Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по русскому языку с календарно-тематическим планированием.,2 класс УМ К "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2a.docx | 299.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Миллеровский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 имени Пенькова М.И.
«Утверждаю» Директор МБОУ гимназии №1 приказ от 26. 08.2021 г. № 262 __________ Н.И.Пономарев печать |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования: начальное общее образование, 2 класс
Количество часов: 163 ч.
Учитель : Заикина Светлана Александровна.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку под редакцией В.П. Канакиной , В. Г. Горецкого. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение» , 2021 год.
2021-2022 ученый год.
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
Нормативно правовыми документами федерального уровня:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ п.3.6. ст. 28 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО).
- Письмо Министерства оьбразования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-178 «О рабочих программах»Федерального переченя учебников.
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645).
Нормативно правовыми документами локального уровня:
- Основной образовательной программой гимназии (педсовет от 06.05.2018 г. пр. № 8, приказ №114 от 16.05.2018 г.;
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №1 им. Пенькова М.И. пр. Управляющего совета от 13.12.2015 г. №2, приказ по МУУО Миллеровского района от 03.12.2015 №1010;
- Локальных актов ОО (годовой календарный график, Положение о рабочей программе учебного предмета (приказ №145 от 28.08.2020 г.), курса, дисциплины);
- Программой воспитания гимназии (Приказ №12/1 от 24.06.2021 г., педсовет от 24.06.2021 №8);
- Учебным планом МБОУ гимназии №1 на 2020-2021 уч. год(приказ от 26.08.2021г № 262);.
На основании:
- Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
- Статья 28. Компетенция, права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Учебно-методический комплект. Учебник «Русский язык. 2 класс».Авторы В.П. Канакина , В. Г. Горецкий.УМК «Школа России». Издательство «Просвещение» 2016г.
Место учебного предмета.
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык во2 классе отводится 5 часов в неделю.
Календарный учебный график МБОУ гимназии № 1 на 2021 -2022 учебный год предусматривает во 2 классе 34 учебные недеи.. В соответствии с ФГОС и учебным планом школы на 2021 -2022 уч. год для основного общего образования на учебный предмет русский язык во 2 классе отводится 5 часов в неделю, т.е. 170 часов в год.
Данная рабочая программа является адаптированной и позволяет в ходе реализации вносить изменения в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками
( календарный учебный график (приказ от 26.08.2021г № 262);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
-отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя;
- участие в ВПР;
- в условиях карантина на дистанционном обучении;
и другими.
Рабочая программа рассчитана на 163 часа , будет выполнена и освоена обучающимися в полном объёме.
2. Планируемые результаты .2 класс.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою
Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
297
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств
одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,
сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях
учебника, справочном материале учебника — в памятках) в
планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней
речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной
задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух,
решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах,
страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах
(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя
и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,
приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе
в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной
теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной
организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей
(под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых
языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию
изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем
и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать
на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать
своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Понимание значения русского языка как государственного
языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•воспитание уважительного отношения к русскому языку как
родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•понимание русского языка как великого достояния русского
народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского
языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)
и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
•начальные умения выбирать адекватные языковые средства
при составлении небольших монологических высказываний;
•овладение первоначальными научными представлениями о
системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:
фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис (в объёме изучаемого курса);
•применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
•первоначальные умения проверять написанное;
•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми
единицами;
•формирование начальных умений находить, характеризовать,
сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как
звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член
предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные
правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой
задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них
новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и
речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений
и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном
выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить
на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам;
по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи
товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос,
при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после
предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок
слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после
предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть
буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный —
согласный, гласный ударный — безударный, согласный
твёр дый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне
слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели
(в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и
слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава
в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким
знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем
(моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу
слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава
в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья,
вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в
речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые
в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в
переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых
задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к
данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же
слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и
«что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в
речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение
и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по
комп лексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи
на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме
только одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных
высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в
устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения
(без дифференциации на виды);
•устанавливать связи между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш,
ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях
чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
306
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные согласные;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (. ? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание)
при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая
орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с
изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма
и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным
признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как
средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
3.Содержание курса
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (12 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (20 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. ( 37 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (29 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (46)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение( 12 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
№ п/п | Тема урока | Виды и форма контроля | Дата | ||
план | факт | ||||
Наша речь (4 часа) | |||||
1 | 1.1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | ФО | 01.09 | |
2 | 1.2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | УО, ФО | 02.09 | |
3 | 1.3 | Диалог и монолог. | УО,ФО | 03.09 | |
4 | 1.4 | Проверочная работа по теме «Наша речь». | ПР | 06.09 | |
Текст (5 часов) | |||||
5 | 2.1 | Что такое текст? | УО, ФО | 07.09 | |
6 | 2.2 | Тема и главная мысль текста. | УО, ФО | 08.09 | |
7 | 2.3 | Части текста. | УО, ФО | 09.09 | |
8 | 2.4 | Входной диктант . | ВД | 10.09 | |
9 | 2.5 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | УО, ФО | 13.09 | |
Предложение. (12 часов) | |||||
10 | 3.1 | Что такое предложение?
