Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
«Дательный падеж имени существительного»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории Монгуш А.Н.
Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Монгуш Айлан Николаевна
Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»
Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к матери, семье и одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: задания на дополнительных карточках
Оборудование урока: - проектор, презентация к уроку;
- карточки с заданиями;
- сигнальная карточка «Дательный падеж»;
- демонстрационный материал
- карточки для рефлексии.
Технологическая карта урока
Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные д ействия |
I. Организационный момент. Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. | Проверяет готовность класса к работе. Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые. Давайте познакомимся -Я Монгуш А.Н., учитель третьеклассников Ч-Б ср. ш.. У нас сегодня ещё и гости. Давайте поприветствуем их. Я вижу, что вы готовы к уроку. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным? - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Прочитайте пожалуйста афишу. Мы приглашены на цирковое представление. Сначала давайте поднимем настроение. (музыкальный положит. настрой на урок). Какие хорошенькие животные, правда ребята? -Рассаживайтесь поудобнее. Представление началось. - Встречайте зебру! Где обитает зебра в природе? Где вы могли её видеть на дороге? Почему пешеходную дорогу называют зеброй? Мы все должны соблюдать правила дорожного движения, согласны? | Подготовка класса к работе. Указатель перехода для пешехода | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. 1. Орфографическая минутка Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля. | Здоровьесберегающие технологии Наблюдение, работа по алгоритму | -Итак, Зебра предлагает вам письменную работу, чтобы перейти к повторению.
- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. -Начнем урок с орфографической минутки. -Какую букву будете писать – узнаете из задания. Эта буква в одном из слов обозначает глухой, парный и мягкий звук. Прочитайте эти слова и найдите эту букву. Дом, семья, забор, дружный (буква с в слове «семья» Сс сС Сердце матери лучше солнца согреет. -Объясните смысл пословицы. 2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните. (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм) сердце солнце
| Сердце, солнце – непроизносимые согласные Проверочные слова | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания. | Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации. Наглядный метод. Фронтальная работа. |
- Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. -С какими 2 падежами мы уже познакомились? - В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? -С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? А теперь поиграем в игру «Чего не хватает». Этот дом не достроен. Чего не хватает этому дому? Отвечайте со словом «нет» | Имена существительные Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки. Падеж 6 И.п., Р.п.. И.п. (кто?) (что?) (кого?) (чего?) Предлоги – из, до, с, у, около, без, от, для, после, вокруг. (нет трубы, нет крыльца…) | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Наблюдение, метод проблемного обучения. | -На арену въезжает косолапый Мишка. Помогите ему понять тему нашего урока. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований. - Прочитайте стишок. Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно! Определим падеж выделенных существительных. Как это сделать? (на слайде 1 шаг) (на слайде 2 шаг) (на слайде 3 шаг)
-Итак, определим падеж 1 слова. Запишем 2 слова. Запишем 3 слова. Запишем берёзка березке солнышко солнышку друг… другу Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? -Назовите тему урока. | 1.Найти главное слово 2.Задать вопрос от главного слова к существительному 3.По вопросу определить падеж Улыбнись (чему?) березке - Д.п. Обрадуйся (чему?) солнышку - Д.п. Протяни (кому?) другу - Д.п. Дательный падеж Дательный падеж имени существительного | Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие нового знания Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала. | Наглядный метод. Фронтальная работа, работа в парах. Работа по алгоритму. Работа у доски. | Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему? На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? А теперь проведём исследование, чтобы узнать предлоги дательного падежа. (Читаю вслух) 1. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать… Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже. Запишите, подчеркните предлог. (Читаю вслух) 2. Осень! Листья пожелтевшие по ветру летят. Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже. Запишите, подчеркните предлог. -У меня очень красивые «пятерки». Все мы любим «5» да ребята? Подарите эти пятерки всем в классе, объясняя, почему или за что. Например, я дарю пятерку Аясу, потому что он …. -Молодцы, я вижу что вы оччень хорошие друзья. Работа у доски. 1 ученика просят постучать по доске, по столу. _ Я подошла к кому? К чему? - Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. А какие виды медведей вы знаете? -Обещаете узнать новое об этих медведях? Косолапый Мишка вас хвалит ребята. | Дательный падеж от слова «дать», «дарить». Кому? чему? -Не знаем. Приставать (к кому?) к маме Летят (по чему?) по ветру Несу (кому?) братику К, по , - Белый медведь, бурый медведь, гималайский медведь, медведь гризли, очковый медведь. | Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку - Заполняем сигнальную карточку. -Проверим | ||||
Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии | Наклоните голову к правому плечу. Наклоните голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. -К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные? - Как вы догадались? | Дети показывают движения В дательном падеже. Вопросы кому? чему?, предлоги к, по. | Развивающие: установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания, способов действия. | Метод самостоятельной познавательной деятельности | - На арене цирка выступает Слоненок. Где они живут? Он лопоухий, смешной, хочет познакомиться с вами. Он подружится с вами , ребята, если вы справитесь с его заданием. 1.Индивидуальная работа с тестами.
