Обучение каллиграфии (из опыта работы)
статья по русскому языку (1 класс)
В статье "Обучение каллиграфии" (из опыта работы) говорится о той большой роли, какую играет каллиграфия в развитии когнитивных способностей учеников. Уделено внимание психологическим аспектам организации уроков обучения письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_kalligrafii.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение каллиграфии (из опыта работы)
Претенденты на очень почетную должность чиновника в Древнем Китае должны были сдавать всего 2 экзамена. Это не знание законов или математики. Они должны были показать мастерство владения каллиграфией и умение слагать стихи.
Почему?
Каллиграфию называли «первой среди художеств», поскольку настоящий мастер вкладывает в творение всю силу своей души, своего мастерства. Письмо воздействует примерно на те же зоны мозга, которые отвечают за речь, за умение формулировать мысли. Т.е., развивая каллиграфические навыки, мы развиваем когнитивные способности ученика. Сюда можно отнести:
- Овладение логическими действиями:
- сравнение
- анализ
- синтез
- обобщение
2) Формирование умений:
- планировать
- контролировать
- оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей
3) Развитие пространственного ориентирования:
- рабочая строка, дополнительная строка
- «вправо-влево»
- «вверх – вниз», «вправо вверх»
- середина, 1/3 и т.д.
«Три кита» обучения письму:
1 – моделирование – наглядность
2 – наблюдение – сравнение- вывод
3 – освоение базовых алгоритмов – осознанность
Правильная организация учебного процесса – это целесообразная организация уроков, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также с учетом их интересов. Педагог должен не просто знать особенности детей и применять эти знания для формирования и развития учебной мотивации, а уметь выстроить с детьми доверительные отношения. Каждый ученик, приходя в 1 класс, хочет научиться красиво писать. Как организовать учебный процесс так, чтобы не отбить это желание?
Методика В.И. Илюхиной.
- Показать пропись 1996 года.
- В настоящее время: Чудо-прописи, презентация написания букв в электронном виде, методические рекомендации.
«Звуковая метода» - так характеризует свой метод обучения Вера Ильинична Илюхина. Но я могу сказать, что и в традиционном обучении мы всегда проговаривали написание букв, соединений, слов. Написание именно с точки зрения каллиграфии!
«Ставлю ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки, иду вверх влево, закругляю, касаюсь верхней линии рабочей строки и т.д.»
В чем же достоинство Илюхинской методики?
«Остовом» обучения является буква «И». На ее основе строится все остальное. Она дает алгоритм написания элементов букв, такой, который более понятен детям. Например, написание крючка. Наклонная палочка, поворот на месте, крючок до середины. «Ножка балерины», письмо овалов тоже строится на основе этих элементов.
- Поиск в различных буквах одинаковых элементов.
- Группировка букв по сходству написания.
При рассмотрении новой буквы ученики видят знакомые элементы и часто готовы сами объяснить и показать образец написания, побывать в роли учителя.
«Секрет» - понятие параллельности (рельсы)
Первые уроки – очень важный период. Выписывая элементы, мы готовимся к написанию букв. В этот период дети знакомятся с рабочей строкой, дополнительной строкой, определяют 1/2, 1/3 рабочей сроки, учатся слышать и выполнять команды учителя «уходим вправо вверх, опускаемся по наклонной линии и т.д.»
Подобраны развивающие задания к уроку:
Можем себе представить насколько здесь включаются все психические процессы, усидчивость, ответственность, воспитывается трудолюбие. Как добиться активизации всего этого?
Полезный опыт работы в ЧОУ
(образцы работ 5-6 летних учеников частной школы)
Учитывая возрастные особенности развития детей, на уроках всегда использую игровые моменты: грамматические сказки про жизнь удивительных букв в замечательном «Буквограде», часто такие мини-сказки рождаются по ходу урока. На урок приходят гости-игрушки, они через меня общаются с ребятами: хвалят за правильную посадку, в качестве награды отправляются к таким ученикам на парту, просят научить их писать какие-либо элементы (от желающих нет отбоя), ходят по рядам, восторгаются красивыми буквами, утешают, когда возникают трудности.
Всегда заранее (до начала учебного года) готовлюсь к урокам письма, делаю себе «выручалочки». Выписываю на картон, чтобы можно было подсмотреть, пословицы, высказывания о труде, о том, как нужно правильно организовывать деятельность. ( в прописях Илюхиной тоже есть работа с пословицами)
«Поспешай, но поспешай медленно» - часто повторял римский император Август (Гай Юлий Цезарь). «Fetstina lente» Рассуждаем о смысле этих слов, находим похожие русские фразеологизмы: «Тише едешь дальше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись» и т.д. Поговорили, отдохнули и вдохновились на дальнейшую работу.
Физминутки – важный этап урока, проводим не менее 3, 4 физминуток за урок. Это и разрядка, и зарядка. Тоже заранее выписываю на карточки, чтобы можно было подсмотреть. Очень люблю упражнения на снятие напряжения. Дети сейчас непростые, очень много с подвижной психикой, с нарушениями в развитии. Например, физминутка «мороженое». Обязательно упражнения для глаз, пальчиковые упражнения – отдых и моторика («Куры, гуси да индюшки…», «ладонь, ребро, кулак») и т.д.
Устраиваем на уроке выставки лучших написаний букв, сочетаний, слов, предложений. После пробежки учителя по классу выходят к доске те, кто особенно постарался. Когда дается клич, все стараются. Бывало, что весь класс выходил с тетрадями к доске.
Объясняю ребятам, как часто в жизни приходится сталкиваться с большими трудностями, требующими мобилизации всех человеческих ресурсов. Рассказываю про спортсменов, у которых открывается «второе дыхание», то есть прилив сил в момент, когда казалось бы человек обессилен, но благодаря воле, целеустремленности идет к победе. «Вы сейчас, как спортсмены, вам очень тяжело, но если преодолеете трудности, откроется «второе дыхание»». Они все стараются, ждут этого момента, в качестве награды получают «Скрипичный ключ». Стараюсь заметить каждого, не выделяю кого -то одного, все дети с разными возможностями. Если ребенок старается, а я вижу, насколько тяжело ему дается письмо, пусть оно несовершенно, у других намного лучше, обязательно похвалю, отмечу. Вообще, нужно чаще хвалить ребят, создавать атмосферу доверия и сотрудничества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
В помощь молодому учителю....
Методические рекомендации по обучению грамоте. Из опыта работы воспитателя.
Из опыта работы воспитателя...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
Стратегии работы по схеме обучение сообща (из опыта работы учителя)
В статье можно познакомиться с некоторыми приемами организации работы в группах....
СТАТЬЯ «Связь уроков изобразительного искусства и обучения каллиграфии» (из опыта работы)
Из опыта работы с младшими школьниками...
Две современные методики обучению чтению. Из опыта работы.
В предложенном материале рассматриваются две методики обучению чтению.Рассмотрены положительные и отрицательные стороны обучения по "фониксам" и по транскрипции..Данный материал ...