«Слоги ударные и безударные. Роль ударения», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку «Слоги ударные и безударные. Роль ударения», 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слоги ударные и безударные. Роль ударения», 2 класс

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: закрепить и систематизировать знания детей о роли ударения в слове, об особенностях ударного слога.

УМК: Начальная школа XXI век.

Задачи:

1.Образовательные:формировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.

2.Развивающие:активизировать внимание учащихся на уроке; развивать память, орфографическую зоркость, логическое мышление, самостоятельность, развитие речи детей.

3.Воспитательные:воспитывать умение слушать и слышать товарищей,  любовь к слову, интерес к родному языку; умение оценивать свой труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Регулятивные УУД:

  • умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
  • учить принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль над результатом действия;
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:        

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться различать повелительное наклонение глагола.

Познавательные УУД:

  • уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.

Личностные УУД:

  • уметь выполнять самооценку.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        I. Организация класса

1.Приветствие, знакомство;

2.Самоопределение к деятельности. 

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Здравствуйте, ребята!

-Сначала девочки тихо сели, потом мальчики сели ещё тише.

Я желаю вам, чтобы наш урок был интересным, и мы узнали много нового.

-Проверьте, всё ли необходимо у вас к уроку.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке

II. Минутка чистописания

1. Выполнение работы в тетради

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение внимательно слушать и слышать

 

-Откройте свои тетради, сядьте правильно, тетрадь положите под наклоном и запишите сегодняшнее число 27 сентября, а ниже запишите «Классная работа».

- Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на слайд.

- Какие соединения в этих буквосочетаниях?

-Посмотрите на слайд.

- Вслух нам прочитает пословицу…

-Подумайте и попробуйте объяснить данную пословицу.

-Пишите красиво, пишите соединение и пословицу в тетради.

Учащиеся объясняют, какое соединение у каждого из них

«рь»- верхнее

«вь» - верхнее

Старый друг-лучше новых двух. (Старые друзья никогда не предадут и они намного вернее тебе, чем новые друзья)

Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, буквосочетания и пословицу

III. Словарная работа

1. Выполнение словарной работы

Познавательные:

Выполнение словарной работы

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

- Ниже с новой строки с большой буквы запишите слово словарь, поставьте.

-Посмотрите на слайд.

-Прочитайте первое слово.

Лестница, сегодня, лопата, чувствовать, вчера, космос, космонавт.

-Запишите эти слова, поставьте ударения и подчеркните орфограмму.

Учащиеся записывают словарную работу в тетрадь.

IV.Актуализация знаний учащихся

1. Повторение ранее изученного материала.

Личностные:  умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться.

- Что такое ударение?

-Как называется слог, на который падает ударение?

-Как называется слог, на который не падает ударение?

-Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

-ударный

-безударный

V. Сообщение темы и цели урока

1. Сообщение темы и цели урока учащимся

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

-Сегодня мы с вами закрепим знания об ударных и безударных слогах.

VI.Закрепление раннее изученного материала.

1.  Выделение голосом ударного слога в стихотворении.

1. Работа с стихотворением.

-Откройте свой учебник на стр. 45.

-Найдите упр.1.

- Задание прочитает вслух…………

-Сейчас я прочитаю стихотворение вслух, а вы слушайте внимательно.

"Муха-чистюха"

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник -

В вишневой наливке.

Во вторник -

В томатной подливке.

В среду -

В лимонном желе.

В четверг -

В киселе и в смоле.

В пятницу -

В простокваше,

В компоте

И в манной каше...

-Прочитает стихотворение вслух  выделяя ударным голосом ударный слог……….

-Почему не во всех словах стихотворения обозначено ударение?

-На стр. 46. В рамочке есть три слова : воскресенье, понедельник, вторник. Запишите эти слова в тетрадь и поставьте ударение.

-Обратите внимание на правило на этой же странице.

-Прочитает правило вслух…..

2. Расстановка знака ударение.

 -На стр. 47. Найдите упр. 2.

-Задание прочитает вслух….

-Первое слово к доске пойдёт записывать…….

-Остальные пишут в тетрадь.

