"Использование метода мини-проектов на уроках"
учебно-методический материал по русскому языку

Суворкина Наталья Евгеньевна

В этой статье я хотела бы представить свои идеи  использования метода мини-проектов на уроках.

Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Когда на уроке школьники работают над мини – проектами, они учатся творить.

Использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным  образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома.

Опыт работы по созданию мини-проекта может быть использован  учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности. Данный опыт могут применять преподаватели, которые используют в своей работе АМО (активные методы обучения). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мини-проектов на уроках 


            Как повысить эффективность уроков? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Как сделать уроки результативным средством нравственного воспитания? Как передать новому поколению знания о мире, о традициях народа, о вечных ценностях в наше время научно-технического прогресса и в условиях стремительно развивающегося общества?

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте.


В этом выступлении я хотела бы представить свои идеи  использования метода мини-проектов на уроках 

Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Когда на уроке школьники работают над мини – проектами, они учатся творить.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

мини-проекты,

краткосрочные,

долгосрочные.

Что же такое мини-проект?

Мини-проекты используются для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. 

Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.

* Во-первых, они должны отвечать уровню  развития  учащихся,  поэтому должны обязательно включать игровой или  творческий момент,

*во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию,

*в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую условия для творческой самореализации.  Это могут быть - творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются  либо повторительно-обобщающие, либо урок открытия новых знаний . Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.

Мини – проекты способствуют:

*формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

*получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, обсуждений и защиты своей позиции;

*повышению активности и самостоятельности учащихся;

*овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач за короткий период времени;

*осознанию учеником ценностей совместного труда;

*повышению стремление к рефлексии и анализу выполненной работы;

*эстетическому воспитанию.

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

1 этап « Начальный»- Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка   целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа по сбору необходимой информации в различных источниках, анализ и обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и оформление в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта  в виде мультимедийной  презентации, либо в любой другой форме.

   

    - Уважаемые коллеги!

Я хотела бы показать один из примеров  применения метода мини-проектов на уроке русского языка при знакомстве с новым словарным словом.

Разрешите начать наше занятие со слов великого русского писателя Л.Н. Толстого

«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».

Толстой Л. Н.

При знакомстве с новым словарным словом я не только учу его грамотно писать, но и провожу работу по развитию речи.

Результатом такой работы является создание мини -проекта: Энциклопедия слова -  …

Энциклопедию какого слова мы будем составлять сегодня, вы сможете узнать, отгадав загадку

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(ответ: береза)

Слайд со словом берёза

Назовите, что вы знаете о березе? (ответы детей)

-Как много вы знаете об этом дереве.

Береза - это часть природы, это растение, это дерево

-Кто видел березу? (руки)

-А где видели? (ответы детей)

-Опишите березу (белый ствол, черные точки)

Представьте, что вы жители жаркой Африки и не знаете, что такое «береза». Где можно найти толкование этого слова?

  -Есть такой помощник, в котором живет много слов. Это словарь. Давайте обратимся к нему.

Слайд

Берёза

 Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями

уменъш. берёзка, -и, ж.

ласк. берёзонь-ка, -и, ж.

прил. берёзовый, -ая, -ое

Так что же рассказал вам словарь?

- У вас на столах конверты со стихами о деревьях. Найдите стихотворение о берёзе и прочитайте его вслух.

- Люблю березу русскую то светлую, то грустную… На слайде

   

(читают  стихотворение про березу)

- Повторите определения к слову берёза. (Ответы)

- А давайте сделаем звуко – буквенный разбор этого слову

- Сколько в нем слогов? Назовите гласные. Выделите ударный слог. Запомните в этом слове буква. Ё – она всегда ударная! Назовите  согласные (характеристика звуков)

-Это слово непростое, в нем есть опасное место. Слышим звук. И, а пишем букву Е. (сделать красную Е больше размером)

             Это слово надо запомнить.

Слова, в которых есть опасные места и нельзя подобрать проверочное слово, называются словарными.

Наш народ с древних времен воспевал красоту березы в песнях.

послушайте аудиозапись русской народной  песни.

     (звучит отрывок из песни)

- Что понравилось вам в этой песне? (на столах у детей слова этой песни)

-Прочитайте песенку про себя.

-А кто попробует прочитать песенку выразительно?

     (работа с текстом.)

-Как ласково народ называет березу?

(березонька, березушка, невестушка)

-А почему березу называют невестушка? (ответы)

-А почему кудрявая? (ответы)

 А ещё - БЕРЁЗА – это символ России!!!

(на доске появляется макет березы без листьев, на партах у детей лежат разноцветные шаблоны листьев березы)

                 Выпуск проекта

-Давайте оденем нашу березу в красивый осенний наряд.

-У вас на столах лежат листья березы, напишите на них что вы запомнили, узнав столько интересного о березе!!!

(листья вывешиваются на макет и зачитывается всё то, что записали дети)

Итак, что же у нас получилось? (примерный текст)

Берёза – это дерево, у которого белый ствол! В народе берёзу называют « Невестушкой», «Кудрявая». Про берёзу написано много стихотворений, и песен! Она растет повсюду, в парках, в лесу, во дворах городов. Береза украшает природу. Пишется береза с буквой Е!!!Живет слово в словаре, поэтому оно словарное.

БЕРЁЗА – это символ России!!!

МОЛОДЦЫ !!!

Проект готов!

Белый ствол, чуть поникшие ветки,

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные берёзы,

Украшая России простор.

ВЫВОД:

Использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным  образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома.

Опыт работы по созданию мини-проекта может быть использован  учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности. Данный опыт могут применять преподаватели, которые используют в своей работе АМО (активные методы обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Использование метода игры на занятиях (уроках).

В статье рассказывается о том, как использовать игру для повторения изученного, работы с новым материалм, как способ закрепления пройденного....

Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...

Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....

Статья "Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках"

В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. В данной статье я систематизировала свои знание о том, что такое интеллект-карта и привела примеры эффективного использ...

«Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках»

Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты»...

"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь  следующих результатов:...