Урок русского языка в 3 классе, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык, 3 класс, технологическая карта урока "Корень. Однокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 класс, русский язык, технологическая карта урока "Корень. Однокоренные слова" | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Разработчик: Липаева Антонина Павловна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 175 г.о. Самара
Учебный предмет: русский язык (УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)
Класс: 3
Тема урока: Корень. Однокоренные слова.
Тип урока: Изучения нового материала.
Цель урока: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
Задачи урока:
образовательные:
- формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в подборе однокоренных слов (познавательные и регулятивные УУД);
развивающие:
- обеспечить усвоение учащимися учебных действий поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в подборе однокоренных слов (познавательные и регулятивные УУД);
- обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);
воспитательные:
- закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
- способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
Ресурсы: учебник, проектор, компьютер
№ п/п | Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы и приемы работы | ФОУД * | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые УУД |
1 | Организа-ционный момент. | Ну-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»? | Метод стимулирования. | Ф | Привет-ствует обучаю-щихся, проверяет их готов-ность к уроку. | Привет-ствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2 | Актуализация знаний 1.Чистописание. | Загадка: Что за звездочки такие на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинка) - А какую букву будем писать догадайтесь. Она есть в слове отгадке. Она образует согласный звук, всегда твёрдый, звонкий, парный по звонкости и глухости. (Буква Жж). Показ учителем на доске Жж | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Повторе-ние. | И | Указыва-ет объект наблюде-ния. | Выполня-ют упраж-нение в тетради. Обосновы-вают выбор написания. | Регулятивные: - умение осуществлять действие по образцу. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний. |
2.Словарно-орфографическая работа. | - О каком времени года идёт речь? Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. -Назовите зимние меся-цы. - Запишите их название. - Какой орфограммой вы воспользовались при за-писи этих слов? - Запишите рядом с каж-дым словом количество букв и звуков. - Какое слово лишнее? Почему? | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа по плану урока. Работа у доски. | И Ф | Органи-зуетдиа-лог с уча-щимися, в ходе ко-торогоконкрети-зирует понятие «орфо-грамма». | Записыва-ют слова в тетради, выделяют орфограм-мы, выпол-няют фоне-тический разбор. Самопро-верка. Оценка лесенкой. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и чётко излагать своё умение выстраивать речевые конструкции. | |
3. | Мотивация деятельности. Целеполагание. | Запись однокоренных слов. - Почему «водитель» - чужак? Докажите. - Ребята, сформулируйте тему урока. - Корень слова. Однокоренные слова. - Сформулируйте цель урока. | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа с текстом. «Грамма-тическая сказка». «Чужак». | Ф | Органи-зуетдиа-лог с обу-чающи-мися. Подводит детей к формули-рованию темы уро-ка и постанов-ке задач. | 1). Слуша-ют. Делают выводы. Решают поставлен-ную проб-лему. 2). Запись однокорен-ных слов. Выявляют лишнее слово. 3).Форму-лируют те-му урока. Ставят за-дачи. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. 1) Подбор родствен-ных слов | Давайте собирать родственников зимы и верных её слуг. - Записать родственные слова к слову зима. - Выделите корень, поставьте ударение. - Назовите слова с безударной гласной, которая требует проверки. - Какие слова являются проверочными? - Сделайте вывод: - Как пишутся корни родственных слов? | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. | Г П И | Органи-зуетдиа-лог. Даёт задание. Уточняет правило. Нацели-вает на вывод, как пи-шется ко-рень род-ственных слов. Нацели-вает на работу с толковым словарём. | Записыва-ютодноко-ренные слова, выделяют корень, де-лают вы-вод, чита-ют правило в учебнике. Работают с толковым словарём, выбирают однокоренные слова, которые им незнакомы. Решают проблему, какое сло-во из род-ственных лишнее. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно. Регулятивные: - составление плана и последовательных действий. Личностные: - знание основных моральных норм работы в паре. Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2)Работа с толковым словарём. | - Найдите родственников зимы и запишите те, которые у вас не записаны. зимородок зимохвал зимник - Докажите, что данные слова можно назвать родственными? | Поиско-вый | П | ||||
5.
| Первичная проверка понимания урока. 1)Письмо по памяти. | Зима не приходит одна. С ней её верные слуги. Кто они? М .ро . тр . щит – б .льшомухол . ду быть. - Вставить пропущенные буквы. - Запишите по памяти. | Наблю-дение. Доказа-тельство. Рефлек-сия. | И П Ф Г | Даёт установку на запо-минаниепредло-жения. Обращает внимание на орфо-граммы. | Объясняют написание слов. Записыва-ютпредло-жение. Взаимо-проверка тетрадей. Рефлексия. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность. - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, используя интерактивную доску. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2) Работа с интер-активной доской. | - Вернёмся к слугам зимы. Кто они? - Мороз и холод. - Эти два господина считают себя близкими родственниками. - Так ли это? - Заселите их в домики (дети работают, подбирают однокорен-ные слова у доски). - Докажите, что это слова родственные. - Так можно ли слова мороз и холод считать родственными между собой? - Как называем такие слова? (Синонимы). | Проблем-ная ситу-ация. Наблю-дение. Рефлек-сия. | Ф И | Поста-новкапроблемыУстанов-ка на деятель-ность. | Заселяют слова в домики. Доказыва-ют. Выделяют корень. Решают проблему. Рефлексия. | ||
6.
