методическая разработка по теме самообразования: Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка
методическая разработка на тему
Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 86.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка»
Н.С. Рождественский
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) .
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Предлагаемые тексты для контрольного списывания выдержаны в соответствии с программными требованиями. Контрольное списывание позволяет обучающимся отрабатывать каллиграфию письма, орфографическую зоркость, повышается скорость письма.
1 класс
Журавль.
Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.
Спиши стихотворение (помни – каждая строка начинается с большой буквы). Поставь ударение.
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.
а)Составь из слов каждой строчки предложение.
б). В первом предложении раздели слова на слоги.
в). Во втором предложении поставь в словах ударение.
Сели, на, клёна, ветку, птицы.
По, дятел, стучит, коре, сосны.
Котята.
У кошки Муси котята. Они маленькие и пушистые. Малыши пищат. А котёнок Кеша любит играть. Спят котята в корзине.
В лесу.
Братья Илья и Толя пошли в лес. Толя собирал шишки и сухие сучья, Илья – ягоды. Мальчики сели отдыхать у ручья под тенью деревьев. Тетя Марья сварила варенье из свежих ягод.
Оляпка.
Ночью был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это оляпка. Перья ее покрыты жиром. Вскоре птичка вскочила на лед и запела.
Помощники.
Летом мы жили в деревне. Часто ходили полоть траву в сад или на огород. Мы помогали деду Архипу. Он давал нам лошадь, и мы с луга везли стог сена в сарай. Луг был похож на цветной ковер. Сено пышное, душистое, сухое.
Весна.
Первые ручейки смывают грязь и льдинки. Я люблю ходить весной в рощу или парк. Поют чижи, дрозды. За долгую зиму глаз отвык от яркого. Весной все рады первым цветам. Как красивы первые тюльпаны на клумбах!
Скворцы прилетели.
Село стоит на берегу красивой реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет свое гнездо. Вечером они садились на рябину под окном и пели. Днем они работали в саду. Скоро появятся птенцы. Надо их кормить.
На островке.
Заяц жил на островке. По ночам он глодал кору с осин. Днем зверек прятался в кустах. Вода в реке стала быстро прибывать. Заяц спокойно спал под кустом. Он проснулся. Вокруг зайчишки была вода. Зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева.
Гроза.
С утра хмурилось небо. Из – за леса выплыла туча. Закружилась столбом пыль. Глухо ударил гром. Быстро промчалась по озеру волна. Упала первая капля дождя. И вдруг вода полилась, как из ведра. Началась гроза.
Наступила весна.
Теплые лучи согрели землю. Заплакал сугроб. Побежали быстрые ручьи. На реке Быструхе надулся лед. Он стал тонким. Опасно ходить по тонкому льду. Сестры Ивановы идут в школу дальней дорогой. Там мост.
На горе.
У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. Всюду большие сугробы. Поля и холмы покрыты пушистым снежком. У Гриши и Саши большие сани. Они катают малышей. Быстро катят с горы сани.
Скворцы прилетели.
Село стоит на берегу красивой реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет своё гнездо. Вечером они садились на рябину под окном и пели. Днём они работали в саду. Скоро появятся птенцы. Надо их кормить.
2 класс
Калина
Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.
Грамматическое задание:
1. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи.
2.Раздели для переноса слова: холодные, лесные.
Медведь.
Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил.
Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.
Грамматические задания:
1.Выписать из текста 2 слова с безударной гласной. Написать проверочные слова.
2.Выписать из текста 2 имени существительных. Определить род и число этих имён существительных.
3.Выписать из текста 2 глагола.
4.Выполнить звуко- буквенный анализ слова рот.
Спиши текст. В 3 предложении подчеркни имена существительные.
В лесу.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
Найди в тексте 4 орфографические ошибки . Спиши текст правильно.
В зоопарке.
Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На сонце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
Спиши текст.
Грибы.
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Найди в тексте орфографические ошибки . Спиши текст правильно.
В.сна
Последний снег сходит (с) п.лей. Звенят (по )оврагам ручейки. Л.мают зимний лёд реки. В.снойож.ваетз.мля.( На )д.рев.ях набухли клейкие поч .ки. Появились первые цв.ты. Ходят (по)п.лям и доро.камгр.чи. Вес.ло чирикают шустрые в.р.б.и. Птицы рады солнцу.
Задания:
Во всех предложениях найти главные члены предложения. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.
Зоопарк
В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.
В г.рах.
Х.р.шов.сной(в )г.рах. Склоны зап.стрелицв.тами. Они тянут г.ло.ки(к) солнцу и жадно п.ют его лучи. Выпр.мились сухие травы.
(Из) серых скал вып.лзла туча. Небо пот.мнело. Посыпал к.лючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце раст.пило снег. Раскрылись цв.ты. Весело кружат заботливые пчёлы.
Орфографическое задание
Вариант I Выпиши из текста 3 слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова.
Вариант II Выпиши из текста 3 слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова
Прочитай текст. Найди орфографические ошибки. Спиши текст правильно.
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья наихгрутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.
Встреча весны
Вот и в.сна пришла( в) гор.д. Стало т.пло( на) дв.ре. Зажурч.лируч.и. Из-под з.мливыл.злаз.лёнаятра.ка. М.лодыели.ки(на)улицах покрылись мя.кими маленькими л.сточками. Как радостно см.треть на них!Скоро поедем(на) дачу. Воз.му с собой лопа.ку. Вскопаю гря.ку (для) вкусной ре.ки и сла.койм.рко.ки.
Задания:1.Выпиши два слова с орфограммой -проверяемые безударные гласные.2.Выдели предлоги.3.В четвёртом предложении подчеркни главные члены предложения.
Белки.