| УО, ФО | 14.09 | |
11 | 3.2 | Как из слов составить предложение? | УО, ФО | 15.09 | |
12 | 3.3 | Контрольное списывание «На пасеке». | УО, ФО | 16.09 | |
13 | 3.4 | Что такое главные члены предложения? | УО, ФО | 17.09 | |
14 | 3.5 | Что такое второстепенные члены предложения? | УО, ФО | 20.09 | |
15 | 3.6 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | УО, ФО | 21.09 | |
16 | 3.7 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | УО, ФО | 22.09 | |
17 | 3.8 | Как установить связь слов в предложении? | УО, ФО | 23.09 | |
18 | 3.9 | Обучающее сочинение по картине И.С. Остроумова «Золотая осень» | ТР | 24.09 | |
19 | 3.10 | Анализ сочинений, работа над ошибками. | УО, ФО | 27.09 | |
20 | 3.11 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | КД | 28.09 | |
21 | 3.12 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | УО, ФО | 29.09 | |
Слова, слова, слова…(20 часов) | |||||
22 | 4.1 | Что такое лексическое значение слова? | УО, ФО | 30.09 | |
23 | 4.2 | Что такое лексическое значение слова? | УО, ФО | 01.10 | |
24 | 4.3 | Что такое однозначные и многозначные слова? | УО, ФО | 04.10 | |
25 | 4.4 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | УО, ФО | 05.10 | |
26 | 4.5 | Что такое синонимы? | УО, ФО | 06.10 | |
27 | 4.6 | Что такое антонимы? | УО, ФО | 07.10 | |
28 | 4.7 | Что такое антонимы? | УО, ФО | 08.10 | |
29 | 4.8 | Контрольный диктант по теме «Значение слов». | КД | 11.10 | |
30 | 4.9 | Анализ диктанта.Работа над ошибками. | УО, ФО | 12.10 | |
31 | 4.10 | Что такое родственные слова? | УО, ФО | 13.10 | |
32 | 4.11 | Что такое родственные слова? | УО, ФО | 14.10 | |
33 | 4.12 | Что такое корень слова? | УО, ФО | 15.10 | |
34 | 4.13 | Что такое однокоренные слова? | УО, ФО | 18.10 | |
35 | 4.14 | Какие бывают слоги? | УО, ФО | 19.10 | |
36 | 4.15 | Как определить ударный слог? | УО, ФО | 20.10 | |
37 | 4.16 | Как определить ударный слог? | УО, ФО | 21.10 | |
38 | 4.17 | Как переносить слова с одной строки на другую? | УО, ФО | 22.10 | |
39 | 4.18 | Как переносить слова с одной строки на другую? | ОС | 25.10 | |
40 | 4.19 | Контрольный диктант по теме «Ударение. Перенос слов». | КД | 26.10 | |
41 | 4.20 | Анализ диктанта.Работа над ошибками. | УО, ФО | 27.10 | |
Звуки и буквы. (37 часов) | |||||
42 | 5.1 | Как различать звуки и буквы? | УО, ФО | 28.10 | |
43 | 5.2 | Как мы используем алфавит? | УО, ФО | 29.10 | |
44 | 5.3 | Как мы используем алфавит? | УО, ФО | 10.11 | |
45 | 5.4 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | УО, ФО | 11.11 | |
46 | 5.5 | Как определить гласные звуки? | УО, ФО | 12.11 | |
47 | 5.6 | Как определить гласные звуки? Словарный диктант. | УО, ФО, СлД | 15.11 | |
48 | 5.7 | Обучающее сочинение по серии картинок «Спасение зайца» | УО, ФО | 16.11 | |
49 | 5.8 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УО, ФО | 17.11 | |
50 | 5.9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УО, ФО | 18.11 | |
51 | 5.10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УО, ФО | 19.11 | |
52 | 5.11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УО, ФО | 22.11 | |
53 | 5.12 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УО, ФО | 23.11 | |
54 | 5.13 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | УО, ФО | 24.11 | |
55 | 5.14 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | УО, ФО | 25.11 | |
56 | 5.15 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | УО, ФО | 26.11 | |
57 | 5.16 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Турунова «Зима пришла.Детство». | ТР | 29.11 | |
58 | 5.17 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударной гласной». | КД | 30.11 | |
59 | 5.18 | Анализ диктанта.Работа над ошибками. | УО, ФО | 01.12 | |
60 | 5.19 | Как определить согласные звуки? | УО, ФО | 02.12 | |
61 | 5.20 | Согласный звук [й] и буква И краткое | УО, ФО | 03.12 | |
62 | 5.21 | Согласный звук [й] и буква И краткое | УО, ФО | 06.12 | |
63 | 5.22 | Слова с удвоенными согласными | УО, ФО | 07.12 | |
64 | 5.23 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси» | ТР | 08.12 | |
65 | 5.24 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | ЗП | 09.12 | |
