Адаптированная программа по русскому языку для 5-9 кл. для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку
Материал содержит адаптированную программу по русскому языку для 5-9 кл для обучающихся с ОВЗ, календарно-тематическое планирование по рускому языку для 5-6 кл для учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 104.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Троекурово
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
по русскому языку
для 5 - 9 класса
( лёгкая умственная отсталость )
на 2018 – 2023 учебный год
составила учитель Свинаренко С. А.
с.Троекурово
2020 г.
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ), программы специальных - коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / авторы программ: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М.Бгажнакова / - М. «Просвещение» 2010. Под редакцией И.М.Бгажнаковой. Допущено Министерством образования РФ (Электронный вариант).
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 8 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 9 кл.: учебник для спец. (коррекц) образват. учреждений, VIII вида /- 7-е изд., - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5-9 классов составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: /авторы программ: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнакова/-М. «Просвещение» 2010. Под редакцией И.М. Бгажнаковой. Допущено Министерством Образования РФ (Электронный вариант)
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента и учебному плану школы. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы:
- Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности;
- Закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи рабочей программы:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Коррекционная работа:
- Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия;
- Коррекция пространственной ориентировки;
- Активизация мыслительных процессов: обобщение – синтез;
- Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
- Коррекция внимания (объём, переключаемость);
- Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа рассчитана на 696 уроков с учебной нагрузкой 4 часа в неделю.
- Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с умственной интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданской нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- воспитывающий и развивающий принципы,
- принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значение таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развитий типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположи концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает следующие разделы:
Основные разделы | Пояснение |
Звуки и буквы | В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору . |
Слово | С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и в приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. |
Предложение | Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. |
Связная речь | Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.В 5-9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). |
Графические навыки | формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. |
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на изучение предмета отводится:
5 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
6 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
7 класс – 4 ч. в неделю , 35 учебных недель, 140 часов
8 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
9 класс-- 4 ч. в неделю, 34 учебных недель, 136 часов
Формы организации учебного процесса
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты. Письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах - диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
методы урока
На уроках русского языка используются следующие методы:
словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
практические - упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
урок усвоения новых знаний;
урок применения новых знаний, умений и навыков;
урок контроля знаний и умений;
урок обобщения и систематизации.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра
урок-экскурсия,
практическое занятие,
заочная экскурсия,
урок - путешествие.
На уроках русского языка предусматривается:
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
выполнение практических работ и мини-исследований;
моделирование объектов и процессов;
уроки с элементами исследования
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по письму и развитию речи
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Основные требования к умениям учащихся
5 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40—45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи ( с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст после предварительного разбора изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова ( с помощью учителя);
• учится пользоваться школьным орфографическим словарем с помощьюучителя.
6 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов)
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощьюучителя.
7 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
- писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- находить орфограммы и решать орфографическую задачу;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с предварительный анализом;
- исправлять текст с помощью учителя;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
- решать орфографические задачи, опираясь на таблицу или с помощью учителя.
8 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
- писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
- использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
- определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
- исправлять текст;
- составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
- решать орфографические задачи с помощью учителя.
9 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
- писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
- использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
- определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
- исправлять текст;
- составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
- решать орфографические задачи с помощью учителя.
Контрольно – измерительные материалы
- Итоговые контрольные диктанты в конце каждой четверти.
- Контрольные диктанты с грамматическим заданием или контрольное списывание проводится после изучения каждой темы.
Организуя итоговую ( контрольную) проверку знаний учащихся следует исходить из достигнутого ими минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка письменных работ:
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один бал, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5»- работа выполнена без ошибок
«4» —1-3 ошибки
«3» —4-5 ошибок
«2» —6-8 ошибок
Грамматические задания:
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, повторное написание одного и того же слова;
Специфические ошибки: замена гласных, согласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении предмета «Русский язык» 5 - 9 классы (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русского языка;
- уважительно относиться к родному языку;
- испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающиеся научатся:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (темы текста, основной мысли);
- адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
- способности извлекать информацию из различных источников;
- умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
- способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне (на уроках истории, литературы и др.);
- принимать участие в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; составлять простой план.
- Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты.
- Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты.
- Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой план анализируемого текста.
- Правильно произносить широко употребляемые слова.
- Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа.
- Указывать морфологические признаки изученных частей речи.
- Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять сложный план текста, прогнозировать содержание текста по заголовку, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
- Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи.
- Подробно и сжато пересказывать тексты.
- Определять тему, основную мысль текста.
- Различать части речи, правильно указывать морфологические признаки изученных частей речи.
- Находить орфограммы в морфемах.
- Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета 5 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 140 часов – по 4 часа в неделю
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово. Состав слова», « Части речи», «Предложение»
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс
№ раздела | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
1. Предложение | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. | Уметь различать члены предложения, дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные. | 10 ч |
2. Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Алфавит. | Понятия: Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Гласные ударные и безударные. Алфавит. Словарные слова: космос, свобода, физкультура. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 10 ч |
3. Слово. Состав слова. | Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. Непроизносимые согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ» после приставок | Понятия: Корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Согласные непроизносимые. Приставки и предлоги. Словарные слова: верстак, инструмент, матрос, победа, ракета, природа, болото, география, естествознание, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита, здравствуй, коллекция, столица, остров. | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. Разбирать слово по составу. | 25 ч |
4. Части речи. | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж: кто? что? Родительный падеж: кого? чего? Дательный падеж: кому? чему? Винительный падеж: кого? что? Творительный падеж: кем? чем? Предложный падеж: о ком? о чем? Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных. | Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: равнина, картон, запад, север, веревка, салат, пассажир, грамота, овраг, отряд, железо, металл, бензин, колонна, каникулы, компас. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 74 ч |
5. Предложение | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. | Уметь строить простое распространенное предложение. | 16ч |
6. Повторение | Повторение пройденного 5 ч |
Содержание учебного предмета 6 класс
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.
Звуки и буквы. Текст
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка,суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.
Части речи.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.
Повторение.
Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся –
6 класс
№п/п | Тема | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
111 | Повторение. Предложение. | Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом «И». Знаки препинания при однородных членах. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Словарные слова: фанера. | Уметь различать члены предложения, Дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные, выделять однородные члены предложения. | 7ч |
2. | Звуки и буквы. | Алфавит. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Звонкие и глухие согласные. Слова с разделительным «Ь». | Понятия: Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие. Разделительный мягкий знак. Словарные слова: вокруг. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 8ч |
3. | Слово. Состав слова. | Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс. Окончание. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. Двойные и непроизносимые согласные. Приставка и предлог. Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок. Правописание приставок. | Понятия. Однокоренные слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Приставка и предлог. Словарные слова: мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, телеграмма, середина, договор, выкройка | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов. Разбирать слово по составу. | 12 ч |
4. | Части речи. Имя существительное. | Повторение понятия имени существительного, имени прилагательного, глагола. Значение имени существительного. Род имени существительного. Падеж имени существительного. Правописание падежных окончаний. Склонение имен существительных. Множественное число имен существительных. Именительный и винительный падежи. Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Родительный падеж. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | Понятия: Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Падеж имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: смородина, медаль, кефир, печенье, сметана, шоколад, перрон. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 17ч |
5. | Части речи. Имя прилагательное. | Понятие имени прилагательного. Изменение имен прилагательных по родам. Изменение имен прилагательных по числам. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: оформление поздравительной открытки. Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: заметка в стенгазету. Склонение имен прилагательных женского рода. Родительный, дательный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Творительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Закрепление пройденного материала. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. | Понятия: Имя прилагательное. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Словарные слова: командир, шоссе, сосед, экватор, прекрасный, календарь, апельсин, мандарин, добыча, конфета, сервиз. | Уметь выделять имя прилагательное как части речи. | |
6. | Предложение. | Однородные члены предложения. Сложное предложение. Обращение. Дифференциация простого и сложного предложения. | Понятия: Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Сложное предложение. Обращение. Словарные слова: балкон, фонтан. | Уметь различать предложения простые и сложные. Уметь строить простое распространенное предложение. | 18ч |
7. | Повторение. | 6ч |
Содержание учебного предмета
7 класс
Повторение (9 ч.)
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово (20 ч.)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи.
Имя существительное.(13 ч.) Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное.(16 ч.) Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение.(14 ч.) Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.
Глагол. (24 ч.)Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на –ся (сь).
Предложение(19 ч.)
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь( развитие речи) (9 ч.) (Упражнения даются в процессе изучения всего программного материала)
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение пот личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.(16 ч.)
Содержание учебного предмета 8 класс
Повторение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова.
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Части речи.
