Открытый урок по теме "Имя существитльное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

татьяна юрьевна голубева

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор ,компьютер

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, рисунки детей.

Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

На уроке были использованы различные виды работ: коллективная, индивидуальная, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

Мною использованы элементы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное, педагогика сотрудничества, информационно -коммуникационные, здоровьесберегающие.

На уроке были использованы следующие методы  обучения:

по виду источника информации:

  • словесный (объяснение, беседа с обучающимися);
  • наглядный (демонстрация презентации обучающего курса, рисунки обуч-ся);
  • практический (работа с учебником)

по виду учебной деятельности:

  • поисковый метод (поиск решения поставленных задач).
  • контроля (самоконтроль и самооценка)

     Для активизации познавательной активности обучающихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

    С целью создания условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к уроку я предложила обсудить высказывание: «У следопыта глаз зоркий, ум хитрый, отличный слух, охотничий нюх».

     На этапе актуализации знаний мы закрепили умение подбирать синонимы и однокоренные слова, уточнили лексическое значение слова для построения нового знания.

     В ходе фронтальной беседы дети смогли самостоятельно сформулировать тему на основе того, что уже известно и усвоено ими и поставить перед собой цель.

     На этапе совместного открытия нового знания я обеспечила восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий в объекте изучения. При выполнении предложенных заданий и упражнений обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

      Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения я провела физминутку.

      С целью первичного закрепления  предложила дифференцированные задания на доступном для каждого обучающегося уровне и в оптимальном для него темпе работы. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания.

 Рефлексию провела для того, чтобы зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. Обучающимися был подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

      На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся, каждому ребёнку на уроке было комфортно. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели,  нам удалось решить поставленные  задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления обучающихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_sushchestvitelnoe.docx104.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Имя существительное  как часть речи

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

1.Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

2.Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

3.Формировать умение  различать имена существительные от других частей речи;

4.Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5.Воспитывать умение чувствовать,  понимать и любить красоту родной природы

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

        Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

  • Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.);

- правильно употреблять в речи мена существительные.

Личностные:

– формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение  (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре 

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной  и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

                                                           Ход урока.

  1. Орг. момент. Создание мотивации на учебную деятельность.

Чтобы наш урок начать,

Всем сначала нужно встать,

Подравняться, подтянуться

И друг другу улыбнуться.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

II. Словарная работа .Запишем число. Классная работа.

(Слайд 2-9).

Запишите слова. (ветер, декабрь, иней, метель, январь, мороз, снегирь, февраль)

Что общего у этих слов? (Словарные слова)

- Какой общей темой они объедены? (Зима)

- А какой последний зимний месяц? (Февраль)

- Что вы можете рассказать об этом месяце?( В феврале 28 дней или 29 дней. Если 29 дней -  такой год называется високосный. Февраль - это последний зимний месяц.)

-Ребята, а вам знакомо понятие февральская лазурь?

(Слайд 10)

- Русский советский живописец Игорь Эммануилович Грабарь свои впечатления  от февраля перенес на холст. На картине «Февральская лазурь» он изобразил февральское утро, морозный воздух, лазурное (определение дано на слайде) небо, березовую рощу и глубокие сугробы снега. Образ настоящей русской зимы. (Рассматривают картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»).

(Слайд 11).        

- Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте. (Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Февраль).

- Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. Он самый короткий, но самый вьюжный зимний месяц. В народе о нём говорят: месяц лютый, солнце на лето поворачивает, зиму замыкает, весну строит.

III.Минутка чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы. Догадались, что эта за буква? (- Буква ф.        

Прописывают буквы Фф.)

IV.Актуализация знаний

- Из чего состоит наша речь? - Из предложений, тесно связанных между собой.

- Из чего состоят предложения? - Из слов

- На двух прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Одним словом как называются эти группы слов? Части речи.

- Почему не все сектора на круге «Части речи» подписаны? - Другие части речи будем изучать в других классах.

V.Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи.

 На слайде будут появляться слова, по ним догадайтесь, о какой части речи пойдет  сегодня речь.