| Психофи-зическая трениров-ка. 1) Письмо по памяти. | Ребята, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Словес-ный, работа в парах. | П | Органи-зация психо-физичес-кой тре-нировки. | Выполне-ние упраж-нения для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
2)Гимнастика для глаз. | Просмотр мультимедийной презентации. | Просмотр презента-ции. | Г | Органи-зует вы-полнение гимнастики для глаз. | Выполня-ютгимнас-тику для глаз по упражне-ниям пре-зентации. | ||
3)Работа с учебником | Чтение текста упражне-ния 159 (Выпишите по группам родственные слова, выделите корень) - Сколько групп однокоренных слов? Почему? - Дети записывают: (3 ученика у доски, остальные в группах) | Словес-ный, упраж-нения, работа с учебни-ком. | Г | Состав-ляет диа-лог. Подводит к выводу. Организует работу в группах, проверяет. | Выписы-вают слова. Делают вывод. Вступают в беседу. | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - уметь различать однокоренные слова от формы одного слова. Личностные: - формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки; Коммуникативные: - управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка; - уметь оказать помощь товарищам. | |
7. | Первичное закрепление. 1)Творческая работа. | - Зиму воспевали в своих стихах поэты. Создавали картины великие худож-ники. Полюбуйтесь этими картинами и послушайте музыку П.И. Чайковского. - Вы можете проявить своё творчество и воспеть зимушку. Даны опорные слова: Разгулялась, в, снежные, укутала, зимушка-зима, деревья, наряды, ветки, варежки, надела, пуховые, снег, солнце, яркими, лучами. - Составить текст, используя слова. Проверка: Чтение текс-тов каждой группой. Выбор лучшего. - Назовите однокорен-ные слова. | Демон-страция, наблю-дение, просмотр. | Г | Органи-зует бесе-ду о ху-дожниках и карти-нах о зи-ме. О компози-торе П.И. Чайков-ском. Нацели-вание на работу. | Слушают музыку Чайков-ского «Зима». Просмат-ривают слайд программу. Работа в группах. Составле-ние текста. Выделение одноко-ренных слов. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, принимать решение; - выбор главного в групповой работе. Личностные: - готовность к сотрудничеству; - оказание помощи; - развитие творческих способностей; - умение слушать и слышать. |
2) Игра «Редактор». | - Какие осадки выпада-ют зимой? (Снег) -Какой орфограммой бу-дете пользоваться, что-бы записать это слово? - Подберите однокорен-ные слова. Работа на листочках индивидуальная с после-дующей проверкой на интерактивной доске. Проплясали по _____ ________ метели. Снегири _________ Песню просвистели. У _______ реки В _______ переулке Звонко носятся ______ , Режут лёд ________ Слова для справок: сне-гам, снежные, снегови-кам, заснеженной, снеж-ном, снежки, снегурки. | Инструк-таж, сло-весный. | И Ф | - Восста-нови текст, добавив одноко-ренные слова. Выделите корень. | Произво-дятпредва-рительную оценку ра-боты. Записыва-ют слова, сверяют с записями на доске, ставят констати-рующую оценку себе. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способов действия и его резуль-тата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений, доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: - оценивание усваиваемогосодер-жания, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
8. | Заключи-тельный. Рефлексия. | Рефлек-сия. Контрольно-оценочная деятель-ность. | Ф И | Подвести учащих-ся к под-ведению итогов урока. Обеспе-чить по-ложительную реакцию учащихся на уроке. | Подведе-ние итогов. Получают позитив-ный настрой от урока. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: - оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; - проявлять активность в деятельности. | |
9. | Домашнее задание. | Урок наш окончен и вы-полнен план. Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно, усерд-но трудились! И знания ваши, нам всем пригоди-лись. Работа с листками самооценки. |
ФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Список использованных источников.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 2-4 кл., сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2015 год.
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Учебник «Русский язык» в двух частях. 2-4 кл. / М., «Просвещение», 2017 год.
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. В.2 ч.Ч.1, Ч.2
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Уроки русского языка. Методическое пособие. 3 класс.
Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 1-4 кл., С. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение», Москва, 2016 год.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс, авт. Л.Ф. Климанова
Электронные источники информации: www.wikipedia.ru, www.openclasse.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...