"Предложный падеж имён существительных", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку на тему "Предложный падеж имён существительных", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_v.docx24.11 КБ
Файл russkiy.pptx402.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: русский язык

Класс: 3 «В»

Тип урока: открытие новых знаний

Технологическая карта

Тема

Предложный падеж имён существительных.

Цель

Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);         

Задачи

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

 - развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

-  воспитание коммуникативных качеств;

 - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Формируемые УУД

Личностные: будут учиться мотивировать учебную деятельность, формировать учебно - познавательный интерес к новому материалу

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать  выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: будут использовать знаково-символические средства

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

Основные понятия

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем?  (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

  - алгоритм определения предложного падежа:

Название падежа.

      Вспомогательное слово.

      Вопросы падежа.

      Предлоги падежа.

      Член предложения.

Ресурсы:

- основные

        Учебник русского языка, Н.А.  Чуракова, УМК ПНШ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организация класса

Здравствуйте! Садитесь!

Приветствие учителя

Регулятивные УУД – уметь организовывать свое рабочее место.

2. Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, сегодня 27 октября, классная работа.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Прочитайте пословицу.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Совершенно верно, вы правы.

-Обратите внимание на буквосочетания  ез, руд, вы, пр.

-Какое соединение в буквосочетании ез? (среднеплавное)

-А в этом буквосочетании руд? (верхнее и верхнее)

-В этом буквосочетании вы? (верхнее)

-А в этом буквосочетании пр? (верхнее)

-Пропишите эти буквосочетания до конца строки, чередуя.

-С красной строки с большой буквы запишите пословицу в тетрадь.

Словарная работа

-С красной строки с большой буквы, напишите слово словарь и поставьте двоеточие. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут являться словарные слова.

Растет в траве Алёнка в красной рубашонке.

Кто ни пройдёт — всяк поклон кладет. (земляника)

1) земляника

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (месяцы)

2) месяцы

Растет на грядке зелёная ветка, а на ней — красные детки. (помидор)

3)помидор

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (трактор)

4) трактор

Чудо-птица — алый хвост — полетела в стаю звёзд. (ракета)

5) ракета

Ставим точку.

Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорят, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

3. Повторение ранее изученного

- Скажите, сколько всего падежей в русском языке?

- Назовите эти падежи и вопросы к ним? (И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кем? чем? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?).

-Определите падежи у существительных.

написать письмо ( В.п.) написать (кого? что?) письмо

написать другу (Д.п.) написать (кому? чему?) другу

встретиться с другом (Т.п.) встретиться ( с кем? с чем?) с другом

лететь над лесом (Т.п.) лететь (над кем? над чем?) над лесом

вышел на полянку (В.п.) вышел ( на кого? на что?) на полянку

приехал из города (Р.п.) приехал ( из кого? из чего?) из города

-Молодцы ребята, вы усвоили падежи.

6 падежей

4. Изучение нового материала

-Сегодня мы с вами познакомимся с Предложным падежом и с формой существительного в Предложном падеже.

-Прочитайте предложение.

Мальчик прочитал стихотворение в книге.

-Определите подлежащее и сказуемое.

Кто? Что ? мальчик – это подлежащее, выражено существительным в форме И.п.

Мальчик   что сделал? Прочитал – это сказуемое выражено глаголом

 Прочитал кого? что?  стихотворение – это дополнение, выражено существительным в форме В.п.

Прочитал где ? в книге – обстоятельство.

 Чтобы определить падеж задаю падежный вопрос (прочитал в ком? в чём?) П.п.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте правило.

- На какие вопросы отвечают существительные в форме предложного падежа? (о ком? о чем?)

-С какими предлогами могут употребляться существительные в предложном падеже? ( о (об), в, на )

- Каким членом предложения могут быть существительные в предложном падеже? ( второстепенным)

 Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 92, найдите упр.77. Прочитайте задание.

-От какого слова зависит выделенное существительное?(в тетрадке от гл. написал)

-Задайте падежный вопрос от глагола к существительному? (написал (в ком? в чем?)

-Запишем это словосочетание. (написал (в ком? в чем?) в тетрадке(П.п.)

-Найдите  в словах согласный, который нуждается в проверке? (тетради)

-Теперь обратите внимание на следующее выделенное слово.

-От какого слова зависит выделенное существительное? ( на грядке (гл. растут)

-Задайте падежный вопрос от глагола к существительному? (растут( на ком? на чем?)

-Запишите это словосочетание.( растут (на ком? на чем?) на грядке(П.п.)

-Найдите в словах согласный, который нуждается в проверке? (грядочка)

-Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно найти слово-командир и от него задать вопрос к слову-солдату.

-Молодцы!

-Теперь найдите упражнение 78.

-Прочитайте задание.

-Следующее упражнение 79.

-Прочитайте текст.

-Найдите слова с орфограммой парной согласной в корне слова. Назовите их.

(предки звук слышим? (т) какую букву пишем?(д) Как можно проверить? (предок); ветке -веточка; в клетке – клеточка; детки – дети)

-Вам необходимо списать текст, и подобрать проверочные слова к существительным с орфограммой парной согласной в корне слова. Обратите внимание на последнее предложение. Послушайте как я его прочитаю.

-К кому обращается автор?(к деткам)

-Как называются слова, которые указывают на того, к кому  мы обращаемся с речью? (обращение)

-Где стоит обращение в предложении в начале, в середине или в конце? (в конце)

-Как выделяется на письме обращение? (запятыми)

-Поставим запятую перед словом детки.

-Молодцы. Вы справились с заданиями.

5.Итог урока

-С каким падежом мы сегодня познакомились?(предложный падеж)

- На какие вопросы отвечают существительные в форме предложного падежа? (о ком? о чем?)

-С какими предлогами могут употребляться существительные в предложном падеже? ( о (об), в, на )

- Каким членом предложения могут быть существительные в предложном падеже? ( второстепенным)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык З класс

Слайд 2

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Слайд 3

написать письмо написать другу встретиться с другом лететь над лесом вышел на полянку приехал из города В.п. Д.п . Т.п. Т.п. В.п. Р.п.

Слайд 4

Мальчик прочитал стихотворение в книге. с ущ. И.п. г л. В.п. П.п.

Слайд 5

В предложении существительные в форме предложного падежа отвечают на падежные вопросы: о ком? о чем? ( или в ком? в чем?; на ком? на чем? ). Могут быть только с предлогами ( о (об), в, на и другими). Являются второстепенными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".

Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....

Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс

Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...