Обобщение опыта работы по теме: " Развитие орфографической грамотности в начальной школе".
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
" Развитие орфографической грамотности в начальной школе" - очень важная и актуальная тема. В данной статье проанализировала свой многолетний опыт работы, а также подборку материалов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие орфографической грамотности в начальной школе»
учитель– Тарасюк Татьяна Николаевна
МАОУ « СШ № 26» г. Хабаровск
В рамках современной школы эта тема более чем актуальна. Каждый практикующий учитель в своей работе постоянно сталкивается с бесконечными ошибками учеников.
Как научить детей писать без ошибок?
Как добиться орфографической грамотности ?
Базовым орфографическим умением является умение быстро обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью. Поэтому одна из важнейших задач учителя начальных классов – сформировать у обучающихся умение видеть орфограмму, научить детей думать при выполнении письменных работ.
Проанализировав собственный опыт работы, а также подборку материалов по данной тематике, я сделала следующие выводы.
1.Работу по развитию навыков грамотного письма надо начинать уже в период обучения грамоте, работая над развитием фонематического слуха первоклассников, обращая внимание детей на несоответствия произношения и написания.
2.Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое чтение, т.е. чтение чётко по слогам так, как надо писать. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Орфографическое проговаривание даёт неплохие результаты. При систематическом его использовании у детей формируется полезная привычка – перед записью любого слова проговорить его чётко по слогам, т.е. орфографически.
3.Необходимо вводить понятие « ошибкоопасное место в слове», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
•В 1 и во 2 классах дети выделяют « ошибкоопасные места» в словах зелёной ручкой, с 3 класса эту работу выполняют простым карандашом. Этот приём использую в своей практике уже давно и вижу положительные результаты в развитии орфографической зоркости у своих учеников.
• С большим интересом дети младшего школьного возраста играют на уроках русского языка в школу. Каждому ребёнку во время игры предлагается попробовать себя и в роли ученика, и в роли учителя.
Задаю детям вопрос: « Как вы думаете, какие ученики нравятся учителю?»
Как правило, ребята отвечают : « Старательные, трудолюбивые, внимательные, прилежные…» Говорю детям, что в нашем классе учатся только трудолюбивые, старательные, прилежные и внимательные ученики. Предлагаю записать под диктовку несколько предложений или небольшой текст. После выполнения работы прошу каждого ребёнка представить себя уже в роли учителя и проверить написанную работу. Предварительно спрашиваю: « Как учитель должен проверять письменные работы своих учеников?»
Детские ответы: « Внимательно, исправляя все допущенные ошибки.»
Предлагаю проверить написанные работы внимательно и строго, а потом спрашиваю, какие ошибки были исправлены? Далее на экране открывается образец предложений или текста и проводится коллективная работа по нахождению «ошибкоопасных мест», и дети ещё раз сверяют свою работу с образцом.
4.В целях предупреждения ошибок полезны диктанты с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, находить правильный ответ.
5. Для запоминания правописания словарных слов использую наборы карточек.
На карточках слова записаны с пропуском букв, написание которых надо запомнить. Уроки русского языка часто начинаем с мягкой посадки – каждый ученик прежде, чем присесть, читает орфографически словарное слово.
6. Важную роль в совершенствовании грамотного письма играет частота тренировочных упражнений.
В системе провожу орфографические минутки.
7.Особое внимание необходимо уделять работе над ошибками.
Научить детей правильно делать работу над ошибками помогает памятка. Перед выполнением домашней работы, ученик прорабатывает свои ошибки с опорой на памятку, которая напоминает, как это сделать правильно.
8. Очень помогает в работе орфографический блокнот, который мои ученики ведут с 1 класса. Орфографический блокнот – это пособие с необходимой учебной информацией по предмету, которое пополняется с изучением каждой новой темы и ведётся на протяжении всей начальной школы. Вместе с детьми мы составляем своё справочное пособие по русскому языку, в котором есть схемы- опоры на изученные правила, алгоритмы и образцы всех видов разборов, словарные слова, правила в стихотворной форме.
9.Работая над орфографической грамотностью, уделяю особое внимание аккуратному и каллиграфически правильному письму, так как в аккуратных работах меньше ошибок, нежели в небрежных.
10.Ребёнка необходимо заинтересовать, пробудить желание – писать без ошибок, для этого на уроках должна быть доброжелательная обстановка. Для каждого ученика очень важна ситуация успеха .
Готового рецепта, который помог бы научить каждого ребёнка писать грамотно не существует, но если работу в этом направлении проводить в системе, обязательно будут положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"
Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...
Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"
Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...
Обобщение опыта работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"
В данной презентации демонстрируется опыт работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".
Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....
Обобщение опыта работы по теме «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС
Обобщение опыта по теме самообразования....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....
Презентация из опыта работы по теме самообразования "Финансовая грамотность в начальной школе"
Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения берут на себя основы воспитания финансово грамотного подростка, так как дет...