Конспект урока русского языка 3 класс 3 урок "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саматова Альфия Амуровна

Цели деятельности учителя: расширение знаний у обучающихся о местоимениях; развитие умений распознавать местоимения среди других частей речи и определять род, лицо и число.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: определение понятий «местоимение», «личные местоимения».                                                                                           

уметь:  распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений; различать местоимения в тексте.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: рефлексия

Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка. Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Изд.: «Просвещение» 2012 г., наглядный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         14.04.2021                                                                                                  ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ«Байгазинская СОШ»                                                                ФИ студента: Саматова А.45 гр.

Класс: 3                                                                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.

Конспект урока русского языка

Тема: Местоимение

Цели деятельности учителя: расширение знаний у обучающихся о местоимениях; развитие умений распознавать местоимения среди других частей речи и определять род, лицо и число.

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: определение понятий «местоимение», «личные местоимения».                                                                                            

уметь:  распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений; различать местоимения в тексте.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: рефлексия

Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка. Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Изд.: «Просвещение» 2012 г., наглядный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2 мин

Фронтальная форма работы

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.

– Проверим готовность к уроку

- Присаживайтесь на свои места. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: чтение упражнения, совместное обсуждение

Наглядный: презентация

Практический:

разбор упражнения и его выполнение

Словесный: беседа.

4 мин

Фронтальная форма работы

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Начать наш урок предлагаю с выполнения следующего задания: перед вами лежать карточки с упражнением. Вам нужно вставить в тексте вместо многоточий подходящие местоимения.

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

-Готовы? Итак, начнем проверку. Кто выйдет к доске и проставит необходимые местоимения? Тот, кто работает у доски обязательно комментирует свои действия, остальные проверяют у себя в тетрадях.

-Молодцы, отлично справились!

-Посмотрите на слайд, найдите в каждой строчке лишнее слово. Свой ответ необходимо доказать.

ВЫ НОС ОН

ЗА МЫ ТЫ

ОНО Я ШЛА

МЯТЬ ОНИ ОНА

-Верно! А что объединяет оставшиеся слова?А какие именно это местоимения?

-Поднимите руки, кто уже знаком с этой темой.

-Отлично!Действительно, мы уже с вами знакомы  с темой местоимений.

 Слушают учителя.

Записывают число и классная работа.

Воспринимают услышанную задачу.

Выполняют задание в карточках.

Один ребенок выходит к доске, остальные проверяют работу в своих тетрадях.

Я буду рисовать домик. А что ты будешь делать? Завтра мы идем в театр. Кого вы ждете? Почему они опаздывают? Как же он изменился!

Выполняют задание со слайда:

-Лишними являются: нос - это существительное (что?), за - предлог, шла - глагол (что делала?), мни - глагол (что делать?).

-Это  местоимения. Это личные местоимения.

Показывают, что уже знакомы с этой темой.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: обсуждение и разбор упражнения, его выполнение.

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа.

Практический: выполняют упражнение

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: выполнение упражнения

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

4 мин

11 мин

-Исходя из вышесказанного, как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

-А кто назовет цели на наш урок? Над чем мы будет работать с вами?

-Отлично. Верно, сегодня мы с вами будем закреплять знания о местоимении, о том, как их находить и различать. Но с чего мы начнем, что бы действительно закрепить свои знания?

-Согласна, предлагаю вам составить план на наш урок:

  1. Повторение понятий «местоимение» и «личные местоимения».

-Что будем делать дальше?

  1. Таблица «Личные местоимения».

-А что касается правила изменения личных местоимений по родам?

  1. Правило изменения личных местоимений по родам.
  2. Выполнение упражнений.
  3. Рефлексия.

-Замечательно!

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

-Посмотрите на слайд. Внимательно прочитайте данные предложения.

-Выполняем упражнение устно, ваша задача: найти местоимения и назвать их. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Мы любим рассказы Аркадия Гайдара. Я очень люблю сосну. А у нас в деревне сосны растут. Как вы проводите выходной день? Она живет в конце нашей улицы.

-Хорошо. А что такое местоимение?

-А с какими местоимения вы знакомы?

-Вы перечислили так много местоимений, а на что указывает каждое из них? Кто знает ответ?

-Сейчас  предлагаю вам подняться со своих мест и произвести физическую активность.

Физминутка

-Откройте учебники на стр.97 и найдите упр. 166. Кто прочитает вслух задание? Кто не понял задание?

-Буем читать по 2 нумерованных  предложения выборочно, начнет 3 ряд последняя парта. Читаем по 2 нумерованных  предложения, заменяем повторяющееся имя существительное  подходящим местоимением, при этом не забываем комментировать свой ответ.

-Начинаем...

-Отлично. Запишите в тетрадь только те предложения, где вы заменяли ИС на местоимение следующим образом:

Она подплыла к берегу и закрякала. (Утка).

То есть после каждого предложения, где вы подбирали местоимение, вам в скобках нужно написать ИМ, которое вы заменили). Образец есть на слайде. Кто не понял задание? Выполняем.

-Приступаем к проверке. (на слайде)

-Верно! Обратимся к нашему плану, что вы можете сказать?

-Теперь мы смело можем поставить напротив этого пункта себе знак «+». Продолжаем в том же духе!

Ответы учащихся:

- Тема нашего урока: Местоимение.

- Мы будем закреплять имеющиеся знания о местоимениях, о личных местоимениях, о том, как их различать и находить, определять слова, на которые указывают местоимения.

Отвечают на вопросы:

-Сначала повторим, что же такое местоимение и личные местоимения. Выполним упражнение.

-Затем закрепим таблицу «Личные местоимения», выполним упражнение.