Имя существительное.
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения.
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол.
Значение глагола
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться, -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий. Практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственном практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать: - части речи; - наиболее распространенные правила правописания слов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - 8 класс
№ п/п Тема | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1. Повторение. | 10 ч | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. | Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами И, А, НО. | Отличать простое предложение от сложного. Выделять в предложении главные и второстепенные члены. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. |
2. Состав слова. | 11 ч | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с О и А. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Описание картины И. Шевандровой «В сельской библиотеке». | Части слова. Правила правописания. Способы образования сложных слов. | Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Применять правила правописания при письме. Образовывать сложные слова при помощи соединительных гласных ОиЕ. Составлять текст, отражающий содержание картины; правильно строить предложения. |
3. Части речи. | 4 ч На все части речи | Части речи. Отличительные признаки. | ||
4. Имя существительное | 15 ч | Значение имени существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного. Описание картины Б. Кустодиева «Масленица». Сочинение-рассказ по картине Решетникова «Опять двойка». | Грамматические признаки имени существительного. Три склонения имени существительного. Правила правописания существительных с шипящей на конце; правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | Относить слова к определенной грамматической категории. Определять склонение имен существительных. Применять правила правописания при письме и объяснять их. Производить морфологический разбор. |
5. Имя прилагательное | 13 ч | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание. Морфологический разбор имени прилагательного. Сочинение по картине «Поход князя Игоря». | Грамматические признаки имени прилагательного. Правила правописания окончаний имен прилагательных. | Относить слова к определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательному; определять род, число, падеж существительного и связанных с ними прилагательных. Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12 ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа. | Грамматические признаки местоимений. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Изложение. Деловое письмо «Заявление». | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. |
7. Глагол. | 39 ч | Значение глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам и лицам. Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Деловое письмо «Анкета». Сочинение-рассуждение «Мой день рождения». | Грамматические признаки глагола. Время, число, лицо глаголов. Спряжение глаголов. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, род, лицо глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов, применять правило при письме. |
8. Предложение. | 24 ч. | Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами; знаки препинания при однородных членах. Обращение, знаки препинания при обращении. Виды предложений при интонации. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложные предложения с союзными словами, знаки препинания перед ними. Сочинение-описание картины В.Маковского «Свидание». | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности распространенных и нераспространенных предложений. Особенности однородных членов. Правила постановки запятой в предложении с однородными членами. Выделение знаками обращения в предложении. Правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. Виды предложений по интонации. | Выделять главные и второстепенные члены в предложении. Определять однородные члены в предложении, указывать какими частями речи они выражены. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме, объяснять знаки препинания. Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи. |
9. Повторение. | 12 ч | Правописание гласных, согласных, разделительного твердого знака в приставках. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сложные предложения без союзов, с союзами и союзными словами. | Правила правописания приставок. Правила правописания гласных и согласных в корне слова. | Объяснять и применять правила правописания. Чертить схемы предложений. Находить в предложении главные члены. Объяснять и применять правила постановки запятой в сложных предложениях перед союзами и союзными словами. |
Содержание учебного предмета 9 класс
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - 9 класс
№ раздела | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1.Повторение.Предложение | 8ч | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме. |
2. Звуки и буквы. | 6ч | Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. | Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. | Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака. |
3.Состав слова. Текст. 4. Имя существительное. | 9ч 13ч | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. | Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. |
5. Имя прилагательное. | 14ч | Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. | Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. | Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. | Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. |
7. Глагол. | 25ч | Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. | Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. |
8. Наречие. | 11ч | Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. | Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. | Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. |
9. Имя числительное. | 12ч | Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. | Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. | Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. |
10. Части речи. 11. Повторение. | 8ч 8 ч | Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. | Части речи. Грамматические признаки частей речи. | Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Сборник диктантов и изложений 5-9 классы: коррекционное обучение. Т.П.Шабалкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Е.П.Плешакова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. М.Е.Прокопенко. – Волгоград: «Учитель», 2009.
