Русский язык " Части речи " 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Деева Татьяна Васильевна

Открытый урок по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 2 класс.

Тема: Части речи

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе

Развивающая: обогащать словарный запас детей; развивать умение находить слова данных частей речи в тексте

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи по их признакам

Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ

Оборудование: учебник русского языка автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  проектор, ноутбук, раздаточный материал: карточки с заданиями, цветные конвертики для рефлексии

 Формирование УУД

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые  учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия предложения (текста); осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;

умения строить высказывания ; искать информацию; создавать моделирование.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной  работах.

5.Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, инд.карточки, мультимедийная презентация.

Ход урока:

Ι. Оргмомент.

Учитель:   Что такое? Что случилось?

                   Почему звенит звонок?

Дети:          Мы готовы. Стол в порядке.

                    Начинается урок.

Молодцы, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте постараемся, чтобы наша работа им понравилась.

2.Подготовим руки к письму.

3.  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

Первое февраля

Классная работа

Пропишем с вами минутку чистописания

4. Повторение изученного

Я вам буду читать предложения-описания, а вы назовите это одним словом( на доске слова на цветных карточках)

  1. То, без чего пчёлка не сможет летать. (крылья). Запишите, подчеркните пройденную орфограмму.
  2. Самые близкие родственники, живущие вместе, это... (семья)
  3. Домики для пчёл. (ульи)
  4. Симметрически расположенные ряды шестигранных ячеек для хранения мёда в пчелиных ульях. (соты) ( к доске выходит один ученик)

Какое слово из записанных вами лишнее? почему?

Когда пишется разделительный «ь»? (в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

5. Словарная работа

На экране: п.льто, с.обака, х.рошо, м.локо, м.шина, р.бота.

Прочитайте слова, подумайте, какая буква пропущена и запишите словарные слова в тетрадь. Подчеркните пропущенную букву.

Поменяйтесь тетрадями, проверим свою работу, сверив с записью на экране

6. Постановка учебной цели.(слайд 6)

- Из чего состоит наша речь? (из звуков, слогов, слов, предложений)

- Для чего нужны слова? ( для выражения мыслей)

-Ребята, наша речь состоит из слов. Эти слова называются частями речи.

Откройте учебник на с.39. или посмотрите на экран.

Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)

Назовите вопрос, на который отвечают эти слова. (Кто?)

Прочитайте слово-название признака, относящееся к богатырю. (смелый)

Прочитайте слово-название признака, относящееся к Змею Горынычу. (грозный). На какой вопрос они отвечают? Какой? Какая? Какие?

Назовите действия, которые они должны выполнить. (нападать, защищаться)

На какой вопрос они отвечают? (что делать, что сделать, что будет делать?

Прочитайте название раздела. ( ребенок читает ) .

Чему будем учиться в этом разделе учебника?( определять части речи, изучать на какие вопросы они отвечают.)

Откройте учебник на с.40. Разберём упражнение 68. Рассмотрите рисунок. Определите его тему. (помощь животным в зимнее время)

Выполним задания(.Слайд 7 и 8)

Взгляните на эту иллюстрацию, и ,давайте попробуем определить на какие вопросы отвечают слова на этом рисунке.

. Первая категория слова ,которые отвечают на вопрос  КТО? И ЧТО? ,означает сам предмет - называется такая часть речи- имя существительное.

 Вторая категория слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета  –называется такая часть речи – имя прилагательное. Найдем такие слова на картинке.

Третья категория слов ,которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Что будет делать? ,обозначает действие предмета- называется такая часть речи- глагол. Найдём на рисунке.

        Физминутка ( слайд 9)

   7. Обратимся к правилу на стр.40 .Прочтём его. Какой делаем вывод?

Что существуют части речи, какие? На какие вопросы отвечают они?

Что нужно сделать ,чтобы определить ту или иную часть речи? ( задать вопрос и определить часть речи.)

 8.Закрепление изученного

 Рассмотрим таблицу « Части речи».

Прочитаем предложения и определим части речи.

Гроза, лето - имена существительные получили такое название потому, что обозначают предметы, которые существуют в окружающем нас мире.

Лексические значения имён существительных разнообразны.

Имена существительные обозначают: людей, животных, предметы и вещи, явления природы, события, чувства людей.

Ранняя, дождливое - имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему, поэтому эта часть речи так и называется – имя прилагательное.

Имена прилагательные могут обозначать разные признаки: цвет, форму, вкус, размер, запах.

Предвещает - слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать» о том, что любят делать имена существительные назвали глаголами.

9. СЛАЙД 10

Нам на слайде даны слова

10. Составьте предложение из данных слов, расставив их в правильном порядке. СЛАЙД  10

Пчелы, цветами, деревьями, над, вьются, и.

Запишем его.

Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

( Комментирование.)

11.Итог урока

-Что нового мы узнали сегодня на уроке и чему научились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? ( Задать вопрос к слову, определить часть речи)

12. Рефлексия . Посмотрите  на это прекрасный цветок  и выберите себе тот лепесток, который отражает ваше понимание на уроке. Как вы поняли материал ? Что понравилось Вам? Что было трудно?



Предварительный просмотр:

Крылья

Семья

Ульи

Соты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Вы готовы? Стол в порядке? Начинается урок.

Слайд 4

Прочитайте слова, вставьте пропущенную букву и запишите словарные слова в тетрадь: П_льто , с_бака , х_рошо , м_локо , м_шина , р_бота .

Слайд 5

П а льто, с о бака, х о рошо, м о локо, м а шина, р а бота.

Слайд 10

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Пчела, летать, сладкий , вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий, соты, лечебный, опылять.

Слайд 11

Пчёлы, цветами, деревьями, над, вьются, и. Составьте предложение из данных слов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Русский язык.Часть речи - прилагательное. 3 класс.

Отличие части речи - прилагательное от других частей речи....

Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс

Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...

Урок русского языка "ЧАСТИ РЕЧИ", 3 класс

Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, з...

Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...