Родительный падеж
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Михайловна Баранова

Презентация и технологическая карта урока по теме "Родительный падеж" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx29.97 КБ
Office presentation icon rod_padezh.ppt393.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока

ХОД урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Ι. Организационное начало урока

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах лежит учебник, тетрадь и пенал.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число, классную работу.

Слайд 2

Сообща с соседом по парте решите кроссворд и найдите “спрятанное слово”.

Слайд 3

Проверьте себя.

Слайд 4

Спишите слова со слайда, выделите орфограммы.

Какой падеж мы изучили на прошлом уроке?

III. Целеполагание.

Слайд 5

Чтобы узнать, какой падеж мы изучим сегодня, устно определите падежи имен существительных на слайде: Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши.

О каком падеже пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Какие цели поставите перед собой?

IV. Основной этап.

Расскажите о родительном падеже, используя наблюдения за словосочетаниями, которые мы записали ранее.

Учитель раздаёт каждому таблицу:

Родительный  падеж

Падежный вопрос

Вспомогательное слово

Предлоги

Примеры

кого? чего?

нет

из, у, с, от, до, из-под

Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название? Давайте попробуем найти ответ в тексте на стр. 122 упр. 137.1 и 2 предложение читает учитель.

Как автор называет этот падеж?

Почему?

Почему «исходное, начальное» выделено?

Повторное чтение. Ответы на вопросы после текста.

О чём этот текст?

Сколько микротем в этом тексте? Назовите их.

Какое предложение в каждом абзаце является главным, ключевым?

Вернёмся к нашей таблице. Сравнение двух таблиц: в таблица и  в учебнике с. 124.

Какими предлогами можно дополнить нашу таблицу?

Итак, что мы узнали о родительном падеже? Как будем определять падеж имени существительного? Проверим это на практике.

Упр. 138, с. 123. Прочитать текст про себя.

Выпишем в тетрадь выделенные слова вместе со словами, к которым они относятся.

Проскользнул в калитку (В. п.), шум ручья (Р. п.), застучала под ногами (Т. п.), настилка моста (Р. п.), прорезался сквозь чащу (В. п.), чащу деревьев (Р. п.), по резьбе ворот (Р. п.).

Упр. 140, с. 125

Работа в группе по заданию учебника. Всего шесть групп, один учащийся от каждой группы выходит к доске и рассказывает, какой ответ у них получился.

Упр. 141 (устно)

Сравним падежные вопросы родительного и винительного падежей. Какая трудность может возникнуть при определении падежа?

Прочитаем правило в рамке. Какой можно сделать вывод?

V. Итог, рефлексия

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

Как можно отличить родительный падеж от винительного у одушевлённых существительных мужского рода?

Что ещё нового узнали о родительном падеже?

Для закрепления наших знаний составим рассказ о родительном падеже, используя материал сегодняшнего урока. Составлять рассказ будем цепочкой по одному предложению.

На доске таблички:

– Я понял тему

– Я понял и могу объяснить другому ученику

– У меня есть вопросы по теме

VI. Домашнее задание

№142 письменно.

Проверяют готовность к уроку

Записывают число, классную работу

Работа в паре

Списывают слова, выделяют орфограммы как показано на примере

Именительный падеж

О родительном падеже

Читают текст на стр. 122, упр. 137

Падеж родства

С латинского языка можно было перевести как «родительский падеж»

Потому что, так автор показывает самое первое значение родительного падежа

В тексте говорится о значении существительных в родительном падеже

Можно выделить 4 микротемы: 1. «Падеж родства»

2. «Родство» не в узком смысле

3. Понятие о части, отдельной от целого

4. Некоторые значения далеко ушли от основного

Варианты ответов учащихся

без, для

Можно неправильно записать окончание в существительных

При определении падежа (Р.п. или В.п.) одушевлённых существительных мужского рода нужно подставить вместо мужского рода существительное женского рода, и определить окончание

Кого? Что?

Чтобы отличить родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода от винительного, надо подставить вместо мужского рода существительное женского рода, и определить окончание

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Сегодня на уроке мы говорили о родительном падеже. Раньше родительный падеж называли «родительским падежом». Постепенно родительный падеж приобретал другие оттенки значения. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? У него есть вспомогательное слово нет. Родительный падеж имеет предлоги у, с, от, для, из, из-под, около, без, до. Чтобы правильно определить падеж одушевлённых существительных мужского рода можно подставить существительное  мужского рода неодушевлённое.

Учащиеся приклеивают полоску/кружок/магнит под табличками

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Родительный падеж

Слайд 2

кроссворд

Слайд 3

П О П О Л З Е Н Ь С И Н И Ц А Д Я Т Е Л В О Р О Б Е Й С Н Е Ж И Н К А С Н Е Г И Р И ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ?

Слайд 4

П а д е жи, дят е л, в о р о бей, с и ница. Запиши и запомни!

Слайд 5

Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Открытый урок по теме: "Различие в определении именительного, винительного и родительного падежей."

Урок был проведен в рамках ежегодного  дня-практикума ". Тема дня-практикума "Гуманизация образовательного пространства".В ходе самостоятельной работы исполльзуются индивидуальные карточки, соста...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...