Статья по теме: " Творчество на уроках русского языка"
статья по русскому языку (3 класс)
В своей статье предлагаю разнообразные творческие элементы, которые позволят сделать урок более красочным и ярким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество на уроках русского языка | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы творчества на уроках русского языка в начальных классах.
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.
В связи с этим важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний- вот задача учителя.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений- отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские-нетрадиционные уроки.
В своих нетрадиционных уроках в начальной школе я предлагаю использовать упражнения в стихотворной форме. Дети сами придумывают стихотворения по изучаемой теме русского языка, опираясь на работы учителя. Я сама придумываю детям стихотворения-упражнения, стихотворения-закрепления, стихотворения-рассуждения и т.д.
Приведу примеры нескольких стихотворений. Первое стихотворение по теме «Местоимения»
На тоненькой на льдинке
Судачили снежинки
Вот говорит одна:
-Я, я самая красивая
Другая ей в ответ:
-Ты, что ты, нет.
Вот выйдет оно из-за туч,
Красив его вид и могуч.
Мы, состоим из воды
Она богиня добра и тепла.
Ей небо отец, а солнце ей мать.
И только на Вы мы можем ее называть.
Задумалась крепко снежинка,
Не может понять одного
Кто Он, кто красивей Его?
- Он тоже есть- отвечает вторая,
Но он нам не страшен,
Не так он силен дорогая.
Оно же как выйдет гулять по утру-
Так сразу исчезну,
А я убегу.
И больше не слышно ни той, ни другой
И тоненький лед исчез под водой.
В этом стихотворении ребята могут самостоятельно находить местоимения и выписывать себе в тетради, или же учитель преподносит его в форме игры, для закрепления темы. Возможны различные варианты, главное-это интересно детям, это игра, а в игре главное правило, правило учителя- результат, выигрыш.
Стихотворение по теме «Падежи»
-Кто роднее всех на свете?
-Что дороже на земле?
Ну-ка дружно скажем, дети,
Для чего мы на планете?
За кого всегда в ответе?
По кому скучаете?
Для чего близких людей
Ругаться заставляете?
Что такое? Почему?
Часто вы шалите
И кого потом скажите
В шалостях вините?
Кем же взрослым и любимым
В старости гордиться?
Чем шалить и веселиться,
Нужно чаще бы трудиться,
И прилежно, и усердно
К знаниям стремиться!
О чем думать и мечтать-
Часто исполняется,
О ком будем мы читать,
Будет легче вспоминать!
Здесь мы не только прививаем любовь к русскому языку, но и заостряем внимание на любви к семье, к Родине, к товарищам. Узнаем ценности каждого ребенка по их ответам.
В следующем стихотворении мы затрагиваем тему «Прилагательное». Тут мы даем все вопросы имени прилагательного, а затем по предполагаемым ответам ребят выделяем в словах окончания имен прилагательных.
Надо утром умываться,
С радостью в воде плескаться.
Надо ушки лучше мыть
Для того, чтоб мир любить!
А ведь сколько музыки,
Слышат наши ушки?
И какая музыка окружает нас?
Ответы детей: звонкая, гудящая, свистящая, кричащая и т.д.
Учитель может помочь: летняя, осенняя, зимняя, весенняя.
О какой же музыке
Скажите сейчас?
Музыка бывает везде, всегда с тобой
И бывает музыка,
Спросите какой?
Громкий, грозный, лютый
У музыки настрой.
Кто же догадался
Мы о ком, о чем сейчас?
И какое настроение за окном у музыки
Видим в данный час? (ответы детей)
В этом стихотворении отражается не только тема русского языка, также тема внимания к природе, к чистоте, к музыке. Все это хочется охватить, затронуть и как можно доступнее преподнести детям.
Подобное творчество как элемент урока может использоваться на любом этапе его- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Надеюсь, что такие творческие задания будут использовать многие учителя, которые так же, как и я захотят сделать свои уроки яркими и познавательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"
«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...
Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"...
Развитие речевого творчества на уроке русского языка.
Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя со...
Статья.Шпаргалки по падежам на уроках русского языка для 4 класса.
Данная статья пригодится ребятамв начале прохождения темы "Падежи". Постепенно необходимость в ней отпадёт, потому что дети смогут выучить данный материал....
"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...