Урок русского языка в 3 классе, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Липаева Антонина Павловна

Русский язык, 3 класс, технологическая карта урока  "Корень. Однокоренные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: Липаева Антонина Павловна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 175 г.о. Самара

Учебный предмет: русский язык (УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)

Класс: 3

Тема урока: Корень. Однокоренные слова.

Тип урока: Изучения нового материала.

Цель урока: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

 Задачи урока:

образовательные:

  •  формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в подборе однокоренных слов (познавательные и регулятивные УУД);

развивающие:

  • обеспечить усвоение учащимися учебных действий поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в  подборе однокоренных слов (познавательные и регулятивные УУД);
  • обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);

воспитательные:

  • закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

Ресурсы: учебник, проектор, компьютер

№ п/п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и приемы работы

ФОУД *

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые УУД

1

Организа-ционный момент.

Ну-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»?

Метод стимулирования.

Ф

Привет-ствует обучаю-щихся, проверяет их готов-ность к уроку.

Привет-ствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний

1.Чистописание.

Загадка: Что за звездочки такие на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинка)

- А какую букву будем писать догадайтесь. Она есть в слове отгадке. Она образует согласный звук, всегда твёрдый, звонкий, парный по звонкости и глухости. (Буква Жж).

Показ учителем на доске

Жж

Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Повторе-ние.

И

Указыва-ет объект наблюде-ния.

Выполня-ют упраж-нение в тетради. Обосновы-вают выбор написания.

Регулятивные:

- умение осуществлять действие по образцу.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний.

2.Словарно-орфографическая работа.

- О каком времени года идёт речь?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-Назовите зимние меся-цы.

- Запишите их название.

- Какой орфограммой вы воспользовались при за-писи этих слов?

- Запишите рядом с каж-дым словом количество букв и звуков.

- Какое слово лишнее? Почему?

Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа по плану урока. Работа у доски.

И

Ф

Органи-зуетдиа-лог с уча-щимися, в ходе ко-торогоконкрети-зирует понятие «орфо-грамма».

Записыва-ют слова в тетради,  выделяют орфограм-мы, выпол-няют фоне-тический разбор. Самопро-верка. Оценка лесенкой.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и чётко излагать своё умение выстраивать речевые конструкции.

3.

Мотивация деятельности.

Целеполагание.

Запись однокоренных слов.

- Почему «водитель» - чужак? Докажите.

- Ребята, сформулируйте тему урока.

- Корень слова.

Однокоренные слова.

- Сформулируйте цель урока.

Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа с текстом. «Грамма-тическая сказка». «Чужак».

Ф

Органи-зуетдиа-лог с обу-чающи-мися. Подводит детей к формули-рованию темы уро-ка и постанов-ке задач.

1). Слуша-ют. Делают выводы. Решают поставлен-ную проб-лему.

2). Запись однокорен-ных слов. Выявляют лишнее слово.

3).Форму-лируют те-му урока. Ставят за-дачи.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

1) Подбор родствен-ных слов

Давайте собирать родственников зимы и верных её слуг.

- Записать родственные слова к слову зима.

- Выделите корень, поставьте ударение.

- Назовите слова с безударной гласной, которая требует проверки.

- Какие слова являются проверочными?

- Сделайте вывод:

- Как пишутся корни родственных слов?

Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация.

Г П И

Органи-зуетдиа-лог. Даёт задание. Уточняет правило. Нацели-вает на вывод, как пи-шется ко-рень род-ственных слов. Нацели-вает на работу с толковым словарём.

Записыва-ютодноко-ренные слова, выделяют корень, де-лают вы-вод, чита-ют правило в учебнике. Работают с толковым словарём, выбирают однокоренные слова, которые им незнакомы. Решают проблему, какое сло-во из род-ственных лишнее.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно.

Регулятивные:

- составление плана и последовательных действий.

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в паре. Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2)Работа с толковым словарём.

- Найдите родственников зимы и запишите те, которые у вас не записаны.

зимородок

зимохвал

зимник

- Докажите, что данные слова можно назвать родственными?

Поиско-вый

П

5.

 

Первичная проверка понимания урока.

1)Письмо по памяти.

Зима не приходит одна. С ней её верные слуги. Кто они?

М .ро .   тр . щит –

б .льшомухол . ду быть.

- Вставить пропущенные буквы.

- Запишите по памяти.

Наблю-дение. Доказа-тельство. Рефлек-сия.

И П Ф Г

Даёт установку на запо-минаниепредло-жения. Обращает внимание на орфо-граммы.

Объясняют написание слов. Записыва-ютпредло-жение. Взаимо-проверка тетрадей. Рефлексия.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, используя интерактивную доску.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2) Работа с интер-активной доской.

- Вернёмся к слугам зимы. Кто они?

- Мороз и холод.

