Методическая разработка по русскому языку 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн
Девиз нашего мероприятия: «Умеешь сам – научи другого»
Тема мастер-класса: № 4 - Виды разборов на уроках русского языка № 1 - № 2 - морфологический морфемный фонетический № 3 - разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения Русский учёный М.В.Ломоносов определял предложение как « речь, полный разум в себе содержащую». Предложение и словосочетание изучает – синтаксис. Главные члены (грамматическая основа) Второстепенные члены предложения подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Разбор по членам предложения 1) Наступила осень. 2) На деревьях пожелтели листья. 3) Солнце спряталось, небо затянулось тяжёлыми тучами .
Алгоритм разбора предложения 1. Определить грамматические основы: подлежащее, сказуемое. - Обозначить части речи. 2. Составить схему предложения. 3. Дать характеристику предложения. - Определить вид предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное. - Определить вид предложения по интонации: восклицательное, невосклицательное. - Определить количество основ: простое, сложное. - В простом предложении определить наличие второстепенных членов: распространенное, нераспространенное. Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения Проверим Наступила осень. [= - ]. (Повеств., невоскл., простое, нераспр.) гл . сущ. На деревьях пожелтели листья. [= -]. (Повеств., невоскл., простое, распр.) сущ. сущ. гл . п . Спряталось солнце, небо затянулось тучами. [=-],[- =]. ( Повеств., невоскл.,сложное) сущ. сущ. сущ. гл . гл .
Орфографический разбор ..сенние лист..я круж..лись в воздухе сказоч..ный листопа.. праз..ник л..ствы
Орфографический разбор Алгоритм орфографического разбора Определить выбор пропущенной буквы и подчеркнуть одной чертой (зелёной пастой). - Проверяемая/непроверяемая гласная (подчеркни, поставь ударение, выдели корень, если можешь). - Гласная после шипящих (гласную подчеркни одной чертой, шипящую двумя чертами). - Парные, непроизносимые согласные подчёркивай одной чертой. - Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН пиши без ь и подчёркивай одной чертой. - Ь – показатель мягкости разделительный (букву ь подчеркни одной чертой, последующую гласную двумя чертами)
Проверим Орфографический разбор
Орфографический разбор о сенние лист ь я круж и лись в воздухе сказо чн ый листопа д праз д ник л и ствы Разбор словосочетания
Фонетический разбор Фонетика – образовано от греческого слова phone - звук гласные согласные ударные безударные [ А О У Ы Э И ] Букв – 10 Звуков - 6 звонкие твёрдые глухие мягкие Ъ - звуки не Ь - образуют непарные парные
Фонетический разбор Листья
Алгоритм выполнения фонетического разбора 1. Поставить ударение. 2. Записать транскрипцию. 3. Соотнести буквы и звуки (по строчкам в столбик). 4. Дать характеристику каждого звука. Гласные звуки – ударные/ безударные. Согласные звуки – твёрдые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные. 5. Определить количество букв, звуков. 6.Определить орфограмму в слове (выписать с новой строки, обозначить, подобрать проверочное слово).
Фонетический разбор Проверим
Морфемный разбор Наименьшая значимая часть слова – морфема. Морфема – “форма” (греч.). приставка корень суффикс окончание Части слова
Морфемный разбор
Морфемный разбор Алгоритм морфемного разбора Определить часть речи. Подобрать разные формы слова Выделить окончание Обозначить основу слова Определить лексическое значение слова – подобрать однокоренные слова – выделить корень. Определить приставку – подставить другие приставки. Определить суффикс – подобрать слова с другим суффиксом .
Предварительный просмотр:
Наступила осень.
На деревьях пожелтели листья.
Солнце спряталось, небо затянулось тяжёлыми тучами.
..сенние лист..я
круж..лись в воздухе
сказоч..ный листопа..
праз..ник л..ствы
листья
Разбор предложения 1. Определить грамматические основы: подлежащее, сказуемое.
2. Составить схему предложения. 3. Дать характеристику предложения.
Морфемный разбор
| Орфографический разбор Определить выбор пропущенной буквы и подчеркнуть одной чертой (зелёной пастой).
разделительный (букву ь подчеркни одной чертой, последующую гласную двумя чертами) Фонетический разбор
Гласные звуки – ударные/ безударные. Согласные звуки – твёрдые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»
Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...