3. Предложения.

-На этой же странице, найдите упр. 3.

-Задание прочитает вслух……

-Прежде чем выполнить упражнение, сейчас мы с вами прочитаем памятку на стр. 37-38

    Стрелки часов показывали двенадцать. Снайперы - отличные стрелки.

     Ржавые гвоздики валялись в мастерской. Полевые гвоздики вечером сильно пахнут.

      Большое село раскинулось на берегу озера. Солнце село за гору.

-потому что в словах из одного слога ударение не ставится.

-волна, холодный, холод, старик, дождливый, дождь, тёмный, темно, далёкий, даль, деревья, дерево.

2. Выполнение упражнения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

-Найдите упр. 4.

-Задание прочитает вслух…….

-Читать стихотворение начнёт…….

Окуни

-Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это …..

Капель

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поёт апрельская …..

-Как вы понимаете значения слов окуни и  окуни, капель и капель.

-На стр. 48, найдите упр.5

-Задание прочитает вслух…….

-К доске пойдёт…..

-Остальные записывают слова в тетрадь и ставят ударение.

-окуни

-капель

-окуни (что-нибудь в воду); окуни - это рыбы; капель - весенняя вода с крыш; капель.

-стоит-стоит

звонок-звонок

пили-пили

мука-мука

полки-полки

плачу-плачу

3. Физминутка.

-А сейчас давайте с вами немного отдохнём и проведём физминутку.

   Буратино потянулся,
   Раз – нагнулся,
   Два – нагнулся,
   Руки в сторону развел,
   Ключик, видно, не нашел.
   Чтобы ключик нам достать,
   Нужно на носочки встать.

4. Работа с карточками в паре.

Познавательные:

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог.

-У нас на столе лежит тест. Вам нужно выбрать правильный ответ. Сделайте эту работу самостоятельно в паре.

1) Сколько в слове слогов: крапива

а) 5         б) 2               в) 3                    г) 4

2)Найди слово, в котором правильно поставлено ударение:

  а) се́но       б) кра́пива            в) пру́ды              

3)Найди слово, в котором звуков больше, чем букв:

  а) яблоко        б) соль          в) криво            

4)Укажи номера слов, в которых пропущена буква о.

1)  сл…ва                   4) с…довник

2)  ж…рища               5) бр…сать

3)  пл…довый            6) стр…итель

5)Укажи номера слов, в которых не допущена ошибка.

1) жызнь                  4) жыла

2) кувшин               5) животное

3) шышка                

6)Поставь ударение на то слово, в котором есть «ь» знак.

1)  сапоги                 4) лось

2)  морковь              5) бабочки

3)  олень           6) ёлки

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

(на слайде)

VI.Итог урока

1. Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Что такое ударение?

- На какие две группы делятся слова? (ударные и безударные)

- Молодцы ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали. Вы были очень активными.

-Спасибо за урок! До свидания! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 «Б» класс

Слайд 2

« рь »- « вь » - верхнее верхнее

Слайд 3

Старый друг-лучше новых двух.

Слайд 4

Рь рь рь рь рь рь рь Вь вь вь вь вь вь вь Старый друг-лучше новых двух.

Слайд 5

Словарь . Л _ стница , с _ годня , л _ пата , чу _ ствовать , вч _ ра , косм _ с , косм _ навт . е в е о е о о

Слайд 6

1- в 2- а 3- а 4- 3, 5, 6 5- 2, 5 6- 2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Презентация "Деление слов на слоги, ударные и безударные слоги"

1 слайд - проверка готовности к уроку;2 слайд - соотнеси картинку со схемой;3 слайд - составте схемы к словам;4 слайд - речевая разминка, скороговорка;5 слайд - соотнеси предложение со схемой;6 слайд ...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....

Презентация " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"

Презентация для урока русский язык 1 класс по программе " Школа России" по теме " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"...

Технологическая карта урока " Ударные и безударные гласные .Ударение в словах"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе  УМК  «Школа России»Цель урока: Создание  условия для формирования умения находить в слове букву  безударного гл...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Ударные и безударные гласные", 3 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Ударные и безударные гласные", 3 класс...