Предмет: русский язык | УМК: «Школа Росии» |
Тема: Слова с удвоенными согласными | Тип урока: урок открытия новых знаний |
Класс: 2 класс | Учитель: Тюлюш Азияна Борисовна |
Цель урока: Образовательная: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; Развивающая: развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки. Воспитательная: воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы. |
Планируемые результаты
|
Предметные: формирование умения правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.
| Метапредметные : Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников. Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме. Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения. | Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. |
Оборудование и материалы к уроку | Учебник, рабочая тетрадь. Мультимедийный проектор, Презентация Карточки со слогами в конвертиках. Листочки для графического диктанта «Плюс-минус». Фигурки для самооценивания. |
Ход урока |
Этап урока, цель. | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные действия |
I.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
| Фронтальная.
Словесный
Психологический настрой. | 1. Приветствие гостей и детей. - Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники. 2. Проверка готовности к уроку. - Посмотрите внимательно , всё ли у вас готово к уроку? 3. Эмоциональный настрой. - Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Повернитесь друг другу, и улыбнитесь и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. - Первыми сядут умницы, а теперь умники. | Приветствуют учителя и гостей.
Проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи. | Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний. Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Определение темы и задач урока
| Фронтальная Индивидуальная Игровая ситуация.
Практический ( работа с толковым словарем)
Письмо. Чистописания Взаимопроверка
| В ходе актуализации ранее полученных знаний подводит к формулировке новой темы: - Чтобы урок прошёл плодотворно и интересно, какими должны быть ученики? Значит, мы всем классом должны постараться. -Давайте вспомним слова из нашей речевки, я начну, а вы продолжите, хорошо? -Мы – ребята просто ас, Потому что дружный …. ( класс ) (Слайд1) - А как вы понимаете значение слова класс? Где мы можем найти значение слов? В каком словаре?
- Найдите в словаре значения слова класс (1 группа). - ты иди к доске, сделай звуко - буквенный анализ слова (1 ученик ) - а вы выберите среди слов синонимы к слову класс, подходящие к речевке (2 группа). - Вы сказали что класс – это группа, коллектив, команда (вывешивает карточки со словами на доску). - Что общего во всех этих словах? - Найдите отличие в этих словах и разделите на две группы. По какому принципу разделили?
Какую группу оставим, группу с удвоенными согласными или без удвоенных согласных - Запишите сегодняшнее число. - А теперь запишем эти слова в чередовании с согласными: класс сс группа пп коллектив лл (Слайд 2) -поменяйтесь тетрадями, оцените письмо друг друга Если нет ошибки и записано аккуратно ставим «5», если записано с 1 ошибкой и аккуратно «4»,если без ошибки, но грязно тоже «4», если допущено 3 и более ошибки то ставим «3» - Кто написал без ошибки? Молодцы! С помощью подводящего диалога вместе с учащимися формулируют тему урока, выстраивают план достижения цели, выбирают способ: - как вы думаете, какова будет тема нашего урока? – давайте, проверим. - Откройте учебники на с.117 и прочитайте тему урока - абсолютно верно (Слайд 3). Тема урока «Двойные (удвоенные) согласные». - Тему выяснили. Теперь, опираясь на слова- помощники (Слайд4) , давайте определим задачи нашего урока: чему будем учиться и где это нам пригодится? Это и будет план нашего урока. - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую) - Давайте проверим наши предположения. - Откройте учебники на с.117 и прочитайте правило |
Отвечают (активные, думающие, послушные) Учащиеся проявляют готовность к выполнению требований учебной деятельности. Дополняют словом класс Отвечают на вопросы ( в словаре, толковом словаре) Находят значение слова в толковом словаре, и синонимичный ряд среди слов: команда, комната, коллектив, подразделение, группа, мастерство, категория (работают в группах). Зачитывают определения из словаря. Анализируют, делают вывод: сущ., отвечают на вопрос ЧТО?, синонимы
Выходят к доске и выполняют это задание с карточками (разделяют слова на группы по принципу: с удвоенной согласной и без удвоенной). Прописывают в тетради по образцу Оценивают написание в парах по шкалам (аккуратность, правильность) Выдвигают версии: - слова, в которых пишется две буквы.
Формулируют задачи, например: УЗНАЮ, когда писать два согласных в слове НАУЧУСЬ писать слова, в которых есть удвоенная согласная. СМОГУ самостоятельно писать слова с удвоенной согласной, находить данные слова в тексте, и составлять с ними предложения. Выбирают форму работы | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, доказывают свою точку зрения. Регулятивные УУД: осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: ознакомление учащихся с новым материалом. 1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику
V. Физкультминутка. Цель: снимает мышечное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.
Игра «Собери слова»
Перенос слова с удвоенными согласными. | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Наглядный. Чтение. Беседа.
