РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 3 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
рабочая программа 3 класс,русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса русский язык 3 класса реализуется по УМК «Школа России» под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2012
- Учебник В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2012. В 2 частях.
- Авторская программа В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 класса, 3 класс – 4 ч.в неделю( 136ч. В год)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (13 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
| |
По данной теме предусмотрены следующие работы:
- Контрольный диктант №1;
- Тестирование КИМ тест №1,2;
- Обучающее изложение.
- Словарный диктант.
Тема №3.Слово в языке и речи (16 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Контроль:
- Проверочная работа;
- Контрольный диктант №2;
- Обучающее изложение – 2 часа;
- Словарные диктанты
- Проект «Рассказ о слове»
Тема №4. Состав слова (32 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
- проверочная работа – 3 часа;
- тест – 3 час;
- контрольная работа – 4 часа;
- контрольное списывание – 1час;
- изложение – 5 часов;
- сочинение – 1час.
Тема №5. Части речи (62 часа).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
- -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Контроль:
- проверочная работа – 3 часа;
- тест – 5 часов;
- контрольная работа – 3 часа;
- изложение – 3 часа;
- сочинение – 1 час.
Тема №6. Повторение изученного за год – 11 часов.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Контроль:
- контрольная работа – 1час.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов |
Язык и речь | 2 часа. | |
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 |
2 | Наш язык. | 1 |
Текст. Предложение. Словосочетание. | 13 часов | |
3,4 | Текст. Типы текстов | 2 |
5 | Предложение. | 1 |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 |
8 | Предложения с обращением | 1 |
9 | Обучающее изложение | 1 |
10,11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 |
12,13 | Простое и сложное предложения. | 2 |
14 | Словосочетание. Словарный диктант.Тест. | 1 |
15 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
Слово в языке и в речи | 16часов | |
16 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
17 | Синонимы и антонимы. | 1 |
18 | Омонимы. | 1 |
19 | Слово и словосочетание. | 1 |
20 | Фразеологизмы | 1 |
21 | Части речи. Имя существительное. | 1 |
22 | Имя прилагательное. | 1 |
23,24 | Глагол. Проверка знаний. | 2 |
25 | Что такое имя числительное? | 1 |
26 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 |
27 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 |
28 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 |
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 |
30 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | 1 |
31 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 |
Состав слова | 13 часов | |
32 | Что такое корень слова? | 1 |
33 | Как найти корень в слове? Словарный диктант. | 1 |
34 | Сложные слова. | 1 |
35,36 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 2 |
37 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 |
38 | Значения приставок. | 1 |
39 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 |
40 | Значения суффиксов.Словарный диктант. | 1 |
41 | Что такое основа слова? | 1 |
42 | Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний. | 1 |
43 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
44 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
Правописание частей слов | 19часов | |
45 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 |
46,47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест. | 2 |
48-50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 3 |
51,52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест. | 2 |
53,54 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 |
55 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 |
56,57 | Правописание суффиксов и приставок. | 2 |
58 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | 1 |
59 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 |
60,61 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | 2 |
62 | Контрольный диктант по теме «правописание частей слов» | 1 |
63 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
Части речи | 62часа | |
64 | Части речи. | 1 |
Имя существительное | 23 часа | |
65,66 | Имя существительное и его роль в речи. | 2 |
67,68 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 |
69 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
70,71 | Число имён существительных. | 2 |
72,73 | Род имён существительных. Словарный диктант. | 2 |
74 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 |
75 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
76 | Склонение имен существительных. Самостоятельная работа. | 1 |
77,78 | Падеж имен существительных. | 2 |
79 | Именительный падеж. | 1 |
80 | Родительный падеж. | 1 |
81 | Дательный падеж. | 1 |
82 | Винительный падеж. | 1 |
83 | Творительный падеж. | 1 |
84 | Предложный падеж. Словарный диктант. | 1 |
85 | Все падежи. | 1 |
86 | Обобщение знаний. Тест. | 1 |
87 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
Имя прилагательное | 15 часов | |
88,89 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 2 |
90 | Роль прилагательных в тексте. | 1 |
91 | Текст-описание. | 1 |
92 | Род имён прилагательных. | 1 |
93,94 | Изменение имён прилагательных по родам. | 2 |
95,96 | Число имён прилагательных | 2 |
97,98 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 |
99-101 | Обобщение знаний. Проверка знаний. | 3 |
102 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
Местоимение | 4 часа | |
103 | Личные местоимения. | 1 |
104 | Изменение местоимений по родам. | 1 |
105,106 | Местоимение. Словарный диктант. | 2 |
Глагол | 19 часов | |
107-109 | Значение и употребление глаголов в речи. | 3 |
110,111 | Неопределённая форма глаголов. | 2 |
112,113 | Число глаголов. | 2 |
114 | Времена глаголов. | 1 |
115 | Времена глаголов. Второе лицо. | 1 |
116,117 | Изменение глаголов по временам. | 2 |
118,119 | Род глаголов в прошедшем времени | 2 |
120,121 | Правописание частицы не с глаголами. | 2 |
122-124 | Обобщение знаний. Тест. | 3 |
125 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
Повторение | 11часов | |
126,127 | Части речи | 2 |
128 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 |
129 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 |
130 | Правописание предлогов и приставок. Тест | 1 |
131 | Правописание безударных гласных. | 1 |
132 | Правописание значимых частей слова. | 1 |
133 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
134 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 |
135 | Текст. | 1 |
136 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....