Душ.стойсм.лой пахнет бор. (У) старой с.сны прыгают белки. Сняли звер.кипуш.стые белые шу.ки. Рыж.ми стали у них спинки, пышные хв.сты. Всю долгую зиму белки ж.ли (в) лесу. (От) ветра и стужи пряталис. (в) тёплом гн.зде. Они рады светлой в.сне.
Задания :
- Во втором и третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
- Сделать фонетический разбор слова гнездо.
Кораблик.
(На)ступил тёплый апрел.. Выдался ясный ден.. (С) крыш падает ч.стаяк.пель. (На) клёне (на)дулись поч.ки. (На) буграх зацв.ла мать-и-мачеха. Пуш.стые сугробы снега исчезли. Вес.лоб.жит звонкий ручей. (У) Никиты (в) руках к.раблик. Он спустил его (на) воду. Быстро мчит к.раблик.
Грамматические задания.
- Подчеркнуть главные члены предложения.
- Надписать над словами первого предложения части речи.
- Разделить для переноса слова: кораблик, мчит, ясный.
- Выписать три слова с безударной гласной в корне слова, написать проверочные слова.
Зима
Ударил сильный мороз. В лесу холодно. Трещат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снег. Он скрипит под ногами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тишина.
Грамматическое задание
1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук.
2. Запишите предложение.
На снегу видны следы зверей.
В каждом слове поставьте ударение.
Какая орфограмма встретилась вам почти в каждом слове данного предложения? Выделите ее графически.
На следующей строке запишите слова, с помощью которых вы сможете проверить данную орфограмму.
Прочитайте еще раз текст «Зима» и подумайте, после какого предложения можно было бы вставить предложение «На снегу видны следы зверей». В нужном месте поставь галочку.
Гроза
(Н)аступила б.льшая засуха. Пыль ст.яла (над) п.лями. Руч.и и реч.ки выс.хли.(На) тр.ве нет р.сы. Длинные сухие ве.ки д.рев.ев тр.щат (от) жары. М.лодые берё.ки и ду.ки (о)пустили св.и л.сточ.ки. Вдруг (по)явилась туча. Зам.лч.ли птицы. (У)дарил сил.ный гром. Он ух.дил через п.ля и л.са (на) юг. Полил дож.ь. Тра.ка, д.рев.я осв.тились. Как всё кругом стало радостно!.
Задания
1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Компас
Было тёплое утро. (На) д.рев.ях уже лопнули поч.ки.( Из) з.мли(по)казалась м.лодая тра.ка. Цв.ли ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался (по) у.кой тр.пе. Она вывела мал.чика(к) руч.ю. Он (на)пился х.лодной в.ды и поб.жал(к )пала.ке. (На) з.мле л.жали круглые ч.сы(с) острой стрелкой. Это был компас.
Задания
1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:
тёплое утро – …
узкая тропа – …
Весна
Закончилась х…лодная з…ма, наступила в…сна. Погода ч…сто меняется. То сне…, то дож…ь, то яркое солнце льёт свои тёплые лучи на землю. Д…ревья покрылись молодыми л…сточками. На траве играют золотые лучи солнца. В ч…ще кустов и деревьев распевают птицы. Яблони ст…ят все в цвету, душ…стая сирень склонила св…и длинные з…ленные ве…ки над ш…рокой гладью пруда.
Задания :
1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2.Выделить предлоги, волнистой линией подчеркнуть имена прилагательные.
3 класс
Уровень 1. Найти начало и конец каждого предложения.
Новый дом
Ирина Петровна Соловьева работает на заводе она собирает часы семья Соловьевых получает новую квартиру квартира находится на шестом этаже из ее окон очень красивый вид около дома жильцы посадили цветы и деревья есть во дворе и детская площадка друзья и родные поздравили семью с новосельем.
- Списать, поставить, где надо точки.
- Выписать одно словарное слово.
- Выписать слово с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочное.
Уровень 2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.
У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей. Харошые у мальчика товарищи
- Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
- Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.
Почему снег загрустил
Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам – можно пускать кораблики!
Здравствуй, весна-
Приход весны.
В начале мая приехал я из Москвы на Белое море. Я наблюдал за ходом весны прямо из окна домика. Перед моим окном был палисадник. Там росли молоденькие берёзки. Через их тонкие ветки мне была видна просторная гладь Белого моря. Оно уже очистилось ото льда. Огромные стаи гусей и уток неслись над водой. Птица летела с юга ночами. Море серебрилось и блестело.
Соборная площадь.
Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора. Здесь же красуется Гранитная палата. Высоко над Москвой поднялась Дозорная башня. В старину, заметив опасность, воин ударял в колокол. Стража разводила подъёмные мосты, закрывала ворота. Колокольня Ивана Великого спасала от врагов матушку-Москву. Лучшие мастера строили Москву. Она хорошела и крепла.
Лакомка.
Стоял тёплый сентябрьский день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул могучими крыльями и полетел в чащу. В когтях он держал соты.
Михаил Михайлович Пришвин.
Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзе. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась. Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена.
4 класс
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые .
За крайн.. избой дальн.. деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава зар..сла тр..вой.( На) просторн… равнин.. у дорог.. ст..яла бел.. б..рёза. Ос..нь (у)брала д..ревья в жёлт.. убор… . Б..рёза ст..яла счас..ливая.
(На)ступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви б..рёзы . Сне.. (за)сыпал поля леса ж..лища людей. Всё (за)мерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежн…. поле забл..стел.. на ярк..м со..нце (по)текли (за)гов..рили руч..и заз..л..нела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве б..рёзы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до перв.. зелен.. травы. Возле крепк… ствола в густ… и мя..кой траве зак..пела ж..знь. Засуетились мелк.. жучки мурав..и мо..ки.
1.Выпишите из первого абзаца имя существительное 1 скл., ед.ч., П.п.
