II. Актуализация знаний и мотивация
1)Словесные: беседа, диалог. 2)Наглядные: презентация, видео.
| 5 мин | - Слайд 1,2 - Назовите большую тему, которую начали изучать на нескольких последних уроках. Назовите, какие природные сообщества вы уже знаете? Слайд 3
Проверим, насколько внимательны вы были на предыдущих уроках. У вас на партах лежат карточки. Соедините линиями природные сообщества и их обитателей. (Приложение №1)
Карточка №1 малина луг дуб лён лес клевер тимофеевка поле рожь
Карточка №2 дят луг мышь полёвка колорадский жук лес косуля трясогузка поле канюк
Проверим. Поменяйся карточкой с соседом. Он пусть проверит твою, а ты – его. Взаимопроверка
Слайд 4-5 -Скажите, с каким природным сообществом познакомились на прошлом уроке?
-Какие бывают водоемы( группы можно определить) по происхождению ?
Предлагаю выполнить тест, который покажет, как усвоена эта тема. Затем выполните проверку и оцените свои знания ( 0ош- «5» ; 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; более –«2».)
Тест «Экосистема озера»
Тест «Природное сообщество - озеро» 1.Озера располагаются….. а) на ровной поверхности суши; б) в углублениях суши 2.Растения озера – это а) кувшинка, элодия, ряска; б) одуванчик, вьюнок, осот 3.Обитатели озера – а) плотва, щука, дафнии, б) кит, крот, майский жук 4.Цепи питания- а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом; б) цепь из поедающих друг друга живых организмов 5.К искусственным водоемам относятся… а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
Проверь свою работу и оцени (по слайду 5)
У кого какой результат? - Во что превращается бессточный водоем, например озеро или пруд ? Сегодня мы познакомимся ещё с одним сообществом.
Послушайте загадку и определите, о чем будем говорить, сформулируйте тему нашего урока 1. Все обходят это место Здесь земля как будто тесто Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги.
|
Находят ошибки и комментируют их
Оценивают ответы
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачиами и условиями коммуникаци |
IV. Открытие нового знания.
1)Словесные: беседа, диалог. 2)Наглядные: презентация, карточки, видео. 3)Практические: составление кластера, работа в группах.
| 13 мин | -- С чем ассоциируется у вас болото? (кочки)
Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме? Заполните лист
Начало урока | Окруж. мир | Конец урока | Окруж. мир | Знаю все
|
| Знаю все |
| Знаю, но не все
|
| Знаний стало больше |
| Знаю мало |
| Ничего нового не узнал |
| Ничего не знаю |
| Могу рассказать другим |
|
Самооценки на начальной стадии
Болото – широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв.м.
- Как вы думаете, как образуются болота?
- Кто из вас был когда-нибудь на болоте? Или что-то читал, видел в кино или на картинках. (Слайд болота) Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на экскурсию по болоту. А по пути будем знакомиться с его обитателями.
-Что вы еще знаете о болоте? Сообщение 2 уч-ся о болоте. Методичка С 161 (Слайд болота)
|
1 растения 2 животные 3 питательные цепочки 4 значение болот
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачиами и условиями коммуникаци
Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.
П: поиск и выделение необходимой инфомаци |
V. Первичное закрепление во внешней речи
1)Словесные: беседа, анализ текста. 2)Наглядные: карточка. 3)Практические: работа с карточкой.
| 3 мин | Работа в группах 1группа – о растительности С.65-66 2группа – о животных С.67- 68. 3группа – о питательных цепочках С.68 ; 4группа – о пользе для человека Задания на карточках
Отчет групп 4.2 растительный мир.
Есть ещё много интересных и полезных растений. О некоторых из них ребята подготовили вам рассказы. 1)багульник Слайд 19-21 2)пузырчатка 3)росянка 4)пушица 5)аир
4.3. Животный мир болот.
