конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема урока "Корень слова. Как найти корень в слове" . УМК "Школа России". Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как найти корень в слове
Тип урока: ОНЗ.
Результаты деятельности:
а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
б) метапредметные
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .
Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.
Цель: - познакомить с признаками родственных слов
-учить выделять общую часть родственных слов;
-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
-формировать орфографическую зоркость.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям (Подарите гостям самую добрую улыбку)
И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех»
И я вам желаю удачи!
- Что необходимо нам делать для успешной работы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.
- Откройте тетради, запишем число, классная работа.
- Какие орфограммы встретились?
2. Актуализация знаний
а) Чистописание
-Начнем наш урок с минутки чистописания.
-Встаньте дети у кого в начале имени, фамилии встречается звук (с) (Степан, Софья, София, Саша) (Сафонова, Соснина, Самсонова, Сырыгин, Самохин)
-Какой это звук? (согласный, глухой, парный)
-Какой буквой этот звук обозначается на письме? (буквой эс)
- Вот какая нужная буква в нашем классе. Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)
Сегодня пропишем соединения с буквой С.
Сс Са Се Си Ся
-Напишите буквы красиво и правильно
б) контроль и оценка выполнения
-Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.
-Прочитайте слова.
Снежок, морозный, Морозко, снежинка, морозит, снежная, мороз.
- На какую тему слова?
- - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном.
- На какие 3 группы можно разделить слова?
- (Сущ.) Снежок, Морозко, снежинка, мороз
- (Прил.) Морозный, снежная
- (Гл.) морозит
- На какие 2 группы можно разделить слова?
1.Снежок, снежинка, снежная.
2.Морозко, мороз, морозный, морозит
-Почему вы так сделали?
-Как можно назвать такие слова? (однокоренные слова)
- Почему?
-Назовите корень 1 группы слов, 2 группы слов
- Какие слова называются однокоренными?
-Приведите пример своих однокоренных слов.
- Что такое корень слова?
- Что же мы сегодня повторили? (однокоренные слова, корень слова)
- Кто сформулирует тему урока?
Корень слова. Однокоренные слова.
-Чему будем учиться?
-научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.
б) Словарная работа
-Прочитайте слова, запишите в 1 столбик, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
- К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите корень. Запишите во 2 столбик
Орех – ореховый
Береза – березовый
Горох – гороховый
- Что такое корень слова? Как пишется корень в словах?
3.Постановка учебной задачи
-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов
.-Давайте, их откроем сегодня на уроке. Послушайте загадку-шутку.
Вы кто такие?
-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётка Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?
-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
-Алёша сказал, что гусеница - не родственное слово.
-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»
-Вы согласны с Петей? Почему?
-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята - гусиный, гусенок, гуськом, гусак)
- А какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный)
Выделите корень.
-Вы уверены, что корень выделили правильно?
- Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).
-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)
-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).
-Почему корень – главная часть родственных слов? (в ней заключен общий смысл родственных слов)
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково).
- Почему нам было легко находить корень в словах? (было несколько слов)
-Любых слов? (нет, однокоренных слов)
- Я предлагаю найти корень в слове подарок.
- У кого есть варианты ответа?
- В чем возникло затруднение?
- Почему же возникло затруднение? ( У нас нет способа нахождения корня слова)
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Какова цель нашей дальнейшей работы? ( Найти способ нахождения корня в слове)
Составим алгоритм выделения корня в словах. Укажите цифрами (1,2,3,4) последовательность действий при нахождении корня в слове. Работа в группе
…Сравниваю однокоренные слова и выделяю их общую часть.
…Читаю слова. Выясняю его смысл.
…Подбираю к слову родственные (однокоренные слова).
…Обозначаю корень знаком.
Проверка алгоритма.
- Что позволяет делать этот план? (находить корень слова)
-Сделаем вывод: Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.
-Вернемся к слову подарок. Лексическое значение. Подберем однокоренные слова. Сравниваю и выделяю корень.
-Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.75
Физминутка
-Читаю пары слов.
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес - лесник, река – ручей, стена - потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
5.Первичное закрепление
№ 133 с.75
Прочитайте задание
1 ряд выписывает слова с корнем –дал-, 2 ряд с корнем –дол-, 3 ряд с корнем –мир-.
Составим план выполнения:
1.Списать однокоренные слова, выделить корень
2.Объяснить лексическое значение слов
Проверка, прочитайте слова 1 ряд, объясните лексическое значение.
Далёкий - находится на большом расстоянии
Далеко – на дальнем расстоянии
Даль – далёкое место
Издалека – из отдалённого места
Удалить – убрать
-Назовите общую часть в группе слов.
- Как она называется?
- Как называются слова?
Проверка 2 ряд
Дол – то же что и долина
Долина – пространство вдоль реки, удлиненная впадина между горами
Долинный – то же что долина
Проверка 3 ряд
Мир – отсутствие вражды
Мирный – миролюбивый, невраждебный
Мирить – восстанавливать согласие, мирные отношения
Помирить – то же что мирить
- В какой части слова заключен общий смысл?
-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.
-Говорят так: «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное.
№134 с.75 по цепочке 1 ряд
Прочитайте задание
Составим план выполнения
Что сделаем сначала? Что сделаем потом?
Массажист – массаж, модельер – модель, переводчик – перевод, писатель – писать, программист – программа, строитель – строить, футболист – футбол, электрик – электричество, языковед – язык, ведать.
- В какой части слова заключен общий смысл?
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа в паре
Работа по карточкам.
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Лекарство стекло с ложечки.
2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.
3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Вода в реке была уже холодная.
2. Водитель остановил автобус.
3. Водяной распевал песни.
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Белой краской бабушка покрасила стул.
2. На ветке сидела белка.
3. Стены в классе пришлось перебеливать.
Проверка
Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.
-Почему вы выбрали именно эти слова?
Обобщение
-Как называется тема нашего урока?
-Что такое корень слова? (схема)
Корень слова – главная часть слова, общий смысл однокоренных слов, корни пишутся одинаково.
- Как найти корень в слове? ( подобрать однокоренные слова)
Рефлексия
-Какие цели ставили?
-Каких достигли?
-Удалось ли вам участвовать в открытии нового способа?
-Какие задачи мы можем поставить на будущее?
- Оцените свою работу на уроке. ( нарисуйте смайлик и раскрасьте зелёным цветом – если на уроке было все понятно, не было ошибок.
Желтым цветом – если на уроке, были задания, которые вызывали трудность.
Красным цветом – если многое было непонятно.
Д.з № 141 с.78
Дополнительно:
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Придумать сказку про однокоренные слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....