2.Выпишите из второго или из третьего абзаца глагол прош.вр., ср.р.. ед.ч.
3.Выпишите из четвёртого абзаца имя прилагательное м.р., ед.ч.,Р.п.
4. Разберите по составу: придорожная.
Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.
На берегу речки меня встречает маленкий куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаються, сходятся в тропинки. Иду по следу и у кустика ивы вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегаит к гнезду и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе – всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улители, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличьков.
Весеннее утро.
Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое – где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.
Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Хочется сделать что – то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге.
Скворцы.
Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!
Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.
Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
Берёза.
Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёшь к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует всех своей красотой.
Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.
Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянет листики - ладошки из старого пня.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
За крайн.. избой дальней деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава заросла тр..вой. На просторн… равнине у дороги ст..яла бел.. берёза. Ос..нь убрала д..ревья в жёлт.. убор. Берёза стояла счас..ливая.
Наступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви берёзы, сне.. засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежное поле забл..стело на ярком со..нце, потекли, загов..рили руч..и, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до первой зелен.. травы. Возле крепк… ствола, в густ… и мя..кой траве закипела жизнь. Засуетились мелк.. жучки, муравьи, мошки.
- Определите род, число и падеж имён прилагательных в 3-м абзаце.
- Разберите по составу: придорожная.
Встреча.
Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам.
Зимние забавы.
Шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.
Оружейная палата.
В прошлом веке в Кремле выстроили здание Оружейной палаты. Там разместили древние сокровища. Она стала музеем. Каких только чудес здесь нет! Увидишь тут золотую карету, богатырский шлем. Вот чаша. Её держал в руках основатель Москвы Юрий Долгорукий. На этот посох опирался Иван Грозный. Есть в Оружейной палате ковёр. Он солнечного цвета, лёгок и пушист. Ковёр составлен из миллионов перьев. В Москву его привезли из Персии. А вот изделия тульских мастеров. Как красивы сарафаны из разных городов и сёл!
Скворцы.
Из всех певчих самая близкая к человеку птица – скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения! С давних пор русские люди устраивали для скворцов деревянные домики – скворечники. Они украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Прилетают скворцы ранней весной. Ещё в полях лежит снег. После прилёта скворцы торопливо начинают устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах былинки и мягкую подстилку. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне!
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
1 класс
Списать. В каждом предложении подчеркни гласные
У Кости рисунок рыси.
У Сони рисунок крысы. У Сани – сани.
Списать. Все слова раздели на слоги.
У Никиты коса. И у Ани коса.
У Тани косы. У Нины коса – краса.
.Списать. Подчеркни мягкие согласные
У Марины книга – раскраска.
Там картинки: гномик, аист, кролик, клоун и улитка.
Марина раскрасила картинки красками.
Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.
У тропинки с листика смотрит улитка.
Кукла Мила смотрит на улитку.
Улитка испугала Милу.
Списать. В каждом предложении подчеркни гласные
У папы Тани топор. У Тони игра.
Осина и сосна у пригорка. Тут норка крота.
Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом
У ракиты кусты. Тут сорока.
У косогора растут липы. С листа капали капли росы.
На лугу норка крота. У Оли сапоги и зонт.
У Ирины сумка с книгами.
Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом
Тут пират Гигант. У пирата сапоги, клинок, кортик и наган.
По карманам рассыпаны пули.
У пирата попугай и кок Уксус.
Списать. Все слова раздели на слоги.
У пирата парусник «Туман». Парусник стоит у пирса.
Скоро наступит утро.
Ранним утром парусник «Туман», пират, кок Уксус и попугай отплыли от пирса.
Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом
Паша – шутник.
У нас гостит клоун Паша. Он шутник.
Паша носит шапку-ушанку, штанишки с ромашками.
По кармашкам у Паши рассыпаны шишки.
Наш шутник сушит ромашки на окрошку.
№10. Списать. В каждом предложении подчеркни гласные
Мышата Тиша и Глаша – шалунишки.
Они шалили, шалили по углам, шуршали и нашли сыр, шпроты и лапшу.
Мышата устроили пир.
Списать. Все слова раздели на слоги.
Котик Пушок.
У кота Мурлыки сынишка – котик Пушок.
У котика лапки и уши пушисты, а усики длинны. Коготки остры.
Котик Пушок – умник и лапушка.
Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом
Котик Пушок – умник и лапушка.
У Пушка подруга малышка Маришка.
Просит Маришка котика: «Пушок, клади ушки на подушку!»
И Пушок послушно спит.
Списать. В каждом предложении подчеркни гласные
Папа Карло прогнал крысу Шушару.
У опушки кормушка с крошками.
У старушки окрошка с луком и картошка.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Старик шил сапоги шилом и нитками.
Шура – малышка сосала пустышку.
В тиши шуршали камыши.
Списать. В каждом предложении подчеркни гласные
Комары и мошки кусали ослика Тимошку, а ослик плакал.
У пастушка Прошки прутик и гармошка.
Крыски открыли крышки крынок с молоком.
Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом
У Анны ангина. Аришка играла на пианино танго.
У Алика комиксы с Микки Маусом.
Алла раскрасила рисунки гиппопотама и носорога.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Наша выставка.
Вот наша выставка. Виктор и Владик нарисовали водопад.
Вика вышила коврик с вигвамом.
Списать. Все слова раздели на слоги.
Иван сколотил и раскрасил полку.
Клава и Наташа приготовили пироги и торт.
Павлик сам написал и нарисовал книгу!
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Мои сны о лете.
В деревне Сосновка пруд. Вернее, не пруд, а прудик.
Вода в прудике светла. Ветерок легко колышет камыши.
Сосны растут у пруда. На воде видны длинные тени сосен.
Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом
Наши спортсмены.
