Календарно-тематическое планирование по родному языку(русскому). 4 класс. "Школа России".
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по родному языку(русскому). 4 класс. "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_russkiy.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа
город Нововоронеж»
Рассмотрено: На заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____________ /Деркачева А.А./ Протокол № 1 от « 24 » августа 2020г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Плугатыренко Е.Н./ « 25 » августа 2020 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Н.В. Бокарева/ Приказ № 39 о.д. от «26 » августа 2020 г. |
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
IV «Б» класс
Учитель начальных классов
Кол Наталья Евгеньевна, ВКК
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
5)Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1;
6) Авторская программа О.А. Александровой «Русский родной язык. 1-4 классы»;
7) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.
Программа по родному языку(русскому) в 4 классе рассчитана на 17 часов - (0,5 часа в неделю).
Процент неурочной занятости составляет - 20 %
Программа обеспечена следующимучебно-методическим комплектом:
- Авторская программа О.А. Александровой, Москва, «Просвещение» 2020 год
- Учебное пособие «Русский родной язык», О.А. Александрова и др., 4 класс, Москва, «Просвещение» 2019 год.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Четвёртый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 5 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 6 |
Итого: | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Форма занятия | Дата | |
план | факт | |||
Русский язык: прошлое и настоящее - 5 ч | ||||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 11-15 янв. | ||
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 18-22 янв. | ||
3 | Красна сказка складом, а песня – ладом. Красное словцо не ложь. | Игра-путешествие | 25-29 янв. | |
4 | Язык языку весть подаёт | 1-5 февр. | ||
5 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 8-12 февр. | ||
Язык в действии – 6 ч. | ||||
6 | Трудно ли образовывать формы глагола? | Игра-исследование | 15-19 февр. | |
7 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 22-26 февр. | ||
8 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Игра-исследование | 1-5 март. | |
9 | Как и когда появились знаки препинания? | Игра-исследование | 9-12 март. | |
10 | Как и когда появились знаки препинания? | 15-19 март. | ||
11 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 29 март. - 2 апр. | ||
Секреты речи и текста – 6 ч. | ||||
12 | Задаём вопросы в диалоге | 5-9 апр. | ||
13 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 12-16 апр. | ||
14 | Учимся составлять план текста | 19-23 апр. | ||
15 | Учимся пересказывать текст | 26-30 апр. | ||
16 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 4-7 мая | ||
17 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 11-14 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планированиек по русскому языку для 4 класса , "Школа России"
Рабочие программы, включающие пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, по русскому языку и литературном у чтению для 4 класса по УМК "Школа России"....
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...
Рабочая программа по Родному языку (русскому) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) в 3 классе(автор учебника Александрова О.М. и др.)
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) в 3 классе расчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю....
Календарно – тематическое планирование по родному языку (русскому). 2 класс. 17 часов. УМК Школа России.
Календарно – тематическое планирование по родному языку (русскому). 2 класс. 17 часов. УМК Школа России. ...
Тематическое планирование по родному языку 1 класс "Школа России" ФГОС 2022
Тематическое планирование по родному языку 1 класс "Школа России" ФГОС 2022...