УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Азияна Борисовна Тюлюш

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС. ПРОГРАММА ШКОЛА РОССИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_2_klass.docx39.36 КБ
Файл udvoennye_soglasnye_2_kl.pptx579.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

УМК: «Школа Росии»

Тема: Слова с удвоенными согласными

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 2 класс

Учитель: Тюлюш Азияна Борисовна

Цель урока:

Образовательная: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;

Развивающая: развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

формирование умения правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.

Метапредметные :

Регулятивныеформировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Личностные:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Оборудование и материалы к уроку

Учебник, рабочая тетрадь.

Мультимедийный проектор,

Презентация

Карточки со слогами в конвертиках.

Листочки для графического диктанта «Плюс-минус».

Фигурки  для самооценивания.

Ход урока

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивация  к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Фронтальная.

Словесный

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите внимательно , всё ли у вас готово к уроку?

3. Эмоциональный настрой.

- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Повернитесь друг другу,  и улыбнитесь и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок.

- Первыми сядут умницы, а теперь умники.

Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Определение темы и задач урока

Фронтальная

Индивидуальная

Игровая ситуация.

Практический ( работа с толковым словарем)

Письмо.

Чистописания

Взаимопроверка

В ходе актуализации ранее полученных знаний подводит к формулировке  новой темы: 

- Чтобы урок прошёл плодотворно и интересно, какими должны быть ученики? 

Значит, мы всем классом должны постараться. 

-Давайте вспомним слова из нашей речевки, я начну, а  вы продолжите, хорошо?

-Мы – ребята просто ас, 

Потому что дружный …. ( класс ) (Слайд1)

- А как вы понимаете значение слова класс?

Где мы можем найти значение слов?

В каком словаре? 

- Найдите в словаре значения слова класс 

(1 группа).  

- ты иди к доске, сделай звуко - буквенный анализ слова (1 ученик )

- а вы выберите среди слов синонимы к слову класс, подходящие к речевке (2 группа).

 

- Вы сказали что класс – это группа, коллектив, команда (вывешивает карточки со словами на доску). 

 

- Что общего во всех этих словах? 

 

- Найдите отличие в этих словах и разделите на две группы. По какому принципу разделили? 

Какую группу оставим, группу с удвоенными согласными или без удвоенных согласных

 - Запишите сегодняшнее число.

- А теперь запишем эти слова в чередовании с согласными: класс сс  группа пп  коллектив лл    (Слайд 2)

-поменяйтесь тетрадями, оцените письмо друг друга  Если нет ошибки и записано аккуратно ставим «5», если записано с 1 ошибкой и аккуратно «4»,если без ошибки, но грязно тоже «4», если допущено 3 и более ошибки то  ставим «3»

- Кто написал без ошибки? Молодцы! 

С помощью подводящего диалога вместе с учащимися формулируют тему урока, выстраивают план достижения цели, выбирают способ: 

- как вы думаете,  какова будет тема нашего урока? 

– давайте, проверим. 

- Откройте учебники на с.117 и прочитайте тему урока

- абсолютно верно (Слайд 3). Тема урока  «Двойные (удвоенные) согласные». 

- Тему выяснили. Теперь, опираясь на слова- помощники (Слайд4) , давайте определим задачи нашего урока: чему будем учиться и где это нам пригодится? Это и будет план нашего урока. 

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

(Правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую)

- Давайте проверим наши предположения.

- Откройте учебники на с.117 и прочитайте  правило

Отвечают (активные, думающиепослушные) 

Учащиеся проявляют готовность к выполнению требований учебной деятельности. 

Дополняют словом класс 

Отвечают на вопросы 

( в словаре,  

толковом словаре) 

Находят значение слова в толковом словаре, и синонимичный ряд среди слов: команда, комната, коллектив, подразделение, группа, мастерство, категория (работают в группах). 

Зачитывают определения из словаря. 

Анализируют, делают вывод:  сущ., отвечают на вопрос ЧТО?, синонимы 

Выходят  к доске и выполняют это задание с карточками (разделяют слова на группы по принципу: с удвоенной согласной и без удвоенной). 

Прописывают в тетради по образцу 

Оценивают написание в парах по шкалам (аккуратность, правильность) 

 

Выдвигают  версии:  

- слова,  в которых пишется две буквы. 

 

 

Формулируют задачи, например: 

УЗНАЮ,  когда писать два согласных в слове 

НАУЧУСЬ писать слова, в которых есть удвоенная согласная. 

СМОГУ самостоятельно писать слова с  удвоенной согласной, находить данные слова в тексте, и составлять с ними предложения. 

Выбирают форму работы

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, доказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику

V. Физкультминутка.

Цель: снимает мышечное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.

Игра «Собери слова»

Перенос слова с удвоенными согласными.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

Групповая.

1.Работа по учебнику. Упр. 188, с.117. (Письменно)

- Прочитайте слова.

- Значение, каких слов вам неизвестно?

(Слайд 5)       Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

(Слайд 6)         Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

(Слайд 7)    Терраса-

Как переводится это слово на  родной язык? (моожа, дын, узун дын)

- Чем похожи все слова?

- Произнесите каждое слово про себя.

- Какой звук слышим на месте удвоенных согласных?

- Долгий или короткий?

- Двойная согласная, долгий звук при произношении.

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

- ______ ,_______,_____ будете записывать слова только первой строчки (5 слов).

Взаимопроверка.

- Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты снова сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Ребята, а сейчас будем дружно собирать слова. У вас на партах лежат красные конверты. Откройте и посмотрите что там. Что это? (это слоги) Что можно составить из слогов?(слова)

 (Из конверта достаются карточки со слогами)

сум

шос

Эм

хок

кей

ма

се

ма

 - Сейчас вам предстоит поработать в группе.

- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математическое слово (сумма)

-Назовите спортивное слово (хоккей)

- Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе)

- Назовите имя человека (Эмма)

- Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?

- Давайте проверим. Посмотрите на экран и прочитайте правило

- Запишите эти слова, разделяя для переноса.

(Дети выходят по одному к доске и записывают слова)

- Молодцы, справились с заданием.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания письменно в тетрадях.

Договариваются между собой, осуществляют взаимопроверку.

Читают правило.

Выполняют движения.

Работают в группе.

Собирают слова из слогов.

Полученные слова пишут на доске и в тетрадях по слогам

Предметные:

знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные».

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Коммуникатив-ные: использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.

1.Кроссворд

2. Гимнастика для глаз.

3. Графический диктант «Плюс – минус».

Коллективная.





Фронтальная.

А теперь давайте проверим , насколько вы усвоили тему урока. Давайте отгадаем кроссворд.

1

б

б

2

к

к

3

н

н

4

л

л

5

с

с

1.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка»

- Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете.

2. Графический диктант «Плюс – минус».

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.

Проверка. Сверка с эталоном на экране:

+, -, +, +, -, +.

- Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок.

- Молодцы. Специально для вас аплодисменты.

- Встаньте те, кто допустил 1 или 2 ошибки.

- Умницы. Вам тоже аплодисменты.

- У кого есть 3 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

Сравнивают собственный опыт с представленным.

Выполняют движения глазами.

Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном.

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого содержания;

профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в паре.

VII. Обобщение и систематизация знаний 

Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону







- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору на карточке

1 задание -  раздели чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

Какой вывод можно сделать?

2 задание (труднее) – подчеркни только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Давайте сейчас проверим свои работы.

Проверка - Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям сигнальными карточками.

Справился - поднимает зеленую карточку

Нужно ещё потренироваться - красную

Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу сигнальными карточками.

-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

Самостоятельная работа.

Проверка по образцу.

.


Больше тренироваться в выполнении таких заданий

Предметные: видеть в словах «опасные места», уметь делить слово с удвоенной согласной для переноса , уметь правильно списывать, проверять написанное по образцу.

Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные:

составлять небольшие тексты, озаглавливать по главной мысли.

Коммуникатив-ные: научаться строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера.

VIII.Итог урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.

Закончите фразу:

Я – узнал

Я - научился …

Я - смог…

Мне понравилось…

Вы сегодня были действительно активные, думающие, сплочённые, поэтому и урок у нас получился таким интересным и плодотворным. Спасибо вам за урок! 

Учащиеся индивидуально заполняют листы самооценки.


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.


Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

IX. Домашнее задание.

Цель: дать возможность выбрать один из данных заданий

Фронтальная.

Словесный

Объяснение учителя.

А) Упражнение 189, с.117.

  

Учебник:  упр. 190 стр.118. 

  Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика.

Запишите предожения, подчеркните в словах удвоенные соглассные. 

 Б) 1. Дети нашего …… - это дружный ……… . 

  2. По широкому ….. мчались машины. 

  3. Тенистая ….. привела нас к сказочному домику. 

  4. Осенью вся наша семья болела ……  .

  5. …… туристов побывала на Красной площади.   

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи в дневники.

Регулятивные:

выбирают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша речевка : Мы ребята просто ас Потому что дружный…

Слайд 2

Чистописание Класс сс , группа пп , коллектив лл Оцени друга: «5»- нет ошибки, аккуратно «4»- без ошибки, грязно 1 ошибка, аккуратно «3»- 2 и более ошибки

Слайд 3

Тема: Удвоенные согласные нн бб пп рр жж лл ФФ мм

Слайд 4

Задачи урока Узнаю: научусь: смогу : Когда писать двойные согласные в словах Писать слова, в которых есть удвоенная согласная Находить нужные слова в тексте и составит с ними предложение

Слайд 5

Пе рр он - площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов

Слайд 6

Во жж и - часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки) прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью

Слайд 7

Те рр аса- летняя открытая без стен, крытая с кровлей на столбах пристройка к дому, зданию

Слайд 8

Физминутка Вы, наверно, все устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты снова сели. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем

Слайд 9

Разгадайте кро сс ворд Шестой день недели. Зимний вид спорта. Женское имя. Дорога с рядами посаженных деревьев. Страна, в которой мы живём. 1 б б 2 к к 3 н н 4 л л 5 с с

Слайд 10

Проверь себя + ,-,+ , + , - , +

Слайд 11

Оцени свои знания Всё понимаю, могу помочь другим ребятам. В основном всё понимаю, есть небольшие проблемы Не всё понимаю, помогите, пожалуйста.

Слайд 12

Домашнее задание Упражнение 189, страница 117 Творческое задание По широкому _____ мчались машины. Тенистая _____ привела нас к сказочному домику. Осенью вся наша семья болела ________ . ______ туристов побывала на Красной площади. Дети нашего _____- это дружный _______.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Правописание парных согласных" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Урок русского языка на тему: "Правописание удвоенных согласных" в 3 классе УМК "Школа России"

Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными" во 2 классе, УМК "Школа России"

Цель урокаПознакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.Планируемый результат обученияУчащиеся научатся правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.  Познавательные УУД...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...