презентация "Происхождение и употребление слов в русском языке"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Данная презентация будет полезна на уроках русского языка в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovnie_po_russkomu_yazyku.pptx | 284.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Содержание: I .Введение: - актуальность; - цели; - задачи; - объект исследования; - методы исследования; II . Объекты исследования: 2.1. . Лексика с точки зрения происхождения и употребления. 2.2.Исследование лексики, ограниченной в употреблении; 2.3. Исследование общеупотребительной лексики; 2.4. Заимствованные и интернациональные слова; 2.5.Домашнее задание. III . Заключение.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Актуальность: Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Цель: обогатить словарный запас учащихся. Задачи: - дать понятие об общеупотребительных и ограниченных в употреблении словах; развивать языковое чутье; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы со словарём.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Объект исследования: лексика с точки зрения происхождения и употребления. Методы исследования: проблемный метод; поисковый метод; метод информатизации; метод исследования.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Лексика с точки зрения происхождения и употребления
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Исследование лексики, ограниченной в употреблении: 1.Диалекты: «Матушка схватила рогач, подцепила им махотку и, споткнувшись об услон , уронила его на мост»(смысл текста) 2.Профессионализмы. Термины: кингстон, лихтер, салинг, шкафут.(значение слов).Человек какой профессии поможет узнать значение слов: мезис , детрит, ганглий, финноз? 3.Жаргонизмы: шухер , клёво, базар, бабки, чел, фраер, кент , шнобель , мамон – расшифровка слов.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Исследование общеупотребительной лексики. 1.Аркаизмы: шуйца, десница, перст, чело, вежды, очесы, ланиты(что объединяет слова) Выбор аркаизмов из стихотворения «Как ныне сбирается вечный Олег…» 2.Неологизмы: бизнес, сотовый, видеофон, экспорт, импорт, плеер, компьютер – разбор слова по темам: Экономика Техника
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Заимствованные слова: Немецкие слова – кухня, галстук, ефрейтор; Английское – кекс; Французское – банк; Латинское – кворум; заимствованные из русского другими языками – воевода, дума, рубль, пуд, самовар, совет, пирожки, казачок. Интернациональные слова: автомобиль. Выбор используемых слов по признакам заимствованных, начало на -а,-э, сочетание –не, - хе , - ге , - пю , -мю, - вю , - бю , - кю , наличие –ф, слияние гласных – оэ , - уэ , еа , не: Легенда, простота, диета, келье, чистенький, сестричка, ножницы, караул, пюре, братский, бюллетень, этаж, авиация, администрация, алоэ, обстановка.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Фразеологизмы: - Капля в море; - Звонить во все колокола; Хоть кол на голове теши; Намылить шею; Кот наплакал. (объяснение значения, их синонимы, какое число, тип речи).
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Домашнее задание: Подобрать несколько неологизмов и составить с ними 5 предложений. Найти в словаре слова, заинтересовавшие вас. Показавшиеся вам интересными или необычными.
Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) III . Заключение. Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Слова - предметы. Слова - действия." Русский язык. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»...
Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.
Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...
ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка
Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)
В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....
Словарные слова по русскому языку. 2 класс. Учебник В.П.Канакиной "Русский язык" по программе "Школа России"
В документе содержатся словарные слова, изучаемые во 2 классе. Слова разбиты на группы, согласно букве, написание которой надо запомнить....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...