Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Знакомство с частью речи «Наречие» и ее значением; развивать умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_4_kl._russkiy_yazyk.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Наречие
Цели: познакомить с частью речи «Наречие» и ее значением; развивать умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
познавательные (п.) – умение выделять орфограммы; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логические операции сравнения и синтеза; коммуникативные (к.) – выбор средств для успешного решения коммуникативной задачи; умения сотрудничать с другими людьми, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; регулятивные (р.) – определение цели учебной деятельности с помощью учителя;
личностные (л.) – уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Технологическая карта урока русского языка в 4-м классе
Этапы | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 этап. Организационный момент | Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок. (слайд 1,2) - Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач! | Приветствуют учителя и настраиваются на урок. | Личностные: - самоопределение; - ориентация на успешную учебную деятельность. | |
2 этап. Актуализация знаний. | Цель: повторить словарные слова | Организует фронтальную работу, вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Словарная работа (слайд 3). - Какая работа нам предстоит? Выполнение работы учащимися. (фронтальная работа) Сделайте вывод. | Работают с информацией. Слушают. Читают. Участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение и аргументы. - Вставить пропущенные буквы в словарные слова. - Все слова с непроверяемым написанием, правописание этих слов нужно запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю. | Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: анализировать, делать умозаключение, - построение логической цепи рассуждений, - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | |
3 этап. Постановка проблемной ситуации. | Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | Организует фронтальную работу, вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. (слайд 4) - Продолжаем работать с этими словами. Посмотрите внимательно, что мы должны сделать? - Что обозначают слова каждой группы? - На какие вопросы они отвечают? - Какие грамматические признаки имеют? - Какие слова остались, что общего у этих слов? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Попробуйте определить, что они обозначают: признак или действие. | Выявляют место и причину затруднения. - Записать слова в 3 столбика по частям речи. -Обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов. -Как? Где? Когда?Куда? -Наречие обозначает признак действия. | Личностные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. | |
4 этап. Постановка темы и цели урока. | Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока . Побуждает к планированию УД. - С какой частью речи мы сегодня познакомимся? (слайд 5) - Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Что вы хотите узнать об этой части речи? (слайд 6) - Для того, чтобы ответить на все вопросы, поработаем в группах. (учащиеся делятся на 4 группы) | Согласовывают тему урока, ставят цель. Определяют средства достижения цели. -Познакомимся с наречием. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
5 этап. Освоение нового материала. | Цель: построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение. | Организует исследовательскую работу в группах, вовлекает учащихся в обсуждение. - У каждой группы на столах лежит лист с «Алгоритмом изучения части речи» (слайд 7) и маршрутный лист. (см. Приложение №1,2) Эти 2 листа вы будете заполнять по ходу своих открытий. Будете двигаться пошагово, от пункта к пункту, пользуясь алгоритмом. Прочитайте предложение на своем маршрутном листе, найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы, запишите выделенные слова вместе с вопросами. - Какой частью речи являются выделенные слова? - На какие еще вопросы может отвечать наречие? (слайд 8) - Обратимся к предложениям на слайде. (слайд 9) Прочитайте их без наречия, а теперь с наречием. - Что заметили? Изменилось ли предложение? - Как вы считаете, какую роль выполняют наречия в нашей речи? - Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». - Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Русские грамматисты назвали ее точно также. - Вы догадались почему? - Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? - Чтобы найти наречие, нужно найти глагол и поставить от него вопрос. | Работают в группах с информацией. Участвуют в обсуждении, в исследовательской деятельности. Высказывают собственное мнение и аргументы. 1 группа - где? впереди, когда? вечером 2 группа - как? неохотно, как? несмело 3 группа - как? косо, где? вдали 4 группа - как? свежо, как? морозно, как? вкусно - Наречием.
- Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его. - Если глагол обозначает действие, значит наречие будет обозначать признак этого действия. | Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: проговаривать наречия. | |
6 этап. Физминутка | Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития фонетических, лексических навыков на уроке коми языка через использование физминуток. | Показывает движения. (слайд 10) - Слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? | Повторяют движения за учителем. - Наречие. | ||
7 этап Первичное закрепления. | Цель: применение нового знания в типовых заданиях, научиться использовать наречия в разных речевых ситуациях. | Организует работу в группах. Обеспечивает контроль за выполнением задания. - Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах, задание на маршрутных листах. - Понаблюдайте и обсудите в своей группе: 1 группа – изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного числа; 2 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного рода; 3 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного времени; 4 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного лица и числа; -Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали? (слайд 15) Заполняется 5 пункт (алгоритм изучения части речи). -Как вы думаете, каким членом предложения является наречие? -Разберите предложение (записанное на маршрутном листе) по членам предложения и по частям речи. (работа в группах) - Каким членом предложения является наречие? - Сформулируйте правило, что такое наречие, пользуясь алгоритмом изучения части речи. Самостоятельная работа. - Вы много работали на уроке в группах, а теперь каждый поработает самостоятельно. Работа с карточками. - Замените фразеологизм одним словом – наречием. (см. Приложение №3) (например: работать спустя рукава – небрежно) Проверка. (фронтальный опрос) | Работают в группах. Проверка по группам: (слайды 11,12,13,14) - Обстоятельством места, времени, образа действия. - Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? в предложении является обстоятельством. | Регулятивные: осуществляют действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные: участвуют в составлении предложений с использованием наречий. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. | |
8 этап. Рефлексия учебной деятельности. | Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, подведение итогов. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - А сейчас, для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, предлагаю составить вам синквейн. - Что такое синквейн? - Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения. (слайд 16) Работа в группах. Проверка каждой группы. Образец синквейна по теме на слайде. (слайд 17) Перед вами слайд с заполненным алгоритмом изучения части речи. (слайд 18) Проверьте правильность каждого пункта знаками + -,оцените работу своей группы в целом. - Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? Закончите предложения. (слайд 19) Оцените свою работу, напишите букву Я на ступени, соответствующей уровню ваших знаний по теме (у каждого карточка-лесенка). (слайд 20) - Ребята, расскажите о своих ощущениях на этом уроке, используя наречия. А мне работать с вами было увлекательно. - Я хочу прочитать вам такое стихотворение: Если будет вам желательно Действие или признак пояснить. Это значит: нужно обязательно Вам наречие на помощь пригласить! -Нам сегодня не встретились на уроке наречия, которые поясняют имена прилагательные. Такие наречия мы будем изучать на следующих уроках, наречия, обозначающие признак признака. | Самооценка учениками собственной учебной деятельности. - Слово французское, в переводе означает «стихотворение их пяти строк». - Хорошо, интересно, комфортно,познавательно. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
9 этап. Домашнее задание. | Программный уровень – выписать из орфографического словаря (в конце учебника) все наречия, составить и записать предложения с ними, поставить к наречиям вопросы. Уровень повышенной сложности – найти и выписать из литературных произведений 3-5 предложений, найти наречия, подчеркнуть их и указать их роль в предложении. |
Директор МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты К.Ф. Степанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс
УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
Урок разработан по всем требованиям ФГОС....
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС
Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные универсальные учебные действия. Подробно разьяснена деятельность учителя и деятел...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС
Класс: 2 «Б» классПредмет: Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог....
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...