- Коррекция письма на уроках. Практические и тренировочные задания и упражнения Л.В.Зубарева - Волгоград: «Учитель», 2007
- Словари.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5-а класс 68 часов (2 часа в неделю)
по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Наглядность |
Повторение 8 часов | ||||
1 | Предложение. Составление и распространение предложений. Связь слов в предложении. | 1 | схемы | |
2 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | карточки | |
3 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | 1 | схемы | |
4 | Алфавит. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | карточки | |
5 | Мягкость согласных перед гласными е, е, и, ю, я. Разделительный Ь. | 1 | схема | |
6 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | карточки таблица | |
7 | Гласные ударные и безударные. | 1 | ||
8 | Контрольный диктант «Повторение» и работа над ошибками | 1 | ||
Слово 9 ч. Состав слова | ||||
9 | Корень и однокоренные слова. | 1 | Карточки таблица | |
10 | Окончание. Приставка. Суффикс. | 1 | карточки | |
11 | Контрольный диктант «Состав слова» Работа над ошибками | 1 | ||
12 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Карточки таблица | |
13 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | словари | |
14 | Приставка и предлог. | 1 | таблица | |
15 | Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. | 1 | схема | |
16 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» | 1 | иллюстрация | |
17 | Контрольные вопросы и задания | 1 | раздаточный материал | |
Части речи -2 часа | ||||
18-19 | Части речи. | 2 | карточки таблица | |
Имя существительное - 13 часов | ||||
20-21 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 2 | Предметы таблица | |
22 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Карточки таблица | |
23 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | таблица | |
24 | Род имен существительных. | 1 | Карточки таблица | |
25 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | 1 | ||
26 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце | 1 | Карточки таблица | |
27 | Изложение «Дедушка Егор» | 1 | иллюстрация | |
28 | Деловое письмо. Адрес. | 1 | ||
29 | Контрольные вопросы и задания | 1 | Карточки таблица | |
30 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | Карточки таблица | |
31 | Именительный падеж. | 1 | Карточки таблица | |
32 | Родительный падеж | 1 | Карточки таблица | |
3 четверть - 20 ч. | ||||
33 | Дательный падеж. Винительный падеж. | 1 | 14.01 | таблица |
34 | Творительный падеж. Предложный падеж | 1 | 17.01 | Карточки таблица |
35 | Упражнения на закрепление. | 1 | 21.01 | Карточки таблица |
36 | Контрольный диктант по теме «Изменение имён существительных по падежам». Работа над ошибками. | 1 | 24.01 | |
37 | Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | 28.01 | Карточки таблица |
38 | Именительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 31.01 | Карточки таблица |
39 | Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 04.02 | Карточки таблица |
40 | Дательный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 07.02 | карточки таблица |
41 | Винительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 11.02 | карточки таблица |
42 | Творительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 14.02 | карточки |
43 | Предложный падеж имен существительных 1-го склонения | 1 | 18.02 | Карточки таблица |
44 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Ковёр-самолёт» | 1 | 21.02 | иллюстрация |
45 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 25.02 | карточки |
46 | Родительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 28.02 | Карточки таблица |
47 | Дательный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 03.03 | Карточки таблица |
48 | Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 06.03 | Карточки таблица |
49 | Творительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 10.03 | карточки |
50 | Предложный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 13.03 | карточки таблица |
51 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных» | 1 | 17.03 | карточки |
52 | Контрольные вопросы и задания. Изложение «Божья коровка» | 1 | 20.03 | карточки |
4 четверть - 16 час | ||||
53 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | 31.03 | Карточки таблица |
54 | Именительный падеж имен существительных 3-го склонения. | 1 | 03.04 | Карточки таблица |
55 | Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения. | 1 | 07.04 | Карточки таблица |
56 | Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. | 1 | 10.04 | Схемы |
57 | Творительный падеж имен существительных 3-го склонения | 1 | 14.04 | Карточки таблица |
58 | Упражнения на закрепление. | 1 | 17.04 | Карточки таблица |
59 | Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 | 21.04 | иллюстрация |
60 | Контрольные вопросы и задания. | 1 | 24.04 | Карточки таблица |
61 | Контрольный диктант «Три склонения имён существительных» . Работа над ошибками. | 1 | 28.04 | |
Предложение 4 часа | ||||
62 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 28.04 | Карточки таблица |
63 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | 08.05 | карточки |