66 | 5.25 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы дли их обозначения | УО, ФО | 10.12 | |
67 | 5.26 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы дли их обозначения | УО, ФО | 13.12 | |
68 | 5.27 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | УО, ФО | 14.12 | |
69 | 5.28 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | УО, ФО | 15.12 | |
70 | 5.29 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | УО, ФО | 16.12 | |
71 | 5.30 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | Промежуточная аттестацияКД | 17.12 | |
72 | 5.31 | Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы». | УО,ФО | 20.12 | |
73 | 5.32 | Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы». | ПР | 21.12 | |
74 | 5.33 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | КД | 22.12 | |
75 | 5.34 | Анализ диктанта.Работа над ошибками. | УО,ФО | 23.12 | |
76 | 5.35 | Обобщающий урок по теме «Согласные звуки и буквы». | УО, ФО | 24.12 | |
77 | 5.36 | Наши проекты. Пишем письмо. | ТР | 27.12 | |
78 | 5.37 | Обобщающий урок-викторина по теме «Звуки и буквы». | ТР | 28.12 | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) | |||||
79 | 6.1 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | УО, ФО | 10.01 | |
80 | 6.2 | Развитие речи. Обучающее изложение «Помощь птицам» | ТР | 11.01 | |
81 | 6.3 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». | УО, ФО | 12.01 | |
82 | 6.4 | Диктант по теме «Твердые и мягкие согласные». | Д | 13.01 | |
83 | 6.5 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Твердые и мягкие согласные». | УО, ФО | 14.01 | |
84 | 6.6 | Наши проекты. Рифма. | ЗП | 17.01 | |
85 | 6.7 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | УО, ФО | 18.01 | |
86 | 6.8 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | УО, ФО | 19.01 | |
87 | 6.9 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | УО, ФО | 20.01 | |
88 | 6.10 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | УО, ФО | 21.01 | |
89 | 6.11 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | УО, ФО | 24.01 | |
90 | 6.12 | Проверка парных согласных в корне слова. | УО, ФО | 25.01 | |
91 | 6.13 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | УО, ФО | 26.01 | |
92 | 6.14 | Обучающее изложение «Каток». | ТР | 27.01 | |
93 | 6.15 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | УО, ФО | 28.01 | |
94 | 6.16 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | УО, ФО | 31.01 | |
95 | 6.17 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | УО, ФО | 01.02 | |
96 | 6.18 | Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | ТР | 02.02 | |
97 | 6.19 | Повторение по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» | УО, ФО | 03.02 | |
98 | 6.20 | Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». | КД | 04.02 | |
99 | 6.21 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | УО, ФО | 07.02 | |
100 | 6.22 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | УО, ФО | 08.02 | |
101 | 6.23 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | УО, ФО | 09.02 | |
102 | 6.24 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | УО, ФО | 10.02 | |
103 | 6.25 | Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». | УО, ФО | 11.02 | |
104 | 6.26 | Контрольное списывание «Кораблик» | КС | 14.02 | |
105 | 6.27 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | ТР | 15.02 | |
106 | 6.28 | Перенос слов с разделительным мягким знаком | УО, ФО | 16.02 | |
107 | 6.29 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». | ПР | 17.02 | |
Части речи (46 часов) | |||||
108 | 7.1 | Что такое части речи? | УО, ФО | 18.02 | |
109 | 7.2 | Что такое части речи? | УО, ФО | 21.02 | |
110 | 7.3 | Что такое имя существительное? | УО, ФО | 22.02 | |
111 | 7.4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | УО, ФО | 24.02 | |
112 | 7.5 | Правописание собственных имен существительных. | УО, ФО | 25.02 | |
113 | 7.6 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | УО, ФО | 28.02 | |
114 | 7.7 | Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | УО, ФО | 01.03 | |
