Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рыжкова Ирина Алексеевна

Выступление на семинаре-практикуме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в урочной и внеупочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_tv.razv_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

 Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда.

      Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним.

     Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое, которое держится в детской памяти очень недолго.

Если при объяснении материала на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка, даже самый трудный материал запомнится без особого труда. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

     Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. На уроках русского языка- есть возможность использовать задания на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать слова, словосочетания; составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа, картинку и т.д.

     

На уроках можно использовать такие игры:

1. «Буква потерялась».

    -кула, -кв-риум, -стр-, -ист.

2. «Слово рассыпалось».

   Арста (астра); азубр (арбуз); аарм (рама).

3. «Звук заблудился».  

     Мама с бочками (дочками) пошла

     По дороге вдоль села.

                  На поляне весной

                   Вырос зуб (дуб) молодой.

     Сели в ложку (лодку) и – айда!

     По реке туда-сюда.

4. «Найди слово в слове».

     Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).

     Просто ( топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)

5.   При изучении орфограмм использую    веселые «запоминалки»:

     Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления и элементов эвристического мышления. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».

        Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

     Любая игра несет в себе элементы обучения и направлена на развитие речи учащихся.

Ребенок должен жить в мире творчества “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

«…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....