В каникулы у нас в школе прошла спартакиада.
Вадик Мышкин поднимал штангу и поставил рекорд.
Шурик Ёлкин и Толик Круглов упорно прыгали в длину и в высоту.
Списать. Все слова раздели на слоги.
Проворонила ворона воронёнка.
Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка – коровушка!
Под солнышком выросли подсолнушки.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Павлуша Усов и Егор Носков играли в теннис.
А Дима и Даша Егоровы играли в шашки.
В награду им дали игрушки и шоколадные медали.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Домик гномика стоит далеко в лесу.
У гномика именины. К нему спешат гости.
Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику.
Крот вышел рано и долго шёл по тропинке.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Первым прискакал оленёнок с ромашками.
Потом приплыла выдра с кувшинками.
Прилетели осы с вкусным медком.
Улитка пришла после совы и крота.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Вот и все гости на месте!
На столе сладкие пироги, кипит самовар.
Гномик рад подаркам. Порадовали его гости!
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Вы слышали слово «дубрава»?
Дубрава – лес, где растут старые дубы и молодые дубки.
Потому деревням и сёлам в округе даны имена: дубки, Дубовое, Дубровка. Милы дубрава русскому народу, недаром придумал он такие ласковые слова: дубравка, дубравушка.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Далеко –далеко в одном лесу стоит на опушке домик.
Старые брёвна потемнели.
Одним окошком смотрит в лес, а другим – во двор.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение
В домике дед и бабка дни свои коротали.
А с ними – пёс Полкан, да кошка Мурка, да барашек.
Крутые рога. Барашка ласкали и оберегали.
Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Зимние картины.
Давно ушло лето, пролетели осенние дни.
Всё засыпано пушистым снегом.
Ударили морозы. Застыли озёра и реки.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Завели свои песни злые ветра и метели. Закрутила по земле позёмка. Пусто в лесу и в поле.Заиндевели ветви берёз и осин. Украсили белые зимние леса зеленые ели и сосны.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Сладко заснули в берлоге медведи, засопел в норе барсук.
Спит в тёплом гнёздышке белка.
Один волк завывает: одиноко и голодно серому в лесу.
Списать. Все слова раздели на слоги.
Мир звёзд и планет.
В тёмном небе без облаков мы видим Луну и звёзды. Они далеко от Земли. Увлекателен мир планет и звёзд. У Земли один спутник – Луна.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Украшения сада.
Осенняя пора в саду. Облетает листва, и яркие краски постепенно гаснут. Медленно тускнеет ковёр листвы под ногами. Гол и непригляден сад. Одна рябина выделяется ярким пятном, украшая сад алыми ягодами.
Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом
Воспитатели.
Яна и Оля – подруги. Сегодня они вынесли во двор свои мягкие игрушки и придумали игру в ясли. Яна станет воспитателем лисят и козлят. Оля – воспитателем поросят и ягнят.
Списать. Подчеркни все глухие согласные простым карандашом
Домик- пенёк.
Как-то раз гулял я по лесу и набрёл на полянку. Я устал и присел на траву у замшелого пня. Пенёк показался мёртвым, трухлявым. Пригляделся, а среди жёлто-зелёного мха копошится множество насекомых.
Списать. Подчеркни мягкие согласные
Лесные силачи.
Ударила первая капля дождя, начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.
Первым выжимал вес подберёзовик, он поднял жёлтый лист берёзы и улитку. Подосиновик выжал три листика осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.
Списать. Подчеркни твердые согласные
Я люблю читать. Тётя Оля подарила мне книгу о животных. Там много картинок. Вот лось и волк. Я читаю стихи о лисе.
Списать предложения, разделить слова на слоги.
У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. Люба и Маша сделали куклу. Коля вырезал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!
Списать предложения. Поставь над словами ударение
Выглянул Коля в окошко. На улице белым – бело. Снег падает большими хлопьями. Он ложится на землю, на крыши домов, на ветки деревьев. Как красиво кругом!
Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные, 3-4 подчеркни все гласные буквы.
Ах и Ох.
Говорят, где-то, когда – то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен.
Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные, 3-4 предложении слова раздели на слоги.
Деловитые мураши несут на спинках сухие травинки. Усатые рыжие жуки бегут куда – то по своим делам. А вот и ежиха с ежатами важно прошествовала мимо пня. Из – под пня испуганно глядит мышка. Там, под корнями, её норка.
Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни твердые согласные, 3-4 предложении поставить ударение.
Вдруг зашуршало в траве, я даже вздрогнул. Гляжу: ужик с жёлтыми пятнышками на головке заполз на пенёк и свернулся клубком. На тёплом солнышке греется. Монотонно жужжит оса. Кружатся над пнём стрекозы.
Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные
Площадка молодняка.
Перед цирком –площадка. На ней резвятся детеныши диких зверей. Тут и бурые медвежата, и серые волчата, похожие на щенят. Полосатые тигрята носятся друг за другом и рычат, как взрослые. А сами похожи на рыжих котят.
Спиши предложения, подчеркни мягкие согласные.
Алёнка шла через полянку. Лесная трава стояла по пояс. Закачалась еловая ветка. Алёнка посмотрела вверх. Там сидела чудесная птичка.
Спиши предложения, подчеркни в 3 предложении мягкие согласные.
У реки лес. Там растут осины, сосны, липы. На тропинке следы волка. Там домик лесника. Лесник стар, но смел .
Спиши текст и дай ему название. Поставь в словах ударение.
Громко жужжит жук. У него домик на ветке. У жука длинные усы. Ползёт жук по ветке и шевелит рыжими усами.
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.
Сказки Андерсена.
Ханс Кристиан Андерсен родился и жил в Дании. Он много путешествовал, побывал в разных странах. Сказки Андерсена известны взрослым и детям всего мира. Сказки Андерсена интересные, умные, добрые и немного грустные.
