Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Монгуш Айлан Николаевна

открытый урок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок

«Дательный падеж имени существительного»

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории Монгуш А.Н.

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Монгуш Айлан Николаевна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к матери, семье и одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1.  Коммуникативные  УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: задания на дополнительных карточках

Оборудование урока: -  проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданиями;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- демонстрационный материал

- карточки для рефлексии.

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые. Давайте познакомимся -Я Монгуш А.Н., учитель третьеклассников Ч-Б ср. ш.. У нас сегодня ещё и гости. Давайте поприветствуем их. Я вижу, что вы готовы к уроку.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Прочитайте пожалуйста афишу. Мы приглашены на цирковое представление. Сначала давайте поднимем настроение. (музыкальный положит. настрой на урок). Какие хорошенькие животные, правда ребята?

-Рассаживайтесь поудобнее. Представление началось.

- Встречайте зебру! Где обитает зебра в природе? Где вы могли её видеть на дороге? Почему пешеходную дорогу называют зеброй? Мы все должны соблюдать правила дорожного движения, согласны?

Подготовка класса к работе.

Указатель перехода для пешехода

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка 

Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

-Итак, Зебра предлагает вам письменную работу, чтобы перейти к повторению.

  1. Работа в тетрадях.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

-Какую букву будете писать – узнаете из задания. Эта буква в одном из слов обозначает глухой, парный и мягкий звук. Прочитайте эти слова и найдите эту букву.

Дом, семья, забор, дружный (буква с в слове «семья»

Сс                     сС

Сердце матери лучше солнца согреет. 

-Объясните смысл пословицы.

2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.

 (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

сердце

солнце                                        

             

Сердце, солнце – непроизносимые согласные

Проверочные слова

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

2.  Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

                               

- Скажите, какую тему вы изучали  на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

-С какими 2 падежами мы уже познакомились?

- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? А теперь поиграем в игру «Чего не хватает». Этот дом не достроен. Чего не хватает этому дому? Отвечайте со словом «нет»

Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.

Падеж

6

И.п., Р.п..

И.п.

(кто?) (что?)

 (кого?) (чего?)

Предлоги – из, до, с,  у, около, без, от, для, после, вокруг.

(нет трубы, нет крыльца…)

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

-На арену въезжает косолапый Мишка. Помогите ему понять тему нашего урока. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований.

- Прочитайте стишок.

Ты березке   улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!  

Определим падеж выделенных существительных.

Как это сделать?

(на слайде 1 шаг)

(на слайде 2 шаг)

(на слайде 3 шаг)

   

                                                                                           

-Итак, определим падеж 1 слова. Запишем

                            2 слова. Запишем

                      3 слова. Запишем

берёзка                                 березке          

солнышко                     солнышку

друг…                                               другу

Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?

-Назовите тему урока.

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова к существительному

3.По вопросу определить падеж

Улыбнись (чему?) березке -  Д.п.

Обрадуйся (чему?) солнышку -  Д.п.

Протяни (кому?) другу - Д.п.

Дательный падеж

Дательный падеж имени существительного

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

А теперь проведём исследование, чтобы узнать предлоги дательного падежа.

(Читаю вслух)

1. Как хорошо уметь читать!

Не надо к  маме приставать

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

2. Осень!

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

-У меня очень красивые «пятерки». Все мы любим «5» да ребята? Подарите эти пятерки всем в классе, объясняя, почему или за что. Например, я дарю пятерку Аясу, потому что он ….

-Молодцы, я вижу что вы оччень хорошие друзья.

Работа у доски. 1 ученика просят постучать по доске, по столу.

_ Я подошла к кому? К чему?

- Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. А какие виды медведей вы знаете?

-Обещаете узнать новое об этих медведях? Косолапый Мишка вас хвалит ребята.

Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?

-Не знаем.

Приставать (к кому?) к маме

Летят (по чему?) по ветру

Несу (кому?) братику

К, по , -

Белый медведь, бурый медведь, гималайский медведь, медведь гризли, очковый медведь.

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку

- Заполняем сигнальную карточку.

-Проверим

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались?

Дети показывают движения

В дательном падеже.

Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

- На арене цирка выступает Слоненок. Где они живут? Он лопоухий, смешной, хочет познакомиться с вами. Он подружится с вами , ребята, если вы справитесь с его заданием.

1.Индивидуальная работа с тестами.

  1. Дательный падеж отвечает на вопросы

а) кого?что?  б) кто?что?  в) кому?чему?

2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа

а) дам           б)есть      в) нет

3. Найдите предлоги дательного падежа

а) от, под        б) о, об       в) к, по

- Кому трудно, я могу другую работу предложить.

Найди ошибку.

а)родительный падеж отвечает на вопросы где? как?

Б)винительный падеж отвечает на вопросы кого?что?

В)Предложный падеж отвечает на вопросы о ком?о чем?

Г)Творительный падеж отвечает на вопросы кем?чем?

Д)Дательный падеж отвечает на вопросы кому?чему?

В Индии, Африке, реже в Азии.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Работа в парах

Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж.

Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (учитель). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).

Взаимопроверка

-Молодцы! Вы хорошо поработали и у вас есть новый друг. Как нужно обращаться с друзьями?

3. Работа с пословицами

Поиграем в игру «Проверим внимание»

(5) Только трудом держится дом.

(1) Терпенье и труд все перетрут.

(2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда

(3) По труду о человеке судят.

(4) Человек воспевает труд.

-Прочитайте пословицы.

-Что в них общего?

-Определите падеж существительного труд в каждой пословице (устно)

-Какую закономерность вы заметили?

Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего.

Какую пословицу вы записали?

Почему?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Здоровьесберегающие технологии

-Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.

Чтобы зоркими нам быть,

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)

Зорче глазки, чтоб глядели,  

Разотрем их еле – еле.           

 (В течении минуты массажировать  верхние и нижние веки,   не закрывая глаз.)

 Нарисуем большой круг  

 (Глазами  рисовать круг)

  И осмотрим все вокруг   

(влево, вправо)                                             

Глазки влево, глазки вправо,  

Вверх и вниз и все сначала.    

(Поднять глаза вверх, опустить,  повернуть вправо, влево)

Быстро, быстро поморгать,

(Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам нужно дать.

Нарисуем мы подряд

Треугольник, круг, квадрат,  

 ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по  и против часовой стрелки)    

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

Занимательная минутка

А вы знаете ребята, я прочту вам отрывок стихотворения Григория Гаубина «Падежи».

Спросили у Лежебокина

-За что не любишь дательный падеж?

Ответил:

-Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю

давать, делиться чем-нибудь

с друзьями не люблю.

-Как вы думаете, Лежебокин какой мальчик? Среди вас есть такие, как Лежебокин?

Жадный – алчный – словарная работа

 Но вернемся к дательному падежу.

Минутка реллакса

Жадный-алчный

VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

Групповая работа

-А вот перед вами тюлень-жонглёр. Он считает себя самым ловким и умным из всех. А это скромно –самим себя хвалить? Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного»,  Для этого поработаем в группах. Для всех групп подготовлены задания. Какая группа окажется самой дружной и ответственной, посмотрим после работы.

Задание 1 группы.

Подумайте и запишите глаголы, которые очень любит дательный падеж, составьте словосочетания.

Задание 2 группы.

Составить словосочетания с существительными в дательном падеже с предлогами.

Задание 3 группы.

Напишите продолжения сказки.

Жил –был дательный падеж. Он был очень скромным и не любил ни с кем общаться. Однажды случилось чудо…

-Молодцы! Вы показали, что вы тоже умные и ловкие, как тюлени. Они ловко плавают, двигаются в воде. На сушу выходят только для того, чтобы отдохнуть и погреться на солнышке.

 

Самостоятельно выбирают уровень работы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Сверяют по эталону, осуществляют самооценку

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Итак, наш урок подходит к концу. На арену цирка выходит клоун. – Я узнал, говорит он, что вы очень хорошо работали на уроке. Так ли это? А теперь ответьте на мои вопросы:

-Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

-Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

- Что вам на уроке понравилось больше всего?

- Что нового узнали о животных?

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

личностные: самоанализ, самооценка.

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

Домашнее задание.

Упражнение 54 с. 24, а кто хочет получить «5» ещё напишите 2 пословицы или загадки с существительными в дательном падеже.

-Напоследок посмотрим как вы помните фразеологизмы. Выбирайте продолжение фразы фразеологизмами. Сегодня на уроке я… . ( хлопал ушами, слышал краем уха, тяп-ляп, считал ворон, шевелил мозгами, не покладая рук, засучив рукава, в поте лица)

- Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. Спасибо ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....