Изложение "Не смей!" Эдуарда Шима
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Палкина Нелли Ильинична

Автор Эдуард Шим написал рассказ Не смей! об играющих в песочнице малышах. Я считаю, что это поучительная история и детям полезно её прочитать. Главные герои - тихоня Таня и бойкий Федор. Девочка всегда была в стороне от всех громких дел во дворе. А вот Федор вел себя по-хозяйски и громко. Но когда однажды, увидев маленького паучка, Федор собрался прихлопнуть его, Таня воспротивилась и запретила ему делать это. И грозный Федор починился. не стал трогать маленького безобидного паучка. Главная мысль: Слабых обижать нельзя. А за свои убеждения в отношении справедливости нужно стоять крепко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx58.57 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение «Не смей» -  3 класс Школа России

http://cdn01.ru/files/users/images/69/0f/690f352358efd6365c529e7d4a249384.jpg

Цели: познакомить учащихся с творчеством Э. Шима; совершенствовать навыки работы с произведением; развивать умение прогнозировать текст; воспитывать доброе отношение к окружающим.

1.  Сегодня мы с вами будем писать  изложение.

- Что такое изложение? (Письменный пересказ).

2. А теперь внимательно слушаем. Рассказ называется «Не смей!» автор Эдуард Шим.

(чтение рассказа).

 На куче песка малыши лепят куличики, что-то строят из  еловых шишек.  Не смей!           

Самый задиристый и сильный из них – лохматый Фёдор.  Самая безответная и слабая 

маленькая Татьяна.           

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.           

Строил Фёдор город на вершине кучи. Смотрит бежит по  песку паучок. Фёдор поднял 

ногу и собрался этого паука  прихлопнуть.              

Не смей! – вдруг крикнула Татьяна.  Что он тебе сделал?              

Фёдор так и замер с поднятой ногой. И паучишку он не  тронул. И Татьяну не тронул. Почему?            

Может и вправду задумался – что ему сделали те, которые  меньше его и слабее?

3. -Что вас взволновало при слушании рассказа?

- Почему Эдуард Шим так назвал свой рассказ?

- Какова главная мысль рассказа? Что хотел донести автор до слушателей?

(- Нельзя обижать тех, кто слабее, надо бережно относиться ко всему живому. - Душевные качества важнее физической силы).

4. Чтение 2 раз  на экране.

- Где играли малыши?

- Кто из ребят был самый сильный, а кто самый слабый? Задиристый Федя, безответная Татьяна.

- Что однажды случилось на песочной куче?  Федя хотел паука прихлопнуть.

  • Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

        замер, не тронул паучишку.

- Почему Федор не тронул паука?  Вправду задумался …        (Несмотря на то, что ты маленький и слабый, ты можешь обладать сильным духом и твердым характером, и своими поступкам заставить уважать себя.

Девочка, которую все считали тихоней, оказалась самой смелой, ведь даже мальчики боялись спорить с Федором. После этой истории Федя не посмел обижать Таню и других малышей.

5. Открыть опорные слова и закрыть текст.

- Ребята, я написала на доске опорные слова.

- Как вы думаете, для чего нужны опорные слова? (Они нам помогут пересказать текст.)

- Вспомним, о чем говорилось в тексте. (по предложению спросить).

6. Хоровое проговаривание по опорным словам.

7. Ребята, откройте тетради, запишите число, изложение. Название. «Не смей!».

 Открыть словарные слова.

Вам встретятся в тексте трудные слова, давайте проговорим их хором. (Татьяна, Федор – это собственные слова)

8. Самостоятельно еще раз прочитайте текст, проговаривая шёпотом.

9. А сейчас можно пересказать текст, записывая в тетрадь, пользуясь опорными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к произведению Э.Шима "Всем вам крышка"

Презентация к произведению Э.Шима "Всем вам крышка", включенного в программу литературного чтения Л.А.Ефросининой  2-го класса по системе обучения "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Вин...

Разработка урока по чтению по теме «Сказки-несказки В.В. Бианки и Э.Ю. Шима».

Разработка урока по чтению по теме «Сказки-несказки В.В. Бианки и Э.Ю. Шима». Цель: познакомить с творчеством В. Бианки и Э. Шима; воспитывать бережное отношение к природе на произведениях этих п...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказам Эдуарда Шима

Презентация  знакомит с детским писателем Эдардом шимом, разнообразием его книг. Также в ней даются вопросы, которые помогут проверить, насколько внимательно дети сами познакомились с рассказами ...

Формирование читательской грамотности 2 класс Тест по произведению Э. Шима "Храбрый Опёнок"

Формирование читательской грамотности 2 класс Тест по произведению Э. Шима "Храбрый Опёнок"...