Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на семинаре-практикуме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в урочной и внеупочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tv.razv_.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним.
Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое, которое держится в детской памяти очень недолго.
Если при объяснении материала на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка, даже самый трудный материал запомнится без особого труда. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. На уроках русского языка- есть возможность использовать задания на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать слова, словосочетания; составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа, картинку и т.д.
На уроках можно использовать такие игры:
1. «Буква потерялась».
-кула, -кв-риум, -стр-, -ист.
2. «Слово рассыпалось».
Арста (астра); азубр (арбуз); аарм (рама).
3. «Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
4. «Найди слово в слове».
Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).
Просто ( топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)
5. При изучении орфограмм использую веселые «запоминалки»:
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления и элементов эвристического мышления. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Любая игра несет в себе элементы обучения и направлена на развитие речи учащихся.
Ребенок должен жить в мире творчества “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
«…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....