Конспект урока в 1 классе на тему: "Словарные слова", УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кожанова Елена Васильевна

Конспект открытого урока в 1 классе на тему: "Словарные слова", УМК "Школа России", по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz_1_klass_slovarnye_slova.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

«Русский язык» 1 класс

Тема урока: «Словарные слова».

Цель:

  • сформировать у учащихся понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать,
  • учить работать со словарём,
  • продолжить работу по формированию фонематического слуха и развитию мелкой моторики рук.

 Учебные задачи.

Направленные на достижение личностных результатов:

У учащихся будут сформированы:

1)        интерес к различным видам учебной деятельности,        включая элементы        предметно - исследовательской деятельности;

2)        развитие мышления (сравнения) и речи учащихся.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Учащиеся научатся:

1.        Р.: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.

2.        К.: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

3.        П.: проявлять познавательные инициативу сотрудничества.

Направленные на достижение предметных результатов:

Учащиеся научатся:

1)        формировать понимание детей того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём;

2)        развитие навыка каллиграфического письма;

3)        развитие мелкой моторики рук.

Материалы для учителя: презентация, учебник «Русский язык», печатная тетрадь по русскому языку.

Материалы для учащихся: учебник «Русский язык», печатная и рабочая тетради по русскому языку, ручка, карандаши.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.        Организационный момент.

Учитель создаёт эмоциональный настрой на урок:

Урок русского языка, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

- Проверьте, у вас на столах лежат: печатная и рабочая тетради, учебник, ручка, карандаш.

2.        Этап актуализации.

Учитель организует работу с изученными буквами. Подводит к теме урока.

Учитель: Начнём наш урок с минутки чистописания. Подготовим наши руки к письму. Повторяем все действия за мной (ученики повторяют все действия за учителем):

А. Идёт по парте человек,

Передвигая ножки.

А, если ножки смотрят вверх,

То получились? Рожки!

Б. Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

В. Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

-        Начинаем работу! Открываем рабочие тетради. Отступаем две рабочие строки. На третьей записываем число, а ниже пишем: Классная работа. (Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу.)

-        Чтобы узнать, какую букву мы с вами будем прописывать, я вам предлагаю отгадать загадку:

Лев – он лев, он царь зверей, потому, что всех смелей.

Примеряет лев шинель, а шинель под буквой ... (Ответы учеников. «Эль». Сегодня мы будем прописывать заглавную и строчную буквы «эль» (Л л).)

Учитель: Верно. Посмотрите внимательно, я объясню, как правильно писать буквы и как правильно их соединять. Пишу на рабочей строке заглавную букву «Л» нижним соединением безотрывно дописываю строчную букву «л».

Допишите до конца рабочей строки.

- Ребята, а чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить на уроке, вам помогут загадки-вопросы.

-        Домашнее животное, друг человека. (Собака)

-        Крупное рогатое домашнее животное. (Корова)

-        Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей)

-        Рыжая, с пушистым хвостом. Живёт в лесу под кустом. (Лисица)

-        Чем похожи все слова? (Это всё словарные слова)

-        Запишем эти слова через запятую в рабочую тетрадь, поставим ударения и подчеркнём орфограммы.

-        Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

-        Ребята, предположите тему нашего урока.

-        Тема урока – словарные слова.

 -        Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)

3.        Этап открытия нового знания.

-        А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит)

-        Расскажите алфавит по цепочке.

-        Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой …, после буквы …, между буквами …?)

Я предлагаю вам проверить ваше знание словарных слов и знание алфавита, выполнив задание в печатной тетради. Откройте тетрадь на странице 28. Обратите внимание на шестое упражнение. Вам нужно написать слова-названия рисунков в алфавитном порядке.

Ученики записывают в печатной тетради словарные слова в алфавитном порядке, ставят ударения и подчеркивают «опасные места»: воробей, лисица, петух, собака.

-        Проверим правописание слов по орфографическому словарю учебника (с. 137).

-        Наши пальчики устали, проведём пальчиковую гимнастику:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнём.

 4.        Этап построения проекта выхода из затруднения.

Вернёмся к нашему уроку. Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача запомнить их правильное написание. Чтобы узнать, с какими новыми словарными словами мы с вами познакомимся, я предлагаю вам ответить на вопросы.

-        Ребёнок женского пола. (Ученики отвечают – девочка)

-        Дикое животное с длинными ушами. (Заяц)

-        Записываем в рабочей тетради: Словарь: девочка (ударение падает на 1-й слог на гласную «е», орфограмму во втором слоге гласную «о», нужно подчеркнуть, её нужно запомнить), заяц (ударение падает на 1-й слог, на гласную «а», орфограмму гласную «я» во 2-ом слоге подчеркиваем, её нужно запомнить).

Видеомузыкальная физкультминутка. Учащиеся повторяют движения за картинками под музыку.

5.        Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

Вернёмся к нашему уроку. Прочитайте стихотворение-подсказку:

Вот очень хорошая девочка,

Мы вместе ходим в кино,

Я знаю, что в слове девочка

Вторая гласная – о.

-        Разделим слово «девочка» на слоги. (Де-воч-ка). Запишем.

-        Поделим слово «девочка» для переноса (де- вочка, девоч-ка). Запишем в рабочую тетрадь.

 -        Составим и запишем предложение со словом «девочка». (Девочка Оля любит писать) Вспоминаем, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

6.        Этап включения в систему знаний и повторения.

-        Прочитаем стихотворение:

Заяц Яшка ясно знает,

Знает заячья семья:

Если пишешь слово заяц,

Третья буква в слове – я.

-        Напишем транскрипцию слова заяц: [ з ], [ а` ], [й, а], [ ц ].

-        Составим из слов предложение. Запишем его: У, хвост, зайца, короткий – У зайца короткий хвост.

7.        Этап рефлексии учебной деятельности.

-        Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

-        С какими новыми словарными словами мы с вами познакомились? (Девочка, заяц)

Оцените свою работу. У вас на столе лежат человечки. Превратите человечка в весёлого, если у вас всё получилось, в спокойного – если не всё вам удалось, в грустного – если вам урок не понравился. (Большинство детей рисуют на человечке улыбочку)

-        В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил для вас ученик нашего класса.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 1 класс (Перспективная начальная школа) "Слова-помощники"

Конспект урока разработан по развивающей личностно-ориентированной системе обучения "Перспективная начальная школа".В конспекте урока подробно описана цель деятельности педагога на уроке, а так же пла...

Кроссворд по русскому языку в 3 классе по теме: «Словарные слова».

В данном кроссворде собран познавательный материал о словарных словах русского языка, изучаемых в начальной школе....

Конспект урока 2 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Конспект урока по теме В. Осеева "Волшебное слово"разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"....

Конспект урока 2 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Конспект урока по теме В. Осеева "Волшебное слово"разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"....

Карточки для уроков русского языка по теме "Словарные слова"

Карточки для уроков русского языкв 2 класс УМК  "Перспектива" на тему "Словарные слова"...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...