- Эти два господина считают себя близкими родственниками.

- Так ли это?

- Заселите их в домики (дети работают, подбирают однокорен-ные слова у доски).

- Докажите, что это слова родственные.

- Так можно ли слова мороз и холод считать родственными между собой?

- Как называем такие слова? (Синонимы).

Проблем-ная ситу-ация. Наблю-дение. Рефлек-сия.

Ф И

Поста-новкапроблемыУстанов-ка на

деятель-ность.

Заселяют слова в домики. Доказыва-ют. Выделяют корень. Решают проблему. Рефлексия.

6.

 

Психофи-зическая трениров-ка.

1) Письмо по памяти.

Ребята, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Словес-ный, работа в парах.

П

Органи-зация психо-физичес-кой тре-нировки.

Выполне-ние упраж-нения для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

2)Гимнастика для глаз.

Просмотр мультимедийной презентации.

Просмотр презента-ции.

Г

Органи-зует вы-полнение гимнастики для глаз.

Выполня-ютгимнас-тику для глаз по упражне-ниям пре-зентации.

3)Работа с учебником

Чтение текста упражне-ния 159 (Выпишите по группам родственные слова, выделите корень)

- Сколько групп однокоренных слов? Почему?

- Дети записывают: (3 ученика у доски, остальные в группах)

Словес-ный, упраж-нения, работа с учебни-ком.

Г

Состав-ляет диа-лог. Подводит к выводу. Организует работу в группах, проверяет.

Выписы-вают слова. Делают вывод. Вступают в беседу.

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- уметь различать однокоренные слова от формы одного слова.

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка;

- уметь оказать помощь товарищам.

7.

Первичное закрепление.

1)Творческая работа.

- Зиму воспевали в своих стихах поэты. Создавали картины великие худож-ники. Полюбуйтесь этими картинами и послушайте музыку П.И. Чайковского.

- Вы можете проявить своё творчество и воспеть зимушку.

Даны опорные слова:

Разгулялась, в, снежные, укутала, зимушка-зима, деревья, наряды, ветки, варежки, надела, пуховые, снег, солнце, яркими, лучами.

- Составить текст, используя слова.

Проверка: Чтение текс-тов каждой группой.

Выбор лучшего.

- Назовите однокорен-ные слова.

Демон-страция, наблю-дение, просмотр.

Г

Органи-зует бесе-ду о ху-дожниках и карти-нах о зи-ме.  О компози-торе П.И. Чайков-ском. Нацели-вание на работу.

Слушают музыку Чайков-ского «Зима». Просмат-ривают слайд программу.

Работа в группах. Составле-ние текста. Выделение одноко-ренных слов.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, принимать решение;

- выбор главного в групповой работе.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству;

- оказание помощи;

- развитие творческих способностей;

- умение слушать и слышать.

2) Игра «Редактор».

- Какие осадки выпада-ют зимой? (Снег)

-Какой орфограммой бу-дете пользоваться, что-бы записать это слово?

- Подберите однокорен-ные слова.

Работа на листочках индивидуальная с после-дующей проверкой на интерактивной доске.

Проплясали  по _____

________    метели.

Снегири _________

Песню просвистели.

У _______ реки

В _______ переулке

Звонко носятся ______ ,

Режут лёд ________

Слова для справок: сне-гам, снежные, снегови-кам, заснеженной, снеж-ном, снежки, снегурки.

Инструк-таж, сло-весный.

И Ф

- Восста-нови текст, добавив одноко-ренные слова. Выделите корень.

Произво-дятпредва-рительную оценку ра-боты. Записыва-ют слова, сверяют с записями на доске, ставят констати-рующую оценку себе.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способов действия и его резуль-тата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений, доказательства;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

 - оценивание усваиваемогосодер-жания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

8.

Заключи-тельный.

Рефлексия.

Рефлек-сия. Контрольно-оценочная деятель-ность.

Ф И

Подвести учащих-ся к под-ведению итогов урока. Обеспе-чить по-ложительную реакцию учащихся на уроке.

Подведе-ние итогов. Получают позитив-ный настрой от урока. Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

- оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

- проявлять активность в деятельности.

9.

Домашнее задание.

Урок наш окончен и вы-полнен план. Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усерд-но трудились! И знания ваши, нам всем пригоди-лись. Работа с листками самооценки.

ФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). 

Список использованных источников.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 2-4 кл., сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2015 год.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Учебник «Русский язык» в двух частях. 2-4 кл. / М., «Просвещение», 2017 год.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. В.2 ч.Ч.1, Ч.2

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Уроки русского языка. Методическое пособие. 3 класс.

Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 1-4 кл., С. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива», изд-во   «Просвещение», Москва, 2016 год.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс, авт. Л.Ф. Климанова                                                 

Электронные источники информации: www.wikipedia.ru, www.openclasse.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...