Разноуровневые карточки по русскому языку для дифференцированного обучения для 1 и 2 класса Из опыта работы выявила то, что дети усваивают новый материал с разной скоростью и прочностью. Часто случается так, что ребёнок допускает ошибки в уже отработанной теме. Поэтому на помощь пришли разработанные разноуровневые карточки для организации дифференцированного обучения на уроках русского языка. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые задания, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок. Представленные карточки можно использовать для индивидуальных личных заданий, для организации работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по конкретным темам программы, для организации самостоятельной работы у доски, небольших проверочных работ на этапе закрепления изученного материала на уроках русского языка. 1 класс Тема: «Слово. Предложение. Текст». Уровень 1 Составь предложение из данных слов. Нарисуй его схему: подарила, мама, Оле, куклу ___________________________________________________________________
| Уровень 2 Составь предложение из данных слов. Нарисуй его схему. Раздели слова для переноса, поставь ударения: подарила, мама, Оле, куклу ___________________________________________________________________
| Уровень 3 Составь предложение из данных слов. Нарисуй его схему. Раздели слова для переноса, поставь ударения, выполни фонетический разбор слова Оля. подарила, мама, Оле, куклу ___________________________________________________________________
| Уровень 1 Составь предложение из данных слов. Начерти его схему: мы, на, летом, даче, жили ___________________________________________________________________
| Уровень 2 Составь предложение из данных слов. Начерти его схему. Подчеркни в этих словах мягкие согласные зеленым карандашом, а твёрдые – синим: мы, на, летом, даче, жили ____________________________________________________________________
| Уровень 3 Составь предложение из данных слов. Начерти его схему. Подчеркни в этих словах мягкие согласные зеленым карандашом, а твёрдые – синим. Выполни транскрипцию слова жили: мы, на, летом, даче, жили ____________________________________________________________________
| Уровень 1 Разделите текст на предложения. Спишите и обозначьте начало предложений большой буквой. Обозначьте цифрой количество предложений в тексте. 1) Вот норка там мышка у норки мышка. 2) Кошка ловит мышку она хитра. ____________________________________________________________________
| Уровень 2 Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. 1) Коза, у, Машка, жила, Юры. душистая, лугу, на, трава. 2) Груши, ребята, сочные, ели. астры, на, цветут, клумбах. ____________________________________________________________________
| Уровень 3 Спишите, исправив ошибки. 1) катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу, 2) выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! ______________________________________________________________________
| Уровень 1 Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение. 1) Шли, девочки, лес, через. Лесу, как, в, нарядно. 2) Ребята, где, были. Ходили, в, они, зоопарк. ____________________________________________________________________
| Уровень 2 Спишите предложения, исправив ошибки. 1) Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд. 2) Мальчики стали ловить. Рыбу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася. ____________________________________________________________________
|
Уровень 3 Составьте и напишите письмо маме, в котором будут предложения с восклицательным и вопросительным знаком. ____________________________________________________________________
|
Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Спишите предложения. 1) День был теплый. Дима и Саша гуляли в лесу. 2) Скоро урок. Ученики идут в класс. В первом предложении подчеркните гласные, во втором – согласные буквы. Поставьте в словах второго предложения ударения. Уровень 2 К каждому слову добавьте одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар – шарф. Подчеркните гласные буквы. Поставьте во всех словах ударение. 1) Рубка, стол, лапа. 2) Усы, роза, дар. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Запишите буквами предложение: [Й’эсл’и б’й’от драч’ун слабава мал’ч’ишку, й’а таково н’э хач’у дажэ встав’ит’ в кн’ишку]. ____________________________________________________________________ Тема: «Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова. ____________________________________________________________________ Уровень 1 Выбери и подчеркни согласную на конце слов. Пиро(г,к), шка(в,ф), заво(д,т), моро(з,с), ё(ж,ш), ено(т,д). ____________________________________________________________________ Уровень 2 Подбери проверочное слово, допиши согласные на конце слов. Подчеркни лишнее слово. Хле…-…, голу..ь-…, медве..ь - …, дом – … . ____________________________________________________________________ Уровень 3 Запиши три слова с парными согласными на конце. Составь с одним из этих слов предложение и запиши его. ____________________________________________________________________ Тема: «Алфавит». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Запишите слова в алфавитном порядке. Поставить ударения во всех словах. Заяц, гнездо, ананас, машина. Дорога, ель, ива, снег. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Отгадайте загадки, а отгадки запишите в алфавитном порядке: 1) Мягкие лапки, а в лапках царапки. 2) В иголках бугорок мышку уволок. 3) Не колючий, светло-синий по кустам развешан…. 4) Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. 5) Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. 6) Кто носит шляпу на ноге? ____________________________________________________________________ Уровень 3 Подберите слова с противоположным значением. Запишите эти слова в алфавитном порядке. Холодный-…., хвалить-…, редкий - …, черный- …, глубокий-…., низкий-... . __________________________________________________________________ класс Тема: «Заглавная буква в именах собственных». ____________________________________________________________________ Уровень1 Напишите слова через запятую. Букварь. Наташа. Сад. Рязанов. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Напишите полное имя. Боря, Дима, Света. ____________________________________________________________________ Уровень 3 К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество из нижнего. Космонавт … Учёный… Иван Владимирович Мичурин Светлана Евгеньевна Савицкая. ____________________________________________________________________ Уровень 1 Напишите слова через запятую. Собака. Петрович. Мальчик. Серёжа. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Напишите полное имя. Галя, Маша, Серёжа. ____________________________________________________________________ Уровень 3 К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество из нижнего. Поэт … Композитор …
Пётр Ильич Чайковский Фёдор Иванович Тютчев _______________________________________________________________________
