"Использование метода мини-проектов на уроках"
учебно-методический материал по русскому языку
В этой статье я хотела бы представить свои идеи использования метода мини-проектов на уроках.
Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Когда на уроке школьники работают над мини – проектами, они учатся творить.
Использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома.
Опыт работы по созданию мини-проекта может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности. Данный опыт могут применять преподаватели, которые используют в своей работе АМО (активные методы обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по созданию мини-проекта на уроках. | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мини-проектов на уроках
Как повысить эффективность уроков? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Как сделать уроки результативным средством нравственного воспитания? Как передать новому поколению знания о мире, о традициях народа, о вечных ценностях в наше время научно-технического прогресса и в условиях стремительно развивающегося общества?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте.
В этом выступлении я хотела бы представить свои идеи использования метода мини-проектов на уроках
Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Когда на уроке школьники работают над мини – проектами, они учатся творить.
Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
мини-проекты,
краткосрочные,
долгосрочные.
Что же такое мини-проект?
Мини-проекты используются для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.
* Во-первых, они должны отвечать уровню развития учащихся, поэтому должны обязательно включать игровой или творческий момент,
*во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию,
*в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую условия для творческой самореализации. Это могут быть - творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются либо повторительно-обобщающие, либо урок открытия новых знаний . Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.
Мини – проекты способствуют:
*формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
*получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, обсуждений и защиты своей позиции;
*повышению активности и самостоятельности учащихся;
*овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач за короткий период времени;
*осознанию учеником ценностей совместного труда;
*повышению стремление к рефлексии и анализу выполненной работы;
*эстетическому воспитанию.
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:
1 этап « Начальный»- Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы
2 этап «Поисковый» - Работа по сбору необходимой информации в различных источниках, анализ и обработка собранного материала.
3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы
4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и оформление в виде продукта проекта
5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации, либо в любой другой форме.
- Уважаемые коллеги!
Я хотела бы показать один из примеров применения метода мини-проектов на уроке русского языка при знакомстве с новым словарным словом.
Разрешите начать наше занятие со слов великого русского писателя Л.Н. Толстого
«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».
Толстой Л. Н.
При знакомстве с новым словарным словом я не только учу его грамотно писать, но и провожу работу по развитию речи.
Результатом такой работы является создание мини -проекта: Энциклопедия слова - …
Энциклопедию какого слова мы будем составлять сегодня, вы сможете узнать, отгадав загадку
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(ответ: береза)
Слайд со словом берёза
Назовите, что вы знаете о березе? (ответы детей)
-Как много вы знаете об этом дереве.
Береза - это часть природы, это растение, это дерево
-Кто видел березу? (руки)
-А где видели? (ответы детей)
-Опишите березу (белый ствол, черные точки)
Представьте, что вы жители жаркой Африки и не знаете, что такое «береза». Где можно найти толкование этого слова?
-Есть такой помощник, в котором живет много слов. Это словарь. Давайте обратимся к нему.
Слайд
Берёза
Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями
уменъш. берёзка, -и, ж.
ласк. берёзонь-ка, -и, ж.
прил. берёзовый, -ая, -ое
Так что же рассказал вам словарь?
- У вас на столах конверты со стихами о деревьях. Найдите стихотворение о берёзе и прочитайте его вслух.
- Люблю березу русскую то светлую, то грустную… На слайде
(читают стихотворение про березу)
- Повторите определения к слову берёза. (Ответы)
- А давайте сделаем звуко – буквенный разбор этого слову
- Сколько в нем слогов? Назовите гласные. Выделите ударный слог. Запомните в этом слове буква. Ё – она всегда ударная! Назовите согласные (характеристика звуков)
-Это слово непростое, в нем есть опасное место. Слышим звук. И, а пишем букву Е. (сделать красную Е больше размером)
Это слово надо запомнить.
Слова, в которых есть опасные места и нельзя подобрать проверочное слово, называются словарными.
Наш народ с древних времен воспевал красоту березы в песнях.
послушайте аудиозапись русской народной песни.
(звучит отрывок из песни)
- Что понравилось вам в этой песне? (на столах у детей слова этой песни)
-Прочитайте песенку про себя.
-А кто попробует прочитать песенку выразительно?
(работа с текстом.)
-Как ласково народ называет березу?
(березонька, березушка, невестушка)
-А почему березу называют невестушка? (ответы)
-А почему кудрявая? (ответы)
А ещё - БЕРЁЗА – это символ России!!!
(на доске появляется макет березы без листьев, на партах у детей лежат разноцветные шаблоны листьев березы)
Выпуск проекта
-Давайте оденем нашу березу в красивый осенний наряд.
-У вас на столах лежат листья березы, напишите на них что вы запомнили, узнав столько интересного о березе!!!
(листья вывешиваются на макет и зачитывается всё то, что записали дети)
Итак, что же у нас получилось? (примерный текст)
Берёза – это дерево, у которого белый ствол! В народе берёзу называют « Невестушкой», «Кудрявая». Про берёзу написано много стихотворений, и песен! Она растет повсюду, в парках, в лесу, во дворах городов. Береза украшает природу. Пишется береза с буквой Е!!!Живет слово в словаре, поэтому оно словарное.
БЕРЁЗА – это символ России!!!
МОЛОДЦЫ !!!
Проект готов!
Белый ствол, чуть поникшие ветки,
Задушевный, задумчивый взор.
Тихо дремлют родные берёзы,
Украшая России простор.
ВЫВОД:
Использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома.
Опыт работы по созданию мини-проекта может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности. Данный опыт могут применять преподаватели, которые используют в своей работе АМО (активные методы обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»
Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....
Использование метода игры на занятиях (уроках).
В статье рассказывается о том, как использовать игру для повторения изученного, работы с новым материалм, как способ закрепления пройденного....
Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...
Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.
Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....
Статья "Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках"
В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. В данной статье я систематизировала свои знание о том, что такое интеллект-карта и привела примеры эффективного использ...
«Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках»
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты»...
"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы
Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:...