Спиши стихотворение. Подчеркни орфограммы и слова, в которых есть оглушение. Над этими словами напиши проверочное слово.
Песенка про сказку.
Сказка по лесу идет-
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет.
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Найди слова, в которых букв больше , чем звуков.
Я, мой друг и слова.
Русский язык – один из самых богатых. Как много в нем интересных и разнообразных слов!
Одни слова говорят о внешности: красивый, стройный, аккуратный, неряшливый, модный, русый и так далее. Другие слова расскажут о характере: добрый, злой, слабый, резкий, мягкий, волевой, весёлый…
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Слова из 1 предложения раздели на слоги.
Два хвостика.
Один мальчик нарисовал лесного зверька – с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут – то и начались чудеса… Зверёк вдруг заговорил!
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.
Буква –почемучка.
Странная какая – то буква ч. Внешне она простая, на стул перевернутый похожа или на отметку «четыре». Но уж вопросов задаёт! То и дело слышится: Что? Чей? Зачем? Почему? Отчего?
Увидела чайник и чашечки с чаем и кричит: «Что в чашках? Чай? Чудесно! Вот такая наша буква ч.
Спиши стихотворение. Подчеркни орфограммы. Подчеркни все гласные.
Вот какой невежда чижик –
Не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
Но никак не научу!
Скачет он и днём, и ночью
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю – он никак!
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Подчеркни все мягкие согласные.
Игра в слова.
На уроке чтения ребята играли в слова. Сергей Иванович кидал мяч и называл слово. Ученики по очереди ловили мяч и называли вопрос:
- Кирпич!
-Что?
-Девочка!
Интересная игра, правда, ребята?
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.
Сон добрый.
Хочу видеть доброе царство –
Голубое государство,
Где все улыбаются,
Где взрослые к детям не придираются,
Где нет ни ос кусачих,
Ни гадюк бродячих,
Ни детских мучителей –
Делимого и делителей…
Дзинь – дзинь!
Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Раздели слова 1 предложения на слоги.
Три птичницы.
За деревней у околицы стоят белые, аккуратные домики. В них живут куры с цыплятами. Перед каждым домиком корытце. Утром птичницы Настя и Маша приносят ведро пшеницы и зовут своих питомцев. Услышав знакомые голоса, со всех ног мчатся цыплята к корытцам.
3. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Прочитай. Раздели текст на предложения, поставь точки. Запиши в тетрадь, первое слово в предложении пиши с большой буквы. Проверь.
Мы любим свой двор там есть качели и турник летом мальчики гоняют мячик девочки играют в куклы зимой старшие ребята делают горку хорошо едут санки с горки!
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь.
У, пушистый, лисы, хвост. Белка, на, орехи, зиму, припасла. Ежи, в, траве, шуршат, траве, сухой. К, лось, реке, идёт, могучий.
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь .
Клёна, у, листочки, красивые.
Лосёнок, ветки, жуёт, осины.
Под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху.
Громко, птенцы, в, пищат, гнезде.
Прочитай. Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы. Проверь.
Был тёплый день идёт мокрый снег Лева и Петя идут гулять вот двор там играют малыши мальчики слепили для детей снежную крепость малыши рады.
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь.
В, журчат, лесу, ручейки, звонкие.
Ёжик, вышел, на, маленький, тропку.
В, зацвели, душистые, ландыши, лесу. У, набухли, ивы, почки.
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь.
У, есть, Ромы, Мурка, кошка. Застучали, капли, частые, дождя.
Бабушка, чай, села, пить, душистый.
За, рос, старым, домом, клён.
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь.
Ребята идут в лес они несут корм для птиц в лесу тихо у дуба старый пень он весь в снегу пушистый зверь прыгнул на ель это проворная белка.
Прочитай. Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы. Проверь.
Днём была оттепель снег на земле стал рыхлым ночью грянул мороз на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из-подо льда пищу.
Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши в тетрадь. Проверь.
(Придумай название к тексту)
Лесной, тихо, на, зимой, полянке.
В, медведь, сладко, берлоге, спит.
Кучей, уснул, под, хвороста, ёж.
Под, зимует, корой, пня, жук.
Раздели текст на предложения, поставь точки. Запиши в тетрадь, первое слово в предложении пиши с большой буквы. Проверь.
В лесу тепло зеленеет трава бормочет тетерев на вечерней заре в темноте белеют берёзки растут сморчки осины выбросили первые побеги весенний ручей запоздал он струится по зелёной траве.
Раздели текст на предложения, поставь точки. Запиши в тетрадь, первое слово в предложении пиши с большой буквы.
В лесу тепло зеленеет трава бормочет тетерев на вечерней заре в темноте белеют берёзки растут сморчки осины выбросили первые побеги весенний ручей запоздал он струится по зелёной траве.
Прочитай. Подчеркни орфограммы. Спиши текст. Раздели слова на слоги, поставь ударения. Проверь.
Гнездо.
Дети пошли в рощу. В кустах они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась птица. Ребята отошли от гнезда.
Прочитай. Составь предложения правильно. Запиши предложения в тетрадь. Подчеркни орфограммы. Проверь
Красивые у игрушки Маши.
Книгу купил папа девочке.
В картинок много книге.
Прочитай. Допиши предложения. Запиши предложения в тетрадь. Проверь
На столе лежит открытая ...
В тарелке горячий ...В стакане вкусный ...
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Осенняя пора.
Прашло знойное лето. Наступила залатая осень. Загляни влес. По опушкам растут гребы. Среди пожухлой тровы краснеют подасиновики. Покраю ельника можно найти скольские грузди, душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Маховые болота усыпаны румянай клюквой. На паляне горят гроздя рибины. Дни стаят погожые. Небо высокае и прозрачнае. Надне ручья видна каждая тровинка. Умолкают птичи галаса. В лесу тишына и покой.