а) кого?что? б) кто?что? в) кому?чему? 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа а) дам б)есть в) нет 3. Найдите предлоги дательного падежа а) от, под б) о, об в) к, по - Кому трудно, я могу другую работу предложить. Найди ошибку. а)родительный падеж отвечает на вопросы где? как? Б)винительный падеж отвечает на вопросы кого?что? В)Предложный падеж отвечает на вопросы о ком?о чем? Г)Творительный падеж отвечает на вопросы кем?чем? Д)Дательный падеж отвечает на вопросы кому?чему? | В Индии, Африке, реже в Азии. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
2. Работа в парах Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж. Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (учитель). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач). Взаимопроверка -Молодцы! Вы хорошо поработали и у вас есть новый друг. Как нужно обращаться с друзьями? | ||||
3. Работа с пословицами Поиграем в игру «Проверим внимание» (5) Только трудом держится дом. (1) Терпенье и труд все перетрут. (2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда (3) По труду о человеке судят. (4) Человек воспевает труд. -Прочитайте пословицы. -Что в них общего? -Определите падеж существительного труд в каждой пословице (устно) -Какую закономерность вы заметили? Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего. Какую пословицу вы записали? Почему? | ||||
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Здоровьесберегающие технологии | -Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз. Чтобы зоркими нам быть, Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.) Зорче глазки, чтоб глядели, Разотрем их еле – еле. (В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.) Нарисуем большой круг (Глазами рисовать круг) И осмотрим все вокруг (влево, вправо) Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и все сначала. (Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево) Быстро, быстро поморгать, (Моргать в течение минуты) Отдых глазкам нужно дать. Нарисуем мы подряд Треугольник, круг, квадрат, ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки) | Развивающие: установка на здоровый образ жизни. | |
Занимательная минутка | А вы знаете ребята, я прочту вам отрывок стихотворения Григория Гаубина «Падежи». Спросили у Лежебокина -За что не любишь дательный падеж? Ответил: -Такой падеж как дательный Я с детства не терплю давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю. -Как вы думаете, Лежебокин какой мальчик? Среди вас есть такие, как Лежебокин? Жадный – алчный – словарная работа Но вернемся к дательному падежу. | Минутка реллакса Жадный-алчный | ||
VI. Включение знаний в систему Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного. | Групповая работа | -А вот перед вами тюлень-жонглёр. Он считает себя самым ловким и умным из всех. А это скромно –самим себя хвалить? Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», Для этого поработаем в группах. Для всех групп подготовлены задания. Какая группа окажется самой дружной и ответственной, посмотрим после работы. Задание 1 группы. Подумайте и запишите глаголы, которые очень любит дательный падеж, составьте словосочетания. Задание 2 группы. Составить словосочетания с существительными в дательном падеже с предлогами. Задание 3 группы. Напишите продолжения сказки. Жил –был дательный падеж. Он был очень скромным и не любил ни с кем общаться. Однажды случилось чудо… -Молодцы! Вы показали, что вы тоже умные и ловкие, как тюлени. Они ловко плавают, двигаются в воде. На сушу выходят только для того, чтобы отдохнуть и погреться на солнышке.
| Самостоятельно выбирают уровень работы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Сверяют по эталону, осуществляют самооценку | ||||
VII. Рефлексия деятельности. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков | Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке | Итак, наш урок подходит к концу. На арену цирка выходит клоун. – Я узнал, говорит он, что вы очень хорошо работали на уроке. Так ли это? А теперь ответьте на мои вопросы: -Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке? -Что вы узнали о существительных в дательном падеже? - Что вам на уроке понравилось больше всего? - Что нового узнали о животных? | Дательный падеж. Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: самоанализ, самооценка. |
- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?). Домашнее задание. Упражнение 54 с. 24, а кто хочет получить «5» ещё напишите 2 пословицы или загадки с существительными в дательном падеже. -Напоследок посмотрим как вы помните фразеологизмы. Выбирайте продолжение фразы фразеологизмами. Сегодня на уроке я… . ( хлопал ушами, слышал краем уха, тяп-ляп, считал ворон, шевелил мозгами, не покладая рук, засучив рукава, в поте лица) - Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. Спасибо ребята, за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....