конспект урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Цели урока:
1.Образовательные:
- Формировать навыки написания сочинения;
- Формирование умения излагать текст в четкой логической последовательности;
- Формировать навыки связной речи;
- Учить правильно отвечать на вопросы;
- Закрепить правописание слов с орфограммами
2.Развивающие:
- Развивать связную речь учащихся, устную и письменную речь учащихся, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
3.Воспитательные:
1. Воспитание культуры речи;
- Прививать интерес к художественному слову;
- Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание между учащимися;
УУД, формируемые на уроке.
1. Личностные.
1.1. Самоопределение к учебной деятельности.
1.2. Адекватная самооценка.
1.3. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
2. Регулятивные.
2.1. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
2.2. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
3.Познавательные.
3.1. Устанавливать причинно-следственные связи.
3.2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
4.Коммуникативные.
4.1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4.2. Умение отвечать на заданные вопросы.
Оборудование для учителя: конспект урока, презентация.
Оборудование для учащихся: дневник, пенал, карточки.
Этапы урока/ Время | Содержание урока. | Примечание. | УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Виктория Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: дневник, пенал, карточки. Я желаю вам успешной дружной работы. Давайте начнем урок! | Проверка готовности учащихся к уроку. | 1.1 |
II.Постановка учебной задачи.
| Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришла сказка, как когда-то она приходила к одному замечательному человеку, который создал огромное количество полотен на сказочные сюжеты. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов. Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение по картине. А что значит написать сочинение по картине? (Передать восприятие данной картины) Посмотрите на приложение в учебнике. На нем изображена картина, которая называется «Снегурочка Кто написал эту картину? (Васнецов) Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Сегодня перед нами стоит задача - передать словами то, что художник изобразил красками. Сегодня мы будем «читать» картину, описывать содержание картины, передавать мысли художника, чувства, о которых художник хотел рассказать в своей картине. | Спрашивать по поднятой руке | 1.1 4.2 4.1 3.1 |
III.Подготовительная работа к восприятию картины
| У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике. В.М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. . Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке» Интересна история создания картины «Снегурочка». В 1881 году московский меценат (деятель науки и искусства) Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка – это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там – полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает… Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Посмотрите на репродукцию картины в учебнике. Что вы видите на первом плане? На первом плане видна сама героиня. Она одета в длинную парчовую шубку белого цвета, украшенную узорами, светлые варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю, и растерянно озирается по сторонам. Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Незнакомый лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность и сказочность происходящего. Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но… словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками… | Слушание истории написания картины | 4.2 4.1 3.1 2.1 |
IV.Непосредственное восприятие картины. | Какое впечатление произвела на вас картина? - Что в ней особенно красиво? - Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему? (Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка) - Почему снег на картине голубого цвета? (Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом) Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды) - Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? (В шубке, в сапожках, в рукавичках) | 3.2 4.3 4.1 3.1 2.1 | |
Физкультминутка. | А теперь на месте шаг А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. | ||
VI. Подготовка речевого оформления. | Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение. - Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? - О чем напишем во вступлении? (О том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес) - Какими словами можно начать сочинение? - Переходим к основной части, т.е. непосредственному описанию картины. - С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Опорные слова) - Затем описание Снегурочки. (Опорные слова) - Далее, где стоит Снегурочка, что изобразил художник на заднем плане? (Опорные слова) - Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (Опорные слова) - И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину? (Опорные слова) (Понравилась ли картина, чем?) | 3.1 3.2 4.1 | |
VII. Орфографическая подготовка. | Как вы понимаете слово «парчовая»? Давайте обратимся к словарю. парчовый ПАРЧА́, -и́, мн. -и́, - Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряныминитями. Посмотрите на доску. Нужно вставить буквы в слова, которые вам понадобятся при написании сочинения. Давайте сделаем это вместе. радос..ные к..ртина в..стор.. в..схищенно | Слова на доске | 2.1 4.2 4.3 |
VIII. Написание сочинения учащимися с самопроверкой. | А сейчас вы будете писать сочинение. Берём листочки и записываем сегодняшнее число. На следующей строчке посередине – Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 2.2 3.1 | |
IX. Итог урока. | Ребята, чем мы занимались на этом уроке? (писали сочинение) По какой картине мы писали сочинение? Кто изображен на этой картине? Кто автор? ДЗ: Придумать и записать слова с парными согласными в корне слова на тему «Зима». Подобрать к ним проверочные слова. | Требование полных ответов. | 2.2. |
X. Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке. Достаньте весёлый и грустный смайлик. Если вы считаете, что вам все удалось, и вы узнали что – то новое, поднимите весёлый смайлик, а если вам было трудно и вы ничего важного не узнали, поднимите грустный. Спасибо за урок. До свидания! | Смайлики на каждой парте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 3 классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка"
Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине. Задача урока: формирование универсальных учебных действий:1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобра...
Открытый урок:Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Открытый урок по русскому языку...
Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс
В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
Конспект урока на тему "сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России
Тема: «Сочинение по картине В.М. Васнецова « Снегурочка» Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; соверш...
Конспект урока Сочинение по картине Васнецова Снегурочка
Конспект урока Сочинение по картине Васнецова Снегурочка...
Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» 3 класс
Научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в сод...