Улетают журавли
В осение дни готовились к отлёту журавли. Они покружыли над рекой, над радным болотом. Высоко в небе лители журавли. В глухом лесу на крою озера о становились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стаит в эту пору лес. Ещё темно, а чуткие журовли уже проснулись. На востоке показалась раняя зорька. Скора взойдёт над рекой весёлое сонце. Всё засверкает и заблистит. Высоко взлетят журавли. До радосной встречи весной!
Майское чудо.
Ласковое сонце согревает землю своим типлом. Ранним утром ты бежышь в ближнюю рощю. В тенистой прохладе ты видиш реткое чудо. В зелени высокой травы белеет прелесный цветок. На тонкой ношке висят жемчужыны. Внизу они похожи на крошечьные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цвиты на поминают бубенчики. Шырокие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стибелёк. Слышишь, как звинят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цвитка. Прекрастный подарок русского леса!
Зимний лес.
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берески со гнулись, а ели апустили махнатые лапы. Лижит под елкой заиц. Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли наснег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
в парке играют дети.юля ловит катюшу. Лоша и Луба лубят играть в мяч.
всо силнее и силнее греет солнышко. Журчят весолые ручейки. Веет топлый ветерок.
уже пришла зыма. Белый пушыстенкий снег покрыл землю. Ребята взяли санки и побежали на горку.
в зале стоит пушыстая нарядная ёлка. На ёлке высят шарики, ула, зайка. Дети играют, танцуют.
У вовы была ручьная варона каркуша. вова сам кормил её.
Мы жывём в новом доме. серёжа – мой друк. Он лубит читать.
Дети едут на дачю. Там есьть рощя. Дети чясто ходят в рощю.
У нас чюдесный сат. Там есьть грушы. я угощю товарищя сочьными плодами.
Раздели на предложения.
- пришла зима выпал снег поле бело красив лес зимой.
- вот горка Ира и Коля взяли санки Миша едет на лыжах.
- Аня играла Петя читал книгу Коля писал буквы.
- дети рисуют Саша рисует лес Ваня рисует ёжика я рисую домик у домика утка и утята.
- конюх чистит коня доярка доит корову птичница кормит гусей.
- мама купила книгу дети были рады Лёня стал читать книгу.
- выпал снег ребята чистят каток весело работать ребятам.
- по двору бежал кот в зубах у кота была птичка Вася отнял птичку мальчик выпустил её на волю.
- сегодня в школе день труда ученики убирают свой класс мальчики носят воду девочки моют парты в классе будет чисто.
- это наша школа она большая и светлая мы любим свою школу около школы большой сад в саду растут вишни и груши ребята ухаживают за садом хороший будет урожай.
- скоро урок ученики идут в класс на партах книги и тетради дети сели за парты они читают букварь.
- у Славы жил кот звали кота Барсик сам он рыжий хвост пушистый Барсик грозно рычит.
- у нас живёт коза козу зовут Милка у Милки большие рога мы кормим нашу козу травой милка даёт нам молоко.
- мама и дети ушли кошка Мурка дома кошка искала еду в тазу плавала рыба Мурка цап лапой рыбу кошка мурка сыта.
- пришла зима ребята идут в парк у Зины санки Вася взял лыжи вот и парк малыши катались с горки.
- девочки шили куклы у Светы лиса Зоя шила петушка а Катя шила котика ученики покажут сказку малышам малыши будут рады.
5. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
- Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3.Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6.Проверка.
Существует несколько видов памяти:
1. Моторная (двигательная) память.
2. Образная память.
3. Эмоциональная память.
4. Словесно – смысловая память.
У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному.
Отсюда можно сделать вывод: главная задача педагога – развивать разные виды памяти.
1. Моторная память.
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят.
А. Барто
Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.
2. Образная память.
Поздняя осень.
Грачи улетели.
Лес обнажился.
Поля опустели.
Н. Некрасов
При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.
3. Эмоциональная память.
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед,
Ночное небо звездное,
И шумный Новый год
О. Высотская
Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.
4. Словесно – смысловая память.
Петуха назвали «Петя» -
Петь он любит на рассвете.
Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком.
Все это развивает зрительную память и слуховую.
Заглавная буква
Шелковая шерстка,
Круглые глаза.
До чего забавна
Телочка Гроза.
(Е. Благинина)
***
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома,
От такого рева гром
Притаился за бугром.
(Т. Белозеров)
***
На крыше у Шуры,
Жил журавль Жура.
(Л. Ульяницкая)
***
Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Степа –
Ноги клал на табурет.
(С. Михалков)
***
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
(С. Михалков)
***
Широко разлился Днепр,
Ни конца, ни края нет.
Затопил берега,
Заливные луга.
(А. Твардовский)
***
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
(Е. Благинина)
***
Как у нашей Ирки
На чулках – по дырке!
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Потому что неохота,
Быть неряхой Натке.
Жи - ши
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке. (С. Маршак)
***
Снежинку я поймал в саду.
Снежинку – белую звезду.
Я отнесу в подарок маме. (Е. Тараховская)
***
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Мимо поля, мимо ржи
Шли колючие ежи.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищу на обед ища,
Ходит щука вкруг леща.
***
Я руки в воду опущу.
Я их в воде прополощу.
Или я зажгу свечу,
Или лампочку включу,
А еще я играю, во что захочу,
А еще хохочу я над, чем захочу.
***
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут мыши.
***
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут.
***
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
***
За горами, за лесами,
За широкими морями
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе. (Н. Ершов)
***
С крыши – кап …
С крыши – кап …
Стал морозец
Очень слаб,
А снега осели. (Е. Благинина)
Ча- ща
По лугам, по старым лесосекам
Пробирался в чащах без дорог,
И собрал мальчишка для аптеки
Разных трав целебных в нужный срок. (Е. Русаков)
***
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок.