Коллективная.
Групповая.
| 1.Работа по учебнику. Упр. 188, с.117. (Письменно) - Прочитайте слова. - Значение, каких слов вам неизвестно? (Слайд 5) Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов. (Слайд 6) Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. (Слайд 7) Терраса- Как переводится это слово на родной язык? (моожа, дын, узун дын) - Чем похожи все слова? - Произнесите каждое слово про себя. - Какой звук слышим на месте удвоенных согласных? - Долгий или короткий? - Двойная согласная, долгий звук при произношении. - Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - ______ ,_______,_____ будете записывать слова только первой строчки (5 слов). Взаимопроверка. - Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты снова сели. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем Ребята, а сейчас будем дружно собирать слова. У вас на партах лежат красные конверты. Откройте и посмотрите что там. Что это? (это слоги) Что можно составить из слогов?(слова) (Из конверта достаются карточки со слогами) - Сейчас вам предстоит поработать в группе. - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. - Проверим, что у вас получилось. -Назовите математическое слово (сумма) -Назовите спортивное слово (хоккей) - Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе) - Назовите имя человека (Эмма) - Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую? - Давайте проверим. Посмотрите на экран и прочитайте правило - Запишите эти слова, разделяя для переноса. (Дети выходят по одному к доске и записывают слова) - Молодцы, справились с заданием. |
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания письменно в тетрадях. Договариваются между собой, осуществляют взаимопроверку.
Читают правило.
Выполняют движения.
Работают в группе.
Собирают слова из слогов.
Полученные слова пишут на доске и в тетрадях по слогам
| Предметные: знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные». Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникатив-ные: использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.
Коммуникативные УУД: совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными. 1.Кроссворд
2. Гимнастика для глаз.
3. Графический диктант «Плюс – минус». |
Коллективная.
Фронтальная.
| А теперь давайте проверим , насколько вы усвоили тему урока. Давайте отгадаем кроссворд. 1 |
| б | б |
|
|
| 2 |
| к | к |
|
|
|
| 3 | н | н |
|
|
| 4 | л | л |
|
| 5 |
| с | с |
|
|
1.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка» - Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете. 2. Графический диктант «Плюс – минус». - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-». Слова для графического диктанта: Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс. Проверка. Сверка с эталоном на экране: +, -, +, +, -, +. - Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок. - Молодцы. Специально для вас аплодисменты. - Встаньте те, кто допустил 1 или 2 ошибки. - Умницы. Вам тоже аплодисменты. - У кого есть 3 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
| Сравнивают собственный опыт с представленным.
Выполняют движения глазами.
Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном.
(Больше тренироваться в выполнении таких заданий) | Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания; профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение работать в паре. |
VII. Обобщение и систематизация знаний |
Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону
| - Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору на карточке
1 задание - раздели чёрточкой для переноса. Масса, группа, сумма. Какой вывод можно сделать? 2 задание (труднее) – подчеркни только те слова, которые переносить нельзя. Суббота, грипп, Россия, кросс, класс. - Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Давайте сейчас проверим свои работы. Проверка - Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям сигнальными карточками. Справился - поднимает зеленую карточку Нужно ещё потренироваться - красную Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу сигнальными карточками. -Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог) - У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу? |
Самостоятельная работа.
Проверка по образцу.
.
Больше тренироваться в выполнении таких заданий
| Предметные: видеть в словах «опасные места», уметь делить слово с удвоенной согласной для переноса , уметь правильно списывать, проверять написанное по образцу. Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: составлять небольшие тексты, озаглавливать по главной мысли. Коммуникатив-ные: научаться строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера. |
VIII.Итог урока. Рефлексия. | Обобщить полученные на уроке сведения. | - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
Закончите фразу: Я – узнал Я - научился … Я - смог… Мне понравилось… Вы сегодня были действительно активные, думающие, сплочённые, поэтому и урок у нас получился таким интересным и плодотворным. Спасибо вам за урок!
| Учащиеся индивидуально заполняют листы самооценки.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
| Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
IX. Домашнее задание. Цель: дать возможность выбрать один из данных заданий | Фронтальная. Словесный Объяснение учителя. | А) Упражнение 189, с.117. Учебник: упр. 190 стр.118. • Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика. Запишите предожения, подчеркните в словах удвоенные соглассные. Б) 1. Дети нашего …… - это дружный ……… . 2. По широкому ….. мчались машины. 3. Тенистая ….. привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела …… . 5. …… туристов побывала на Красной площади. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневники. | Регулятивные: выбирают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |