Изложение "Осенняя ёлочка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение "Осенняя ёлочка" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_osennyaya_yolochka.docx | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенняя елочка.
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.
1. Тема урока: Изложение «Осенняя елочка».
2. Тип урока: подробное обучающее изложение
3. Цель и задачи урока: 1) вдумчиво читать текст; 2) анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства; 3) написать подробное изложение, употребляя интересные слова и выражения авторского текста.
Предметные: учиться воспринимать услышанный и читаемый текст; определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составят план текста, выделяя микротемы; перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществят самопроверку, проведут орфографическую работу с проговариванием.
Метапредметные: обогатят словарный запас языковыми средствами языка; будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; будут участвовать в учебном диалоге; будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Личностные: будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: текст изложения, изображения деревьев, их листьев и «подарков».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование и самоанализ |
Орг. момент | Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | ||
I. Вступительная беседа | Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и представьте себе, что мы с вами отправились в осенний лес. - Что вы видите? - Какие деревья вы видите? - Как выглядят деревья? - Как вы думаете почему? -Верно, послушайте стихотворение Ёлка летом просто ёлка: - Каким настроением проникнуты эти строчки? - Какие слова помогли поэту передать это настроение? - Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение. | - Деревья, опавшую листву - Сосну, березу, елку. - Березы скинули листву - Сосны и ели стоят зеленые - Потому что, это вечнозеленые растения. - Радостное, сказочное - ёлка оживёт, ёлка распрямиться, как цветок пахучая. | Участвуют в диалоге * формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия текста. | - Послушайте, пожалуйста, произведение Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Попытайтесь представить картины, которые нарисовал словами автор. - Какие картины вы представили, слушая это произведение? | (Слушают) - осенью в лесу появилась елочка, каждый раз на ее день рождения, деревья дарили ей подарки. - рассказ о том, как появилась елочка. | *Научатся воспринимать услышанный текст *Будут участвовать в учебном диалоге * Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру |
III Вторичное восприятие текста. Анализ текста | Прочитайте еще раз текст. - Как вы думаете, какой это тип текста. Почему вы так решили? -Назовите тему текста - Назовите главную мысль текста. - Сколько частей можно выделить в тексте? - С чего начинает автор свой текст? - Когда появилась елочка на свет? - Как по-другому можно заменить слово появилась? - Как появилась ёлочка на свет? -Что она сделала? - Какими словами автор показал нам, что елочка живая? - Попробуйте пересказать первую часть текста. - Как можно озаглавить первую часть? - Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Обучающее изложение. План. Запишите заголовок в план. - Какие опорные слова мы запишем? - О чём говориться во второй части текста. - Как вы думаете, какие это подарки? - На что похожи листья осины? - На что похожи листья клёна? - На что похожи листья ивы? - Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев. - - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему? - Как можно озаглавить вторую часть текста? -Запишем заглавие второй части в тетради. -Какие опорные слова мы можем записать? Попробуйте пересказать вторую часть текста. - Прочитайте третью часть текста. - Приятно ли елочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом? - С чем автор сравнивает веточки елочки? - От чего ёлочка счастлива? -Озаглавьте третью часть текста - Запишите заглавие третьей части в тетради. -Какие опорные слова мы можем записать? Перескажите третью часть. | - повествование, описываются события в определенной последовательности. - ёлочка - Счастливая ёлочка, у нее есть друзья, которые дарят ей подарки. Можно выделить з части. Они выделены в тексте абзацами. - Осенью появляется елочка и с удивлением смотрит вокруг. -осенью - родилась -высунулась из земли -раздвинула листья и травинки - удивленно осмотрелась, раздвинула листья (пересказ) - появление ёлочки, рождение ёлочки. -появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась - во второй части говориться о том, что ёлочка каждую осень получает подарки. - разноцветные листья - красные китайские фонарики - оранжевые звезды - золотые рыбки - не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают. - чтобы не было повторов - Подарки для ёлочки -красные фонарики, клён оранжевые звезды, золотые рыбки - Да, приятно. Автор говорит нам, что ёлочка счастливая, разноцветная. - Деревья осыпали листья, елочка стояла нарядная. - с лапками - У нее много друзей, все помнят ее и дарят подарки - Счастливая ёлочка - Счастливая, нарядная, разноцветная | *Определят тему текста, озаглавят текст *Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства *Составят план текста, выделяя микротемы Будут участвовать в учебном диалоге Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли Обогатят словарный запас языковыми средствами языка |
Физкультминутка | Ёлка в блестках ледяных, В теплых слезках смоляных, Свежая, зеленая, Солнцем озарённая. Приходит к нам с подарками, Блестит огнями яркими, Нарядная, забавная И в Новый год там главная. | Выполняют действия | |
IV Орфографическая подготовка | - Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски. Вдру…, по..вилась, ра…двинула, р…няет, счас…ливая, ёлочка станови(ться/тся), разн…цветная. д..ревья р..ждение - Молодцы! | (дети записывают слова и объясняют написание) - Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце. Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я». Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный. Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о». Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т». Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ. Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о». | Проведут орфографическую работу с проговариванием |
V Вторичный синтез | -А сейчас, внимательно перечитайте ещё раз текст. - Закройте учебники. Постарайтесь написать изложение близко к тексту. | читают | Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце |
Самостоятельное написание работы | Во время работы, учитель оказывает индивидуальную помощь. | Выполняют задание | |
Самопроверка написанных изложений | Если вы закончили написание своих работ. Предлагаю вам еще раз прочитать своё изложение. Проверьте орфографию и пунктуацию. Кто закончил написание работы, можете сдать свою работу. | Осуществят самопроверку |
Список использованной при подготовке конспекта литературы (обязательно указание не менее трех источников).
- Бакулина Г. А. О работе над изложением на уроках русского языка // Нач. школа. 2011. № 6. URL: https://n-shkola.ru/archive
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991. С. 18-38.
- Плотникова, С. В. и др. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства. – Екатеринбург, 2014. – 277 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4090/1/uch00063.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку технологии "Ёлочка"
Презентация "Ёлочка" может использоваться на уроке технологии...
Сценарий мастер-класса "Живи, ёлочка!"
Интегрированный мастер – класс по экологии, технологии и окружающему миру дает представление о том, что нужно беречь природу....
Мастер-класс по изготовлению альтернативной ёлочки "Живи,ёлочка!"
Интегрированное мероприятие по экологии, технологии и окружающему миру , мастер-класс по изготовлению альтернативной ёлочки....
Презентация к мастер-классу "Живи, ёлочка!"
Презентация к мастер-классу "Живи, ёлочка!"...
Презентация по технологии "Ёлочка из бумаги"
Эта новогодняя поделка "Ёлочка" необычно красиво получается из яркой цветной бумаги. Сама поделка объемная. В изготовлении этой поделки могут участвовать сразу несколько детишек, так как...
"Оставим ёлочку в лесу"
В рамках акции, проведённой национальным парком "Нижняя Кама" учениками 3 класса был подобран материал о хвойных деревьях наших лесов и о некоторых птицах....