(Слайд 12)

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об  имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи.

(Слайд 13)

- Вот перед вами Снеговик в роли имени существительном. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме)

- Что нам нужно вспомнить и хорошо запомнить об имени существительном? (- На какие вопросы отвечает имя существительное и что обозначает)  

(Слайд 14)

        VI. Систематизация знаний по теме.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает имя существительное.

(Слайд 15)

Прочитайте слова и задайте к каждому слову вопрос. (Читают слова и задают вопросы: Снег – что?, санки – что?, воробей – кто?, лыжи – что?, Снегурочка – кто?, сосулька – что?).

- Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают имена существительные?(Кто? Что?).

(Слайд 16)

- Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что обозначают эти слова? (  Предметы).

(Слайд 17).

- Сможете ли вы сформулировать правило «Имя существительное»?

(Формулируют правило, на слайде появляются основные признаки существительных.)

(Слайд 18).

-Чтение правила .

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

               ( П. Чесноков)

- Имя существительное мы пока будем подчеркивать одной линией  _____ и сокращенно подписывать сущ.

По частоте употребления имена существительные занимают первое место.

(Слайд19)

VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи».

(Слайд 20)

1. - Посмотрите на слова (зима, за зиму, к зиме, от зимы,  с зимой, о зиме). Что можно сказать о них? » (это существительные, форма одного слова зима)

- К какой части речи относятся эти слова? (Это существительные?).

- Задайте вопросы к этим словам.

(Слайд 20)

Вы сказали, что это существительные, тогда почему они отвечают на другие вопросы?

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Стр. 46 «Обрати внимание»

- Какой секрет о существительном мы узнали? (Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы; (чему?) зиме; (о чем?) о зиме).

(Слайд 21)

-  Кто знает, почему имя существительное получило такое название?

- А вот имя существительное  о себе сказало так:

"Давно живу я в мире этом,

даю названья всем предметам".

- Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире. Их с каждым годом становится больше. Почему?

Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон» Почему? (- Не было еще этих предметов.)

- Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше? (Придумывают новые предметы, дают им название).

Слайд 22.

2. - А только ли предметы обозначает имя существительное?

Прочитайте об этом в учебнике на стр. 47 «Страничка для любознательных».

- Что еще может обозначать имя существительное? (Рассказывают то, о чем прочитали на      стр. 47 «Значения имен существительных»)

VIII. Физминутка    

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

IX. Закрепление полученных знаний

Закрепим полученные знания об имени существительном.

  1. Работа по учебнику стр. 46 упр. 77.(Выполняют самостоятельно, проверяют по слайду 24).
  2. Работа в группе. (Слайд 25)

Подбери имя существительные к признакам:

Предмет –

Явления природы –

Люди –        

Животные –

Географические названия –

События –

Состояние человека –

Качества человека –

-Ребята, вы мне сказали,то февраль это последний зимний месяц.А каким временем года сменяется зима? (весной).

-А какой первый месяц весны? (март).

-А чем февраль отличается от марта? ( Солнце греет больше).

3.–И правда,посмотрите какое солнышко заглянуло к нам в класс.

Слайд 26.

 Оно принесло нам задание. Предположите, какое задание принесло нам солнышко. – (Распределить существительные на группы по вопросам. )

4. Игра «Заберите с собой только имена существительные»

 ( Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель).        

5. Послушайте песню «Из чего же?»  и  мальчики выписывают,  из каких предметов сделаны девочки, а девочки – из чего сделаны мальчики.

(Дети выписывают из песни имена существительные (в начальной форме или в той, в которой стоят слова в песни) проверяют себя по слайду. Самооценка.)

X.Итог урока.  Рефлексия

-Ребята, давайте подведем итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что для вас было наиболее интересным?

- Оцените свою работу на уроке с помощью снежинок.

 (Дети прикрепляют  снежинки разной формы к плакату)

            - я доволен своей работой на уроке

           - я хорошо работал, но умею лучше

           - работа не получилась, не доволен собой

Оценивание детей.

XII.Домашнее задание

Учебник  с. 45, выучить правило.  

Упр.79 с.47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....