64 | Однородные члены предложения. | 1 | 12.05 | схемы |
65 | Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками. | 1 | 15.05 | |
Повторение 3 часа | ||||
66 | Состав слова. Приставки и предлоги | 1 | 19.05 | Карточки таблица |
67 | Три склонения имён существительных | 1 | 22.05 | карточки |
68 | Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь». Итоговый урок за учебный год | 1 | 26.05 | иллюстрация |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
6-а класс 68 часов (2 часа в неделю)
по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
№ | Дата | Темы уроков | Кол-во часов | |
по плану | по факту | |||
Повторение(7 часов) | ||||
01.09 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
03.09 | Предложения нераспространённые и распространённые. | 1 | ||
08.09 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
10.09 | Изложение № 1 «Осень» (по упр. 17) | 1 | ||
15.09 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | 1 | ||
17.09 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | ||
22.09 | Контрольный диктант № 1 «Предложение» | 1 | ||
Звуки и буквы(8 часов) | ||||
24.09 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | ||
29.09 | Звуки гласные и согласные. Словарный диктант № 1. | 1 | ||
01.10 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | ||
06.10 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных» | 1 | ||
08.10 | Слова с разделительным ь. | 1 | ||
13.10 | Составление рассказа по картинкам по составленному плану (по упр. 31) | 1 | ||
15.10 | Двойные и непроизносимые согласные. | 1 | ||
20.10 | Контрольный диктант № 2 «Звуки и буквы» | 1 | ||
Слово(12 часов) | ||||
22.10 | Однокоренные слова. | 1 | ||
03.11 | Корень, приставка, суффикс и окончание. | 1 | ||
05.11 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | ||
10.11 | Составление рассказа по опорным словам и данному плану (по упр. 56) | 1 | ||
12.11 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. | 1 | ||
17.11 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Словарный диктант № 2. | 1 | ||
19.11 | Правописание приставок. | 1 | ||
24.11 | Приставка и предлог. | 1 | ||
26.11 | Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес») | 1 | ||
01.12 | Разделительный ъ. | 1 | ||
03.12 | Контрольный диктант № 3 «Состав слова» | 1 | ||
08.12 | Сочинение № 1 по составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности «Был такой случай» | 1 | ||
Части речи (17 часов) | ||||
10.12 | Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. | 1 | ||
15.12 | Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | ||
17.12 | Изложение № 2 «Еж» | 1 | ||
22.12 | Деловое письмо: письмо товарищу (по упр. 151) | 1 | ||
24.12 | Правописание падежных окончаний. Словарный диктант № 3. | 1 | ||
12.01 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | ||
14.01 | Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. | 1 | ||
19.01 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | 1 | ||
21.01 | Изложение № 4 «Зима!» | 1 | ||
26.01 | Контрольный диктант № 4 «Имя существительное» | 1 | ||
28.01 | Понятие об имени прилагательном. | 1 | ||
02.02 | Значение имени прилагательного в речи. | 1 | ||
04.02 | Изложение № 5 «Куликовская битва» (по упр. 219) | 1 | ||
09.02 | Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. | 1 | ||
11.02 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | ||
16.02 | Сочинение № 2 по картине И.Левитана «Март» (по упр. 344) | 1 | ||
18.02 | Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное» | 1 | ||
Предложение (18 часов) | ||||
25.02 | Простое предложение. Словарный диктант № 4. | 1 | ||
02.03 | Простые предложения с однородными членами. | 1 | ||
04.03 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | ||
09.03 | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | ||
11.03 | Сочинение № 3 по картине Б. Кустодиева «Ярмарка» | 1 | ||
16.03 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. | 1 | ||
51 52 | 18.03 18.03 | Сложное предложение. | 2 | |
53 | 30.03 | Деловое письмо: заметка в стенгазету о хороших и плохих поступках детей | 1 | |
54 | 01.04 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | |
55 | 06.04 | Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 | |
56 | 08.04 | Деловое письмо: объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях) | 1 | |
57 58 | 13.04 15.04 | Знаки препинания перед союзами. | 2 | |
59 | 20.04 | Практическое употребление обращения. | 1 | |
60 | 22.04 | Знаки препинания при обращении. | 1 | |
61 | 27.04 | Контрольный диктант № 6 «Предложение» | 1 | |
62 | 29.04 | Работа с деформированным текстом | 1 | |
Повторение (6 часов) | ||||
63 64 | 04.05 06.05 | Звуки и буквы. Состав слова. Словарный диктант № 5. | 2 | |
65 66 | 11.05 13.05 | Имя существительное. Имя прилагательное. Предложение. | 2 | |
67 | 18.05 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |
68 | 20.05 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся...
Адаптированная программа по русскому языку для обучающихся 5 класс
Рабочая программа разработана с учетом документов:-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ;-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обу...
Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образовани...