"Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу"
книга по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_e_i_e.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы Е, е. Работа над словом. Уточнение , обогащение и активизация словаря детей.
Цели:
1.) Познакомить детей с новыми буквами и звуком, сформировать четкое представление о том, что буква Е в начале слова и после буквы, которая имеет гласный звук , обозначает два звука [й, э]; научить читать слоги, слова, предложения с новыми буквами, учить слышать звуки. Различать звуки и буквы, навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, продолжить работу над основой предложения.
2.) Работать над словом, расширять словарный запас детей, уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; развивать речь, творческие способности, любознательность.
3.) Учить быть внимательными, доброжелательными, помогать друг другу.
Оборудование: классная слоговая таблица, лента – букв, схемы слогов, звуков; музыка для речевой зарядки; тетради по чтению; ребусы ; карточка буквы «Е»;
Ход урок.
I.Организационный момент: ( 1 мин)
-Как хорошо уметь читать .
Не надо к маме приставать ,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
- Нужно ли учиться читать? Почему?
- Давайте учиться читать!
II. Речевая разминка: ( под музыку) ( 3 мин)
- Начнём урок с зарядки… речевой:
1. Учимся правильно дышать :
- «В сосновом бору» ( Делаем глубокий вдох чистого воздуха в сосновом лесу – будем здоровы, выдох , повторить 3 раза)
- «Одуванчик». На полянке растёт одуванчик весь в белых парашютиках. Давайте дунем на него, чтобы разлетелись все «парашютисты» и выросли новые одуванчики. Набрали побольше воздуха носиком и дуем потихонечку , чтобы все разлетелись.3 раза.
2.Укреплаем мышцы рта.:
- упражнение «Губы»( плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторяем 5 раз.)
3.Учимся чётко проговаривать звуки:
- Скороговорка «Мы ели, ели, ели
Ершей у ели…
Их еле – еле
У ели доели.»
4. Читаем слоги змейкой ( нараспев ) ( по таблице изученных слогов)
III. Проверка домашнего задания: ( 2мин)
- Дома вы отгадывали ребусы на с 74 в азбуке. Назовите, какие слова загаданы( тыква, ворона, корова, ворота, лук)
- А кто придумал свои ребусы? Давайте отгадаем ваши ребусы. Все ребусы мы соберём и сделаем книжку «Ребусы 1-а класса», а потом дадим отгадать другим классам.
- Молодцы! Ваше желание больше знать и уметь поможет вам в учёбе и жизни
- 2 -
IV. Повторение пройденного. Актуализация знаний.( 2 мин)
- С какой буквой мы познакомились на последних уроках? (в) Что вы про неё знаете?
- Сколько букв мы уже знаем?
- А сколько всего букв в русском алфавите?
- Хотите узнать ещё новую хитрую букву?
V. Постановка темы и цели урока: ( 5 мин)
1. - Сначала отгадайте загадку:
- Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.( ель)
2. - Как вы думаете, какое слово подходит к картинке и схеме в азбуке на с 77 ?
3. Слого-звуковой анализ:
- Сколько слогов в слове «ели»?
- Какой первый? Какой второй?
- Какие это слоги? ( что они образуют?)
- Оба слога в слове «ели» - это слоги слияния. Обратите внимание на схему слова.
- Произнесите еще раз первый слог.
- Если мы рядом слышим звуки [й' э], значит пишем букву Е,е( показ букв Ее) ( запись слова « ели» над схемой. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы научимся анализировать, читать слова с этой хитрой буквой .
- Напечатайте буквы «Е е» в тетради, запомните как они пишутся.
VI. Физпауза: ( 2 мин)
«Буратино».( проводит дежурный).
VII. Новая тема урока ( 11 мин)
1. Слого-звуковой анализ слов:
а.)- Внимание, отгадайте , как называется по- другому пища или её приём? ( еда)
- Составьте схему слова « еда».
- Какой первый слог? Сколько звуков слышим? А сколько букв будем писать? Какую?
б.) – Когда у вас грязные руки, что вы делаете?
- Составьте схему слова « моем».
- Назовите 1 слог, ( мо) 2 слог ( ем). Во 2 слоге мы слышим слияние [й, , э], мы слышим два звука, а
будем писать одну букву.
- После какого звука мы слышим эти звуки? ( после гласного).
-Значит , когда ещё мы будем слышать два звука, а писать одну букву «е»? ( после гласного звука).
-Обобщим наши знания: в каких случаях мы слышали два звука [й' э] рядом, а писать будем одну
букву? (В начале слова и после гласного звука.) - ( прикрепить цифру 2)
2. Чтение слов из азбуки:
- Откройте с 77.
а) - Учимся читать слова. Читаем 1 столбик из азбуки с 77.
- Чем похожи эти слова?
- Чем отличаются?
- 3 –
б) - Читаем 2 столбик внизу.
- Чем похожи слова ?
3. Чтение слогов :
- Мы с вами говорили, что буква «е» - хитрая.
Если она будет стоять после согласного, то она будет его смягчать, и мы услышим только один звук.
- Читаем слоги с буквой «е» ( карточки на магнитной доске перевёрнутые, рядом мягкое слияние ):
се ре ле ве не ке те
- Какой мы слышим второй звук?
4.) -Обобщим наши знания:
- Если буква «е» стоит в начале слова и после гласного, сколько звуков мы слышим?
-А если буква «е» стоит после согласного, что она обозначает? Какой звук мы слышим?
(-В начале слова и после гласных «е» обозначает два звука[й, э ], а после согласного обозначает
мягкость согласного и звук [ э].)
4)Чтение предложений с 77:
- Посмотрите на иллюстрацию, ответьте на вопросы.
-Кто около ели?
- Что она делает?
VIII. Развитие речи. ( 6 мин)
1.) Работа с учебником с. 76 . Беседа по иллюстрации.
- Как зовут героя сказки?
Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
- Какое время года изображено?
- Чему удивились и люди, и птицы, и звери?
- Какие еще чудеса происходили с Емелей?
Анализ 1–го предложения: - Сколько слов? Какое 1 слово? 2 слово? 3 слово?...)
2) - Какие еще времена года бывают?
- Отгадайте загадки А. Кочергиной о временах года:
Солнце греет все теплей,
Начинается капель.
Снег с полей бежит ручьями.
Вы то время угодали?
(Весна.)
С золотым листом приходит,
Грязью-слякотью уходит.
Крики птиц, летящих вдаль...
Ты то время угадай.
(Осень.) - 4 -
-
Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз; метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла ... (зима).
Над лугами зной стоит,
Пчелка над цветком жужжит.
Речка, лес, фруктовый сад
Нас к себе тогда манят.
Скажут все, что это
Наступило …. (лето).
3) - Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?
4) Чтение пословиц на с. 76. Подчеркнуть все буквы Е.
-Что это?
- Как вы понимаете 1 пословицу?
- Сколько букв «е» в этих предложениях?
- Какой ключ к проверке? ( 8)
5.) Ребусы (опережение).
- Где спряталась ель?
ХI .Закрепление.( 2 мин)
Игра «Слева направо и справа налево»
Тонет енот!
То не енот!
То кот.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) ( 1 мин)
- Какую новую букву узнали?
- А сколько звуков она обозначает?
- Кто не помнит, когда буква Е обозначает два звука?
- Чему учились на уроке?
- 5 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...
Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"
Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...