Правописание личных окончаний глаголов
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме
«Правописание личных окончаний глаголов»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тип урока: урок решения частных учебных задач.
Дидактическая цель: применение и закрепление полученных знаний при написании личных окончаний глаголов средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавание глаголов по их общему грамматическому значению (обозначают действие) и частным грамматическим значениям (время, число, род, лицо), уметь применять обобщённый способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.
Метапредметные:
Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять алгоритм заполнения орфограмм слабых позиций в окончаниях глагола, умение работать по инструкции, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные: видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи, сознательно выбирать задания разного уровня сложности, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения разноуровневой работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.
Методы обучения: частично – поисковый;
метод решения учебных задач.
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс Ломакович С.В., Тимченко Л.И.;
дидактический материал на доске;
раздаточный материал на партах.
Цели урока:
Образовательная:
формирование у учащихся знаний правильного написания личных окончаний глаголов путём способа проверки (сильные и слабые позиции) – алгоритма и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.
Развивающая:
отработка умения рефлексировать свою работу, развитие речи учащихся, умение обобщать информацию, систематизировать информацию в виде алгоритма, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
Воспитательная: формирование умения работать в группе, паре, самостоятельно.
Структура и содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |||
I. Организационный момент. | 1) Приветствует учащихся, настраивает на урок. 2) Даёт задание оформить работу в тетради. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Оформляют работу в тетради. | Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, доброжелательность. | Умение устанавливать контакт с окружающими. | Контроль своих действий. | |
II. Создание "ситуации успеха". |
НА ДОСКЕ: (с,з) гр (и,е) ба__т 3 л., ед.ч., наст. вр. ра (с,з) д (о,а) бы__ __ н.ф. у (с,з) п (о,а) ко __ [ца] 3 л., мн.ч., буд.вр. п (о,а) крывал __ ср.р., прош.вр. пр (и,е) г (и,е) ба __т 3 л, ед.ч., наст.вр. . . . - Что записано на доске? (слова) - Прочитаем вслух. - Что общего? (всё глаголы) - Почему стоит многоточие? (можно продолжить этот ряд) - Определите закономерность и продолжите ряд устно. - Как составлен ряд? (глагол настоящеговремени, глагол неопределённой формы, глагол будущего времени, глагол прошедшего времени, глагол настоящего времени ...) 2) Организует работу со словами - Какое задание можно выполнить со словами? - Раскройте скобки, запишите эти слова в строчку, поставьте глаголы в ту форму, которая записана рядом. (кто выполнит задание раньше - разобрать слова по составу) 3) Просит осуществить проверку. - Проверьте свою работу. на доске: сгребает раздобыть успокоятся покрывало пригибает - Какие орфограммы встретились? 4) Организует работу со схемой. - Выберите глаголы, которые подойдут к такой схеме: | Определяют закономерность, устно называют глаголы. Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют проверку. Работают со схемой. | Воспринимать информацию зрительно и на слух. Анализировать и истематизировать слова. Анализировать, строить логическую цепь. Актуализировать свои знания, оценивать результат своей деятельности. Анализировать информацию. | В «ситуации успеха» почувствовать свою значимость, осознавать трудности и стремиться к их преодолению. Уметь объяснять смысл своих действий (саморефлексия). Умение совершенствовать имеющиеся знания. | Слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли и аргументировать их. Слушать оноклассников, строить понятные для собеседника высказывания. Контроль, коррекция. Формулировать собственную точку зрения. | Оценка правильности выполнения действий. Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Сверять свои действия с образцом. |
III. Целеполагание и мотивация. | Задаёт проблемный вопрос. - По каким признакам мы выбираем букву в окончании глагола? (лицо, число) - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать окончания глаголов в слабой позиции).