115 | 7.8 | Заглавная буква в написании кличек животных. | УО, ФО | 02.03 | |
116 | 7.9 | Заглавная буква в географических названиях. | УО, ФО | 03.03 | |
117 | 7.10 | Обучающее изложение «Люлька». | ТР | 04.03 | |
118 | 7.11 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | УО, ФО | 05.03 | |
119 | 7.12 | Диктант по теме «Имена собственные». | Д | 09.03 | |
120 | 7.13 | Анализ диктанта. Работа над ошибками . | УО, ФО | 10.03 | |
121 | 7.14 | Единственное и множественное число имен существительных | УО, ФО | 11.03 | |
122 | 7.15 | Единственное и множественное число имен существительных | УО, ФО | 14.03 | |
123 | 7.16 | Единственное и множественное число имен существительных | УО, ФО | 15.03 | |
124 | 7.17 | Обучающее изложение «Озорник». | ТР | 16.03 | |
125 | 7.18 | Повторение по теме « Имя существительное». | УО, ФО | 17.03 | |
126 | 7.19 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | КД | 18.03 | |
127 | 7.20 | Анализ диктанта.Работа над ошибками. | УО, ФО | 21.03 | |
128 | 7.21 | Что такое глагол? | УО, ФО | 22.03 | |
129 | 7.22 | Что такое глагол? | УО, ФО | 04.04 | |
130 | 7.23 | Единственное и множественное число глаголов | УО, ФО | 05.04 | |
131 | 7.24 | Единственное и множественное число глаголов | УО, ФО | 06.04 | |
132 | 7.25 | Правописание частицы НЕ с глаголом | УО, ФО | 07.04 | |
133 | 7.26 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | УО, ФО | 08.04 | |
134 | 7.27 | Что такое текст – повествование? | УО, ФО | 11.04 | |
135 | 7.28 | Проверочная работа по теме «Глагол». | ПР | 12.04 | |
136 | 7.29 | Что такое имя прилагательное? | УО, ФО | 13.04 | |
137 | 7.30 | Связь имени прилагательного с именем существительным | УО, ФО | 14.04 | |
138 | 7.31 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | УО, ФО | 15.04 | |
139 | 7.32 | Единственное и множественное число имен прилагательных | УО, ФО | 18.04 | |
140 | 7.33 | Что такое текст – описание. | УО, ФО | 19.04 | |
141 | 7.34 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | ПР | 20.04 | |
142 | 7.35 | Общее понятие о предлоге. | УО, ФО | 21.04 | |
143 | 7.36 | Раздельное написание предлогов со словами. | УО, ФО | 22.04 | |
144 | 7.37 | Восстановление предложений. | УО, ФО | 25.04 | |
145 | 7.38 | Закрепление знаний и проверочная работа по теме «Предлог». | УО, ФО, ПР | 26.04 | |
146 | 7.39 | Контрольный диктант за 2 полугодие. | Промежуточная аттестацияКД | 27.04 | |
147 | 7.40 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | УО, ФО | 28.04 | |
148 | 7.41 | Что такое местоимение? | УО, ФО | 29.04 | |
149 | 7.42 | Что такое местоимение? | УО, ФО | 04.05 | |
150 | 7.43 | Что такое текст – рассуждение? | УО, ФО | 05.05 | |
151 | 7.44 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | УО, ФО | 06.05 | |
152 | 7.45 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | УО, ФО | 11.05 | |
153 | 7.46 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | УО, ФО | 12.05 | |
Повторение ( 9 часов) | |||||
154 | 8.1 | Повторение по теме «Текст». | УО, ФО | 13.05 | |
155 | 8.2 | Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | ТР | 16.05 | |
156 | 8.3 | Повторение по теме «Предложение». | УО, ФО | 17.05 | |
157 | 8.4 | Повторение по теме «Слово и его значение» | УО, ФО | 18.05 | |
158 | 8.5 | Контрольное списывание «Родина». | КС | 19.05 | |
159 | 8.6 | Повторение по теме «Части речи». | УО, ФО | 20.05 | |
160 | 8.7 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | УО, ФО | 23.05 | |
162 | 8.8 | Повторение по теме «Правила правописания». | УО,ФО | 24.05 | |
163 | 8.9 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | УО, ФО | 25.05 |
5.Лист корректировки тематического планирования.
Предмет «Русский язык»
Класс 2 а
Учитель Заикина С.А.
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки | ||
План | Факт | по плану | дано | |||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ гимназии № 1 от 26.08. 2021 г. № 1 Руководитель МС _____________ Е.Л Лаптурова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________ Е.Л Лаптурова от 26.08. 2021 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....