Конспект урока русского языка "Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Истомина Александра Сергеевна

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о дательном и творительном падеже множественного числа имён прилагательных; умения  правильного написания окончаний имён прилагательных в дательном и  творительном падежах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-      Знать грамматические признаки имени прилагательного;

-      Уметь склонять имена прилагательные множественного числа и знать их падежные окончания;

-      Уметь различать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падеже, правильно писать их окончания.

Личностные:

-      Осознавать личностный смысл учения;

-      Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

-      Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-      Проводить самооценку своих действий.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchaniya_pril._vo_mn._ch._v_d.p_i_t.p._.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.03.2021                                                                                                                        ФИО учителя: Меркушкина Л.А.

Школа: МАОУ "СОШ 148 г. Челябинска"                                                                            ФИО студента: Истомина А.С.        

Класс: 3 «2»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Кабинет:  101                                                                                                                             ФИО методиста: Солопова Т.В.

Конспект урока русского языка

«Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах»

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о дательном и творительном падеже множественного числа имён прилагательных; умения  правильного написания окончаний имён прилагательных в дательном и  творительном падежах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать грамматические признаки имени прилагательного;
  • Уметь склонять имена прилагательные множественного числа и знать их падежные окончания;
  • Уметь различать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падеже, правильно писать их окончания.

Личностные:

  • Осознавать личностный смысл учения;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  учебник Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»), презентация.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод.

Психологический настрой

2  мин

_ Здравствуйте, ребята!  Садитесь на свои места.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов! Улыбнитесь друг другу!

Приветствуют учителя.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Аналитико-синтетический:

подводящий диалог

4 мин

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Рассмотрите таблицу окончаний и вопросов падежей,  с которой мы работали на прошлых уроках. Какие падежи мы ещё не рассматривали?

И.п. (какие?) -ые, -ие,

Р.п. (каких? ) —ых, -их

В.п.( каких? какие?)- -ых,-их,-ые  ,-ие  

Д.п.( каким?) -ым, -им,

В.п. (какие?) -ые, -ие,- неодуш. сущ

Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

П.п. (о каких?) -ых, -их.

О окончаниях прилагательных множественного числа в Р.п, В.п. и п П.п.

- Д.п. и Т.п.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты

  1. Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Линейный, генетический метод:

формулирование  учебной задачи

Обобщение учителя

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

3 мин

— Какая тема нашего урока?

— Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться?

- Тема: «окончания прилагательных во множественном числе в  Д. п. и Т.п.»

- Цель: склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

Р:Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Открытие нового знания

Словесный метод

Практический

9 мин

- Откройте учебник русского языка на 143-ей странице и посмотрите на 163-ье упражнение. Давайте прочитаем его.

Спиши текст , вставляя пропущенные буквы. От чего зависит выбор букв? Напиши ответ в скобках или над словами.

Старый, старьёвщик.
«Старьёвщик» — человек, который скупает и продает старые вещи.

ФИЗМИНУТКА

И.п.
Стар
ый старьёвщик
Р.п.
Возит без спешк
и
    Р.п. 
Старые вещи
       П.п.         П.п.
В старой тележке.

                Т.п. мн.ч.
Вместе 
со старыми
           Т.п. мн.ч.
Рван
ыми ботами
Можно в придачу
                    Т.п. мн.ч.
Расстаться с забот
ами.

В словах “без спешки”, “в тележке” произносится звук [ш]. Проверочные слова (спешить, тележек).

Р:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

V.Первичное закрепление

Аналитико-синтетический, практический.

5  мин

 Посмотрите на 165-ое упражнение. Вам необходимо его списать, вставляя нужные буквы.

- Давайте проверим. Какую букву вставили в слове лодка? Почему?

- В слове вперёд?

- В слове город?

- В слове наконец?

- В слове парус?

- В слове сказка?

- В слове конец?

- А какое прилагательное повторяется в тексте много раз?

- Покажите стрелками, с какими существительными связаны разные формы этого прилагательного. Выделите окончания прилагательных. Сверху прилагательных во множественном числе укажите падежи, а над прилагательными в единственном числе укажите род.

- Букву д, проверочное слово лодочка.

- Буква д, проверочное слово впереди.

- Буква д, проверочное слово города.

- Буква о, проверочное слово закончиться.

- Буква с, словарное слово.

- Буква з, словарное слово.

- Буква о, проверочное слово кончик.

- Маленький.

 Маленький мальчик – м.р.

В маленькой лодке - ж.р.

В маленьком море – ср.р.

Маленький ветер – м.р.

По маленьким волнам – Д.п.

К маленькой пристани – ж.р.

В маленький город – м.р.

Маленький парус – м.р.

Маленькой сказке – ж.р.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение работать по алгоритму.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

5 мин

Рабочая тетрадь стр 80, номер 88

- Прочитайте задание, выполните самостоятельно.

Младшему (какому?)  (ед. ч., м. р. Д. п.)
Отец об
ъяснил:
«В пламени ярк
ом (каком?) (ед. ч., м. р., П. п.)
Р
одится металл».

Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать.

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII. Включение в

систему знаний

Словесный метод

Практический метод

8 мин

Рабочая тетрадь стр 80, номер 89

Домашняя работа  стр 144  упр 165

Нет, это не солнце,
А красив
ый павлин,
Огромн
ый и сонный
Павлин-исполин,
По дал
ям полей,
По простор
амравнин
Гулять спозаранку
Выходит один.
Выходит —
И хвос
т распускает
павлиний
                                           
х
Над белыми (мн. ч., Т. п.) нитями авиалиний,
Над голубыми (мн. ч., Т. п.),
                                             х
морскими (мн. ч., Т. п.) просторами,
            х
Над поездами 
железными (мн. ч., Т. п.), скорыми(мн. ч., Т. п.).

(Л. Мезинов)

Выделенные прилагательные выпиши в той форме, в которой они стоят в скобках. Покажи, как они образованы.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Л: понимание и выражение в речи цели задания

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Словесный:

обобщение учителя

3 мин

 В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Какую цель мы ставили на этот урок?

- Сумели ли мы это сделать?

- Оцените свою собственную работу.

- Напишите, на оценочном листе, что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке:

  • Сегодня я узнал…
  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…

Цель: склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи)

- Да

Л: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ" ...

Конспект по русскому языку "Склонение прилагательных во множественном числе"

Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»Тип урока: урок-закреплениеЦель: Познакомить обучающихся со склонением прилагательных во множественном числе, правописанием окончаний...

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, и...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение прилагательных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представления об изменении имен прилагательных во множественном числе. Задачи урока:Дидактические:1. уметь ...