- Вы сказали, что мы выбираем букву в окончании глагола в зависимости от числа. Чтобы нам не допускать ошибок, что мы можем составить? (алгоритм) - Как вы будете действовать? - Составьте, пожалуйста, в группах алгоритм. ед.ч. мн.ч. 1) ставим глагол в неопределённую форму если на - ить, пишем букву и если не на – ить пишем букву е 2) ставим глагол в 3-е лицо мн.ч. если – ут, ют, то е если – ат, ят, то и - Обсудите в группах. | Отвечают на вопросы. В группах составляют алгоритм работы. | Строить логическое рассуждение. Формулировать познавательные цели. Структурировать знания. | Формулировать свои затруднения. Планировать учебное сотрудничество, слушать одноклассников, выражать свои мысли. | Адекватно воспринимать оценку. Принимать и сохранять цель. Контроль совместной деятельности, коррекция. | |
IV. Первичная рефлексия, Самооценка. | Предлагает оценить свои знания на само оценочной линеечке. - Оцените свои знания по умению заполнять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов на само оценочной линеечке. Всё ли вы умеете это делать? Где находятся ваши знания? Давайте это проверим. | Оценивают свои знания. | Проводить промежуточную рефлексию полученных знаний. | Желание приобретать новые знания. | Анализировать достижение целей и задач. | |
V. Применение знаний в знакомой ситуации. | Организует работу на карточках с использованием алгоритма. - Пользуясь алгоритмом, попробуйте самостоятельно заполнить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов. Приложение 1. - Что вы заметили? Нет ли здесь ловушки? - Объясните, какую букву выбрали, пользуясь алгоритмом? - Кто выполнил задание правильно? Молодцы! - Отметьте свои умения на само оценочной линеечке зелёным цветом. | Работают на карточках. | Осознавать и применять алгоритм, находить информацию повышенной сложности. | Самостоятельно анализировать правильность выполнения действий. | Аргументировать свои действия. | Оценивать результаты своей работы. |
VI. Применение знаний в изменённой ситуации. |
- У вас на партах лежат карточки, а на доске инструкция, по которой вы будете действовать, выполняя следующее задание. Приложение 2. - Работаете в группах. В каждой группе ученик-контролёр. Приложение 3. - Кто выполнил задание правильно? Молодцы!
- Давайте прочитаем все предложения. - Что у нас получилось? (текст) - Чего не хватает? (ответа на вопрос). Попробуйте дать ответ на этот вопрос. 3) Предлагает записать предложение – ответ. - Я предлагаю записать вот такой ответ в тетрадь. (1 у доски комментированное письмо). Журавлиная стая рассказывает о том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края. - Подчеркнём грамматическую основу. - Найдём слово в предложении, в котором можно засомневаться в определении части речи. (это слово сквозь). - К какой части речи вы отнесёте это слово? (наречие) | Выполняют самостоятельную работу в группах, используя инструкцию. Читают получившийся текст. Записывают предложение. | Применять инструкцию. Извлекать необходимую информацию Анализ и синтез. | Осознавать ответственность за общее дело. Понимать ценность полученной информации | Планировать учебное сотрудничество в группе. Точно и полно передавать другим полученную информацию. | Проговаривать последовательность действий. Контроль и оценка. Оценивать правильность действий. |
Приложение 4. Просит выполнить разноуровневую работу. - Попробуйте выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трёх уровней. Вам нужно выбрать только один уровень. - Поднимите руки, кто выбрал первый уровень? - Второй уровень? Третий уровень? - Спасибо, молодцы! Выполните работу, проверим её на следующем уроке. | Работают самостоятельно. | Осуществлять осознанный выбор, уметь вести поиск информации, устанавливать соответствие между деятельностью и результатом. | Формировать адекватную мотивацию своей деятельности, самоопределение. | Прогнозировать уровень успешности (самоконтроль). | ||
VII. Рефлексия. | Просит осуществить рефлексию урока. - Чему мы сегодня учились на уроке? - Как мы заполняем орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов? - Как вы считаете, научились мы это делать? - Повысились наши знания? - Вернёмся к само оценочной линеечке. | Отвечают на вопросы. | Актуализировать полученные знания, оценивать результаты своего продвижения. | Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности. | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Анализировать достижение цели и задач, обнаруживать отклонения, осознавать качество и уровень усвоения учебного материал. |
VIII. Домашнее задание. | Предлагает записать домашнее задание в дневники. - Для того чтобы ещё потренироваться в выполнении таких и подобных заданий, выполните дома упражнение 313 на странице | Записывают домашнее задание. | Уточнить правила выполнения домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"
Урок составлен по требованиям новых ФГОС в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....
Правописание личных окончаний глаголов
Отработка правописания личных окончаний глаголов...