***
И качаются березы
В разноцветных кружевах…
Лишь у елки на ветвях
Блещут только слезы. (Г. Галина)
***
Дунул теплый ветерок –
И явился носорог.
Пыль метет, ревет сердито,
Тяжело стучат копыта. (Сокровский)
***
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черные
В огороде по гряде. (Е. Благинина)
***
И кукол и посуду
Я спрячу под кровать.
И плакать я не буду –
Я буду рисовать. (С. Капутинян)
***
Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу. (М. Пластов)
***
Хоть я не молоток –
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу. (дятел)
***
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (яйцо, цыпленок)
***
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас. (С. Маршак)
Чк- чн
Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, Чк! Чк! Чк!
Кочка, почка, звездочка.
***
Я, конечно не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно,
Съел я килограмм конфет.
***
Белое крылечко!
Вот так дом,
Снежный дом,
Ледяная печка. (О. Высоцкая)
***
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А. Плещеев)
***
Были мы за речкой,
На том берегу,
На большом, душистом
Заливному лугу. (Е. Благинина)
***
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями, полощет –
Улетает, улетел. (Е. Благинина)
***
Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед. (Е. Благинина)
***
Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо. (Е. Благинина)
Словарная работа
В огороде за забором
Поспевают помидоры.
(М. Смирнова)
***
Рисуем в альбоме
Мы школу и сад.
Над школой и садом
Летит космонавт.
Мы долго на звездное небо глядим
Отправиться в космос мы тоже хотим. (В. Степанов)
***
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Он вперед несет ребят,
А дома летят назад. (В. Берестов)
***
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью. (ботинки)
***
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку.
(Г. Ладонщиков)
***
Подарю я бабушке
Голубые варежки.
Пусть она их носит,
Руки не морозит. (В. Кудлачев)
***
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше. (Е. Благинина)
***
Были мы сегодня,
В молодом саду.
Урожай хороший
В нынешнем году. (Е. Благинина)
***
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори.
Есть учительница в школе.
(С. Михалков)
Безударные гласные
Снова к маю прилетели
Соловьи из-за морей.
На земле от звонких трелей
Снова стало веселей.
(Ф. Рахимгулова)
***
Видишь – ушки беличьи торчат,
Возле елки четверо бельчат.
Ветка да иголки над гнездом –
На сосне такой уютный дом! (Фин.нар.песня)
***
Город мой на горе
Весь сверкает в серебре.
Возле башни снеговой
Мерно ходит часовой.
(Н. Прокофьев)
***
Дед Мороз – веселый дед,
С бородой лохматой, длинной,
Ты покрасил в белый цвет
Города, леса, долины. (В. Лифшиц)
***
Сели на страничку
Веселые сестрички.
Сели – не молчат,
Нам загадки говорят. (буквы)
***
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Г. Ладонщиков)
***
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)
***
Зима спешит, хлопочет:
Укутала в снега
Все почки и пенечки,
Скамейки и стога. (В. Высотская)
***
Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Е. Трутнева)
***
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
(Е. Трутнева)
Парные согласные
Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки. (А. Яшин)
***
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
(В. Рождественский)
***
Скрипит, скрипит валежник –
Зима уходит в лес.
Голубенький подснежник
Вдруг на пригорок влез.
(В. Симонов)
***
Однажды вечером мартышка
Читала своей внучке книжку.
Я жду, когда растает снег,
И залетают всюду мушки,
И огласит заросший брег
Нестройным кваканьем лягушки.
(М. Чехов)
***
По речке спускается
Вниз пароход,
Веселых туристов
Он в гости везет. (считалка)
***
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
(К. Чуковский)
***
Аист азбуку учил
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки.
***
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
***
Катя младшему братишке
Каждый день читает книжки.
***
Сделано ровно и гладко
Спортивная наша площадка.
6. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
Свободный диктант
Самодиктант
Зрительно-слуховые диктанты
Предупредительные диктанты – в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.
Они могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые.
Зрительные предупредительные диктанты дают возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова. При разборе текста выделяются и разбираются слова со знакомыми орфограммами.
При проведении слуховых предупредительных диктантов учащиеся выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова. Слова анализируются. При этом анализ может быть фонетическим, если написание слова не расходится с произношением, или орфографический, если слова пишутся в соответствии с определенным правилом. При проведении предупредительных диктантов необходимо использовать прием проговаривания слов по слогам в соответствии с их написанием. При использовании приема проговаривания в работу по запоминанию графического образа слова включается еще один анализатор – речедвигательный.
Объяснительные диктанты – проводятся тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух
Сущность объяснительного диктанта заключается в том, что сначала учитель диктует предложение, учащиеся его записывают, а затем объясняют каждую орфограмму. При этом дети совмещают две операции: ведут запись и одновременно осуществляют ее орфографический анализ. Используется такой прием, как подчеркивание (или любой другой прием выделения)опознанных учеником орфограмм. Причем выделение орфограмм должно происходить в момент письма, а не после его окончания. После записи предложения учащиеся разбирают написанное, называют орфограммы, формулируют правила. Прием проговаривания сохраняется и в объяснительных диктантах. Объяснительный диктант используется на третьем году обучения, при повторении материала второго класса.
Выборочный диктант проводится подобно объяснительному, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока. Выборочный диктант довольно сложен для умственно отсталых учащихся, так как при этом выполняются 3 операции:
- Сосредотачивают свое внимание только на тех орфограммах, которые включают изученное правило.
- Определяют признаки, по которым можно выделить нужную орфограмму.
- Применяют к указанной орфограмме изучаемое правило.