А теперь посмотрите на рисунок учебника на с.67. -Выскажите предположение, как они приспособились к обитанию во влажных местах? 1) Рассказ уч-ся о выпи Слайд 22 2) Филин Слайд 3) Водяная крыса Слайд
4.4 Польза для человека К сожалению, для большинства людей болота представляют собой пустыни. На них не растёт лес, нельзя выращивать сельскохозяйственные культуры. Они неудобны для строительства и прокладывания дорог. В некоторых местах люди пытаются улучшить болотистые территории. Например, через куминское болото проложена железная дорога, планируется строительство дороги с твёрдым покрытием, для автомобильного транспорта, до г. Тюмени. Болото приносит человеку неоценимую пользу. Какую? - Расскажите, что узнали нового для себя и интересного?
1группа – о растительности С.65-66
На болотах живут лишь немногие растения. Багульник, голубика, морошка, пушица. аир. Встречаются и деревья: ива, ель, берёза, кое –где встречаются чахлые сосны. Растут здесь и грибы.А еще есть необыкновенные растения - хищники - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых, Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеиваются к нему. 1 Мох меж клюквы и морошки Среди лесных болот На кочке мох без ножки Куда ни глянь - растёт. Он снизу — беловатый, повыше - зеленей, Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны, Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. 2 Сфагнувый мох имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие 3. Но сфагнум не единственный представитель растительного мира болот. На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.
2группа – о животных С.67- 68. 1.На болотах живут лишь немногие животные, а лишь такие животные, которые чувствуют себя уютно среди кочек, болотных трав, трясин, зеркалец воды. Болото для них и надёжное укрытие, и место, где можно кормиться и выводить потомство. На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочными частями растений – косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы. Можно встретить ужа и болотную гадюку. 4.Слышали ли поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит?» Это говорит о том, что народ давно заметил, что кулик – птица болотная. У этих птиц длинный клюв, который помогает им находить личинки комаров. У цапель и журавлей длинные тонкие ноги с перепонками между пальцами, что позволяет птицам ходить по топкой болотной грязи, не проваливаясь. А питаются эти птицы лягушками моллюсками, червями, которых много на болоте. 3.Вечерами и ночами на болоте слышен чей – то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в большой барабан – и он загудел. Или бык заблудился в болоте и зовет хозяина, ревёт. Что только люди ни рассказывали по этому поводу – будто водяной кричит, или леший с ним повздорил. Кто же это? Это выпь. 2..Здесь также можно встретить лягушку, жабу, тритона, ужа, гадюку, бобра и водяную полёвку, кулика, журавля, цаплю, уток, заходят лоси, косули, кабаны.
3группа – о пользе для человека
-Что полезного для человека на болоте вы узнаете, прочитав статью на странице 111 (хрестоматия) Болота приносят большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озера. Во время дождей мхи болот впитывают лишнюю воду, как губка и в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Во-вторых, болота – прекрасные природные фильтры .Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения –клюква, морошка, голубика. В- четвертых, на болотах растет немало лекарственных растений. Например, сфагновый мох в годы Великой Отечественной войны использовался как перевязочный материал. В- пятых, болото – природная фабрика торфа, который используется и как топливо, и как удобрение. В- шестых, это места обитания многих редких растений и животных, которые и кормятся там, и потомство выводят.
|
Ответы детей.
Читают текст учебника по абзацам, фиксируя свои заметки в путевом листе
Работают в группах Отчитываются о результатах работы в группах. Слушают сообщения, делятся впечатлениями.
| Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя. Р.: контроль |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
1)Словесные: беседа. 3)Практические: составление памятки. | 5 мин | Самостоятельная работа
Практическая работа в группе Составим цепи питания – карточки (на доске)
Цепи питания:
Брусника, гадюка, лягушка, канюк, комар; Комар, цапля, лягушка Проверка.
Выполнение тестов «Проверь себя(Слайд 36)
1.Выбери правильное утверждение: Болото – засушливые участки суши. Болото – избыточно увлажненные участки суши.
2.Что не растет на болоте? Малина Клюква Пушица Лён Багульник
3.Кто не живёт на болоте? Лисица Кулик Ондатра Гадюка Жаворонок | Самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют по эталону.
- Цепи питания:
Клюква>куропатка>лунь Водоросли>рачки>карась>щука | Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя. Р.: контроль П.: выполнение упражнения |