-Повторим правило изменения личных местоимений по родам.

-Будем выполнять различные упражнения на закрепление.

-Подведем итог урока.

 Слушают задание от учителя и читают предложения со слайда.

Отвечают:

-Даны местоимения: мы, я, нас,вы,она.

-Местоимение - часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

-Мы знаем личные местоимения. Это я, ты, мы, вы, он, она,они,оно.

- Я, ты - указывают на того, кто говорит. Ты,вы - указывают на того, к кому обращаются. Он,она,оно,они - указывают на того, о ком или о чем говорят.

Повторяют движения за учителем.

Ученик читатет задание к упражнению.

Читают предложения, заменяют повторяющиеся ИС местоимением.

  1. Уточка / Она подплыла...
  2. Павлин / Он распушил...
  3. Здание / Оно было большое...
  4. Слон / Он обедал...
  5. Яки / Они жевали...

Воспринимают услышанное и выполняют упражнение по образцу.

-Мы выполнили первый пункт нашего плана: повторили понятия «местоимение» и «личные местоимения», выполнили задания.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Р.: Принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение полно и точно выражать мысли.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа.

Практический: выполнение упражнения.

        Индивидуальная форма работы.

-Посмотрите на доску. Что на ней изображено?

-Но достаточно ли она информативна?Почему?

-Как вы думаете, в чем заключается ваша задача?

-Так как вы уже не первый раз работаете с данной таблицей, вам предстоит по памяти заполнить ее.

-Начинаем с ед.числа, 1-го лица, какое местоимение?

( и так далее, с помощью наводящих вопросов по необходимости дети заполняют таблицу).

-Сейчас 2 человека по желанию. Выходят к доске, я буду диктовать предложения, ваша задача: записать, найти местоимения, определить у них лицо и число. Остальные выполняют то же самое у себя в тетрадях. Затем выполним проверку.

Мы переходим дорогу.

Как она это угадала?

Они очень красивые.

Вы будете мне помогать?

Куда же он полетел?

-Что у нас по плану?

-Отлично, отмечаем, что мы справились с этим пунктом и идем дальше.

Отвечают на вопросы:

-На доске «Таблица личных местоимений».

-Нет, потому что в ней есть пустые незаполненнные ячейки.

-Нужно заполнить пустые ячейки необходимой информацией.

Заполняют таблицу.

Два человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях

Выполняют проверку вместе с учителем.

Мы (1 л., мн.ч) переходим дорогу.

Как она (3 л., ед.ч) это угадала?

Они(3 л., мн.ч) очень красивые.

Вы ( 2 л., мн.ч.)будете мне помогать?

Куда же он ( 3 л., ед.ч.) полетел?

-Мы выполнили второй пункт, повторили таблицу личных местоимений.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка.

Индивидуальная форма работы.

-Вы получили карточки для самостоятельной работы.

-Вам нужно в них заменить выделенные существительные местоимениями. Подчеркнуть М женского рода одной чертой, мужского - двумя чертами, среднего - волнистой линией.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

-Не забудьте подписать свои листы. После окончания, я высвечу вам «ключ» на экране. Вы обменяетесь работами с соседом по парте, зеленой ручкой или карандашом отметите ошибки, поставите оценку в соответствии с критериями. После чего, я заберу ваши работы.

-С каким правилом связано было данное задание? Кто расскажет это правило?

-Что с планом?

-Идем дальше.

Воспринимают услышанное учителем.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку и взаимооценку в соответствии с критериями.

- С правилом изменения личных местоимений по родам.

Пара человек рассказывают правило.

-Мы выполнили 3 пункт, он был связан с этим правилом.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

IV. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог.

4 мин

Фронтальная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

-Предлагаю вам блиц-опрос, я задаю вопрос, а вы отвечаете, здесь учитывается скорость и качество ответа.

- Ребята, над чем мы сегодня работали? Что закрепляли?

-Что такое местоимение? Какие местоимения относятся к личным местоимениям?

-На что указывают личные местоимения?

-Какие местоимения относятся к 1 лицу ед.числа? А ко 2 лицу ед. Числа? И т.д.

-Как изменяются личные местоимения по родам?

-Как вы думаете, для чего нужны местоимения в тексте?

-Итак, ребята, посмотрите на наш план. Что нам удалось выполнить по плану? Все ли получилось?

- Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: стр. 97, упр.167 и упр.168.

-Послушайте: упр.167 выполняете устно, читатет письмо и отвечаете на вопросы. А упр.168 выполняете письменно в тетрадях.

-У кого-нибудь есть вопросы по домашнему заданию?

Выслушивают вопросы учителя, осмысливают их, дают свои ответы:

-Сегодня на уроке мы закрепляли и повторяли знания о местоимении, о личных местоимениях.

-Местоимение - часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

-Мы знаем личные местоимения. Это я, ты, мы, вы, он, она,они,оно.

 Я, ты - указывают на того, кто говорит. Ты,вы - указывают на того, к кому обращаются. Он,она,оно,они - указывают на того, о ком или о чем говорят.

Анализируют план своей проделанной работы.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

V. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

3 мин

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

-у Вас на партах лежат цветочки. На доске висит ваза. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”

-Отлично, урок окончен, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ...

изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ...

изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

... буду рисовать домик. А что ... будешь делать? Завтра ... идем в театр. Кого ... ждете? Почему ... опаздывают? Как же ... изменился!

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось

облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Игорь идет на каток. Игорь хорошо катается. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный  спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 45 группы,
Саматова Альфия
Проверила: Саматова Т.М.
Отметка:
Дата:

Челябинск, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...