Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Мама, мамочка, несомненно, для всех людей в мире - и маленьких, и больших, главный человек в жизни. Именно мама дает всем нам жизнь. Попробуем составить синквейн со словом мама.
Как мы знаем, синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_sinkveyn_mama.doc | 989 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Нина Сергеевна
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №1 г. Онеги»,4д класс
Урок развития речи
посвященный Дню матери.
Составление синквейна к слову «мама».
Тема: Урок развития речи, посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.
Цели урока: развивать устную и письменную речь детей; увеличивать словарный запас, обращать внимание на многозначные слова; развивать эмоциональную сферу учащихся; воспитывать нежное, уважительное отношение к женщине-матери.
Задачи:
1.Осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;
2.Обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
4.Формировать умение работать в группах.
Раздаточный материал: тексты для работы в группах.
Ход урока.
I Вступительная беседа.
- Произнесите слово «мама». Кого и что представили?
- Подберите синонимы к слову «мама» (Учитель записывает слова на доске слева).
Мама | Родина |
Матушка | земля |
Маменька | сторонушка |
Мать | родительница |
(Справа заранее был записан столбик слов, учитель открывает доску).
- Соедините линиями слова правого и левого столбиков.
- Слово «мать» не однозначное, им мы называем не только свою родную маму, но и Родину - страну, где мы проживаем; сторону, где родились; землю, на которой трудимся, которая нас кормит.
- А мама, какая она?
II Работа в группе с текстами.
(Каждой группе выдается один текст. Тексты прилагаются).
- Подчеркните слова, которые рассказывают о характере героинь. (Тексты зачитываются вслух после работы в группах).
- Что можем сказать о характерах этих женщин, которые, прежде всего, были матерями? Выпишем прилагательные-характеристики в третий столбик.
Например: | нежная |
любящая | |
красивая | |
заботливая | |
трудолюбивая | |
героическая | |
отважная | |
бесстрашная и др. |
III Проверка домашнего задания.
- Вам было дано задание на дом подготовить сочинения о своих мамах; выучить стихи о маме.
Желающие дети читают подготовленные стихи, сочинения
IV Итог урока. Составление синквейна.
Дети с подобной работой знакомы. Учитель задает «стартовое» слово «мама». Работа самостоятельная.
-Мама, мамочка, несомненно, для всех людей в мире - и маленьких, и больших, главный человек в жизни. Именно мама дает всем нам жизнь. Попробуем составить синквейн со словом мама.
Как мы знаем, синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Существуют определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – три – пять слов;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания). Отвечает на вопросы кто? или что?
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы - какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы - что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза из трёх – пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
Ну и в завершении пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Для этого нам нужно подумать, как ее описать и что она для нас значит. Теперь выразим все это словами в пять строк.
Например так:
Мамочка.
Любимая, добрая.
Любит, жалеет, подскажет.
Самый родной человек!
Любовь.
Вот, что у нас получилось:
****
Мама.
внимательная, добрая.
лечит, кормит, помогает.
Я знаю, что мама мне всегда поможет.
Забота.
****
Мама.
Чуткая, сопереживающая.
Выслушивает, советует, жалеет.
Мама всегда на моей стороне.
Сочувствие.
****
Родная, любимая.
Любит, лелеет, обожает.
Безусловная любовь на всю жизнь.
Любовь.
****
Молодая, энергичная.
Работает, успевает, крутится.
Мама всех окружает заботой.
Внимание.
Дети зачитывают и вывешивают синквейны на доску, делают выводы.
Домашнее задание: зачитать мамам свои сочинения и синквейны, вручить подарки к празднику.
Тексты:
1.«… Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.» Лев Николаевич Толстой. «Детство» (отрывок).
Публицистическая повесть о простой деревенской русской женщине, которая в годы Великой Отечественной войны пережила смерть мужа и сына. Несмотря на смертельную опасность, Мария на пепелище родного дома приютила семерых детишек, оставшихся сиротами, и сберегла их жизни, заменив им родных матерей. Страшное время пережила Мария вместе с детьми: злодейства фашистских преступников, голод, холод, трупы убитых людей, спаленные хаты, погубленная скотина, сожженная земля… «Мария, пытаясь обнять и согреть их всех, целовала грязные их ножонки, жалкие, запавшие животы, давно нестриженые волосы, в которых торчали колючие сухие остья… Они шли по заснеженной степи гуськом, одиноким, затерянным в глуши караваном, до которого не было дела ни прозрачному небу, ни холодному солнцу, ни равнодушной, скованной морозом земле. Весь вечер Мария грела на печке воду, поочередно искупала детей, приспособив для этого большой алюминиевый термос из немецкой походной кухни, помыла им головы, напоила всех теплым молоком и уложила спать, а сама, поглядывая на спящих детей, принялась стирать их ветхие лохмотья.»
Виталий Закруткин. «Матерь человеческая». Публицистическая повесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»
Цель урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе как подготовка к восприятию конце...
Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»...
Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»...
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).
Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....
Презентация к уроку развития речи "Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам".
Презентация предназначена для работы на уроках развития речи. Тема: Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам. УМК "Школа России" В.П. Канакина Русский язык 2 класс...
Урок развития речи во 2 классе"Составление ответов по вопросам".
Урок развития речи. Данная презентация поможет детям правильно составлять ответы на поставленные вопросы. Этот урок готовит обучающихся к написанию изложений....
Урок развития речи по теме: "Весна"(составление рассказа по картинке)
Продолжать учить детей составлению небольшого описательного рассказа по картинке....