобщать информацию и творчески ее представлять | Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним. Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации | ||
33 | 13м | Защита проекта | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита итогового проекта; презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися); вопросы проектантам и оценка проектных работ | Научиться выполнять и защищать проект | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности | ||
34 | 20м | Лингвистические посиделки | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: самоанализ, лингвистические посиделки, богатство русского языка; применение знаний на практике в ходе конкурсной программы | Научиться выразительно читать стихотворения о русском языке | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, к самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Формирование самооценки, развитие творческих способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любители русского языка" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любители русского языка" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 3 класс
Данный материал содержит разработку программы по внеурочной деятельности по русскому языку. Занятия по программе дают возможноть подготовить детей к предметным олимпиадам....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык" 3 класс
Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рам...