Подготовка к этой сложной умственной деятельности должна вестись постепенно на протяжении длительного времени.
Самодиктанты. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. С точки зрения орфографического анализа этот вид диктантов является наиболее легким по сравнению с предыдущими. В самодиктантах слова для записи учителем не даются, учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, должны найти подходящее слово и записать его, применив изучаемую орфограмму. Самодиктанты интересны тем, что кроме решения орфографической задачи, они занимательны, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.
Творческие диктанты используются не только в качестве формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При проведении этого вида диктантов школьники учатся правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме. Материалом для творческих диктантов могут служить деформированные тексты с пропуском некоторых слов или учащимся предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Отобранное предложение диктуется учеником, который его составил и записывается учащимися класса. В оценку диктанта включается один критерий: отражение в составленном предложении названной темы.
Чтобы облегчить работу по составлению тематически связанных предложений, можно использовать картину на данную тему. Материал для творческих диктантов с третьего по четвертый класс постепенно усложняется.
Комментированное письмо. Важный и нужный вид работы, так как позволяет добиваться осознанного применения правил, тренирует быстроту реакции учащихся, активизирует слуховые, речедвигательные, моторные и зрительные анализаторы. Комментированное письмо применяется с третьего класса.
1 класс
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Слова.
Мама, сама, сам, сом, ухо, уха, муха, сухо,Маша, Саша, Луша, усы, осы, малы, мыло, Шура, Лора, шар, хор, сор, сыр, рос.
Слоги и слова (для дифференциации)
ас-аш | са-ша |
Предложения.
Сын мал. Мама мыла сына.
Рос мох. Мох сох. Он сух.
Контрольные диктанты
Звери.
Мы в зоопарке. Там звери. Вот лось. Вот рысь. Это хитрый зверь. (12 слов).
Мяч.
Дети стали в ряд. Федя бросил мяч. Яша и Коля ловят. (11 слов).
2 класс
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Тема: «Слова со стечением согласных»
В саду груши и сливы. Это красивые Фрукты.
Вот клумба. Там красные астры.
Тема: «Большая буква в начале предложения».
Петя купил книгу. Он любит читать.
Галя ела борщ. Он вкусный.
На лугу.
Дети гуляли на лугу. Наташа рвала траву. Вова пускал змея. Павлик играл в мяч.
Тема: «Различение на письме звонких и глухих согласных».
Б-П.
У Бори пакет бумаги. У Поли букет цветов.
У Пети папка. Там букварь.
Г-К.
У Гали куры. У Кати гуси. Куры и гуси на лугу.
Выборочные диктанты
Л-Р.
Оса больно жалит. Бабушка блины жарит.
У меня в руке игла. У Cлавы новая игра.
Контрольные диктанты
У пруда.
Галя была у пруда. Там утки. У Гали горох. Она кормит уток. Утки сыты. (14 слов.)
Тимка.
Кот Тимка пил молоко. Видит он мышку. У мышки кусок сыра. Тимка – за мышкой. Мышка – в норку. Упустил кот мышку. (20 слов.)
3 класс
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
А-Я.
Дядя Ваня взял плащ.
Мальчик играет в мяч на пляже.
У-Ю.
У меня в руке утюг. Я глажу брюки.
У индюка клюв крючком.
Выборочные диктанты
А-Я.
Смотри не порежь пальцы. Для вышивания мне нужны пяльцы.
О-Е
Девочки смотрели журнал мод. Я ем сладкий торт.
Контрольные диктанты
Снежная баба.
Ясный день. Кругом снег. Маленький Миша дома. Он смотрит в окно. Мальчики лепят снежную бабу. Баба большая, ростом с Мишу. Глаза – угольки. Стоит и улыбается. Вот так баба! (28 слов.)
Мишка и Васька.
Это белые медведи. Их зовут Мишка и Васька. Они большие и сильные. Медведей поймала в Арктике. Тогда они были маленькие. Мишку и Ваську подарили Москве. Теперь медведи выступают в цирке. (30 слов.)
Комментированное письмо.
У Лиды зубная боль.
У брата букварь. Брату семь лет.
Хорь.
Уходит осень. Уже ноябрь. Идет холодный дождь.
Хорь нашел старый пень. Под ним он вырыл себе норку. Там сухо и тепло. Теперь хорю не страшен дождь.
4 класс
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты
- Мама ушибла пальцы. Ей больно.
- Учитель вошел в класс. Будет урок математики.
Творческие диктанты.
- Чулан, мыши, кот Васька, добыча.
- Речка, камыши, хороший клев, щука, ерши, большой улов.
Выборочные диктанты
- У Саши есть груша. Он ест грушу.
- Эту песню поет хор. Роет норку хорь.
Самодиктанты.
- То дождь проливной,
То буря ужасная.
Всем надоела погода … (ненастная). - Утром к нам в оконце
Заглянуло … (солнце).
Комментированное письмо.
Отец пришел с работы поздно.
Весь берег зарос густым тростником.
Дождь полил капустные грядки.
Контрольные диктанты
В лесу.
Стояли холодные дни. Юра и Петя ходили в лес на лыжах. На снегу было много следов разных зверей. На полянке следы зайца. У дороги следы лисы. Весь день друзья были в лесу. (32 слова.)
Весна
Солнце шлет на землю свои лучи. На дворе тепло. Кругом лужи. Весна наступила. Вдруг подул холодный ветер. Закружились снежинки. Небо в тучах. Опять зима. Но вот снова появилось солнце. Снова журчат ручейки. Здравствуй, дорогая весна! (35 слов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...
Тема по самообразованию "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"
Тема по самообразованию учителя начальных классов: "Развитие орфографической зоркрсти на уроках русского языка у младших школьников"...
«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая т...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»
В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»....
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»....
Выступление на ШМО по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от...