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Запиши слова в два столбика: 1 столбик – нарицательные, 2 столбик – собственные. Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Все существительные из предложений запишите в два столбика: 1 столбик – нарицательные, 2 столбик – собственные. Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные. Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька. Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки. ____________________________________________________________________ Тема: «Сочетания жи,ши,ча,ща,чу,щу,чк,чн». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Вставь пропущенные буквы. Горяч…я, уж…н, кувш…н, ч…ткий, чиж…к, душ…стый, дощ…тый, щ…плый, скрипуч…я, внуч…та, саранч…, ч…деса, пруж…на, печ…льный, хиж…на. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Исправь ошибки. Ночной, штучька, спичка, магазиньчик, диваньчик, привычка, белочька, хищник, чемоданчик, овощьной, носочки, скучьный, белочка, мощность. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши предложения. У Миш… ж…вёт кошка Снеж…нка. Она вся белая. Хвост пуш…стый. Снеж…нка любит пить молоч…ко из ч…шки. Я чищ… ботиноч…ки. Раздался мощ…ный удар грома. На веточ…ке сидел птен…чик. Тема: «Перенос слов». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Спиши слова, разделив их чёрточками для переноса. Сделай фонетический анализ слова, которое нельзя делить для переноса. Пенал, урок, учитель, сладость, экран, больница, языки, осина, девочка, линейка, медведь, тетрадь, весенняя, хоккей, ведёрко. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Спиши слова, раздели для переноса по образцу. Груп-па, классная, тонна, телеграмма, касса. Ру-жьё, семья, друзья, листья, перья. Крыль-цо, угольки, деньки, зверьки, пальто. Гай-ка, зайка, лейка, майка, стройка. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Сначала раздели слова на слоги, затем для переноса. Найди и подчеркни слово, у которого звуков больше, чем звуков. Школьник, стог, летний, платье, сладость, программа, Юлия, чащечка. ____________________________________________________________________ Тема: «Безударные гласные в корне слова». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Спишите. В скобках напишите проверочные слова. М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить. __________________________________________________________________________ Уровень 2 Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Спишите, исправив ошибки. Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие горы. ____________________________________________________________________ Уровень1 Вставь пропущенные безударные гласные, подбери проверочные слова. … - гл…за … - в…дро … - дв…ры … - к…чели … - г…ристый … - тр…ва ... – с…сна … - в…рил … - дв…рной … - л…сной … - скв…рцы … - п…ля ____________________________________________________________________ Уровень 2 К словам с безударной гласной в корне подбери по два проверочных слова. Графически выдели орфограмму. Сл…зать (с дерева) - …, … . Сл…новая (кость) - …, … . Д…ждливая (погода) - …, … . Кр…кливая (ворона) - …, … . С…сновая (ветка) - …, … . Гл…зной (врач) - …, … . ____________________________________________________________________ Уровень 3 Спиши предложения, вставив пропущенные безударные гласные. Л…са хв…стом зам…ла св…и сл…ды и уб…жала в лес от собак. З…лёные ёлки выг…бают к…лючие ветки. ____________________________________________________________________ Уровень 1 Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый. Придумай предложение со словами из этой группы. ____________________________________________________________________ Тема: «Парные согласные в корне слова». ____________________________________________________________________ Уровень 1 Вставь пропущенную парную согласную, подобрав проверочное слово. Гряды – грядка, … - сла…кий, … - зага…ка, … - шу…ка, … - витя…ь, … - бли…кий, … - кни…ка, … - ло…ка. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Вставь пропущенную парную согласную, используй данные проверочные слова. Газета – газе…ка, тетради – тетра…ь Близость – сколь…кий голуби – голу…ка Гладенький – гла…кий кружечка – кру…ка Связать – свя…ка скользит – сколь…кий Пироги – пиро… грудочка – гру…ка ____________________________________________________________________ Уровень 3 Запиши слова, вставь пропущенные буквы. Найди среди записанных слов имена прилагательные. Разбери их по составу. б – п д – т з – с в - ф улы...ка кле…ка ска…ка тра…ка кно…ка ло…ка ми…ка ла…ка шу…ка бесе…ка ни…кий да…ка ла…ка се…ка кра….ка ко…та ____________________________________________________________________ Уровень 1 Распредели слова на группы. Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные. Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка. Допиши по 2 слова в каждый столбик. ____________________________________________________________________ Тема: «Парные согласные на конце слова». ____________________________________________________________________
Уровень 1 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2 Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. ____________________________________________________________________Уровень 3 Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. ____________________________________________________________________ Тема: «Части речи». Уровень 1 Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы. Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы. Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать. В каждую группу допиши по два своих слова. ____________________________________________________________________
Уровень 3 Выпишите слова по частям речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать. В каждую группу допиши по два своих слова. ____________________________________________________________________ Тема: «Корень. Однокоренные слова».
Уровень 1 Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень. Каменщик - …, лётчик - …, связист - …, пианист - … .
____________________________________________________________________ Уровень 2 Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень. Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … . Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый. ___________________________________________________________________ Тема: «Предложение». ___________________________________________________________________ Уровень 1 Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. ___________________________________________________________________ Уровень 2 Составьте и запишите из данных слов предложения. Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу! ___________________________________________________________________ Уровень 3 Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения. Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.
Уровень 1
Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается. ____________________________________________________________________ Уровень 2 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем. ____________________________________________________________________ Уровень 3 Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения. Когда? Какой? Что? Что сделал? Где? Что сделала? Какая? Что? Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем? ___________________________________________________________________ |