Адаптированная программа по русскому языку для 5-9 кл. для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку
Материал содержит адаптированную программу по русскому языку для 5-9 кл для обучающихся с ОВЗ, календарно-тематическое планирование по рускому языку для 5-6 кл для учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Троекурово
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
по русскому языку
для 5 - 9 класса
( лёгкая умственная отсталость )
на 2018 – 2023 учебный год
составила учитель Свинаренко С. А.
с.Троекурово
2020 г.
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ), программы специальных - коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / авторы программ: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М.Бгажнакова / - М. «Просвещение» 2010. Под редакцией И.М.Бгажнаковой. Допущено Министерством образования РФ (Электронный вариант).
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 8 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение, 2016.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 9 кл.: учебник для спец. (коррекц) образват. учреждений, VIII вида /- 7-е изд., - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5-9 классов составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: /авторы программ: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнакова/-М. «Просвещение» 2010. Под редакцией И.М. Бгажнаковой. Допущено Министерством Образования РФ (Электронный вариант)
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента и учебному плану школы. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы:
- Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности;
- Закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи рабочей программы:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Коррекционная работа:
- Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия;
- Коррекция пространственной ориентировки;
- Активизация мыслительных процессов: обобщение – синтез;
- Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
- Коррекция внимания (объём, переключаемость);
- Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа рассчитана на 696 уроков с учебной нагрузкой 4 часа в неделю.
- Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с умственной интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданской нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- воспитывающий и развивающий принципы,
- принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значение таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развитий типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположи концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает следующие разделы:
Основные разделы | Пояснение |
Звуки и буквы | В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору . |
Слово | С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и в приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. |
Предложение | Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. |
Связная речь | Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.В 5-9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). |
Графические навыки | формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. |
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на изучение предмета отводится:
5 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
6 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
7 класс – 4 ч. в неделю , 35 учебных недель, 140 часов
8 класс – 4 ч. в неделю, 35 учебных недель, 140 часов
9 класс-- 4 ч. в неделю, 34 учебных недель, 136 часов
Формы организации учебного процесса
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты. Письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах - диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
методы урока
На уроках русского языка используются следующие методы:
словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
практические - упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
урок усвоения новых знаний;
урок применения новых знаний, умений и навыков;
урок контроля знаний и умений;
урок обобщения и систематизации.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра
урок-экскурсия,
практическое занятие,
заочная экскурсия,
урок - путешествие.
На уроках русского языка предусматривается:
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
выполнение практических работ и мини-исследований;
моделирование объектов и процессов;
уроки с элементами исследования
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по письму и развитию речи
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Основные требования к умениям учащихся
5 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40—45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи ( с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст после предварительного разбора изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова ( с помощью учителя);
• учится пользоваться школьным орфографическим словарем с помощьюучителя.
6 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов)
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощьюучителя.
7 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
- писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- находить орфограммы и решать орфографическую задачу;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с предварительный анализом;
- исправлять текст с помощью учителя;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
- решать орфографические задачи, опираясь на таблицу или с помощью учителя.
8 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
- писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
- использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
- определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
- исправлять текст;
- составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
- решать орфографические задачи с помощью учителя.
9 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
- писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
- использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
- определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
- исправлять текст;
- составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
- решать орфографические задачи с помощью учителя.
Контрольно – измерительные материалы
- Итоговые контрольные диктанты в конце каждой четверти.
- Контрольные диктанты с грамматическим заданием или контрольное списывание проводится после изучения каждой темы.
Организуя итоговую ( контрольную) проверку знаний учащихся следует исходить из достигнутого ими минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка письменных работ:
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один бал, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5»- работа выполнена без ошибок
«4» —1-3 ошибки
«3» —4-5 ошибок
«2» —6-8 ошибок
Грамматические задания:
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, повторное написание одного и того же слова;
Специфические ошибки: замена гласных, согласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении предмета «Русский язык» 5 - 9 классы (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русского языка;
- уважительно относиться к родному языку;
- испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающиеся научатся:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (темы текста, основной мысли);
- адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
- способности извлекать информацию из различных источников;
- умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
- способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне (на уроках истории, литературы и др.);
- принимать участие в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; составлять простой план.
- Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты.
- Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты.
- Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой план анализируемого текста.
- Правильно произносить широко употребляемые слова.
- Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа.
- Указывать морфологические признаки изученных частей речи.
- Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять сложный план текста, прогнозировать содержание текста по заголовку, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
- Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи.
- Подробно и сжато пересказывать тексты.
- Определять тему, основную мысль текста.
- Различать части речи, правильно указывать морфологические признаки изученных частей речи.
- Находить орфограммы в морфемах.
- Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета 5 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 140 часов – по 4 часа в неделю
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово. Состав слова», « Части речи», «Предложение»
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс
№ раздела | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
1. Предложение | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. | Уметь различать члены предложения, дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные. | 10 ч |
2. Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Алфавит. | Понятия: Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Гласные ударные и безударные. Алфавит. Словарные слова: космос, свобода, физкультура. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 10 ч |
3. Слово. Состав слова. | Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. Непроизносимые согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ» после приставок | Понятия: Корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Согласные непроизносимые. Приставки и предлоги. Словарные слова: верстак, инструмент, матрос, победа, ракета, природа, болото, география, естествознание, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита, здравствуй, коллекция, столица, остров. | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. Разбирать слово по составу. | 25 ч |
4. Части речи. | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж: кто? что? Родительный падеж: кого? чего? Дательный падеж: кому? чему? Винительный падеж: кого? что? Творительный падеж: кем? чем? Предложный падеж: о ком? о чем? Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных. | Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: равнина, картон, запад, север, веревка, салат, пассажир, грамота, овраг, отряд, железо, металл, бензин, колонна, каникулы, компас. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 74 ч |
5. Предложение | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. | Уметь строить простое распространенное предложение. | 16ч |
6. Повторение | Повторение пройденного 5 ч |
Содержание учебного предмета 6 класс
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.
Звуки и буквы. Текст
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка,суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.
Части речи.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.
Повторение.
Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся –
6 класс
№п/п | Тема | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
111 | Повторение. Предложение. | Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом «И». Знаки препинания при однородных членах. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Словарные слова: фанера. | Уметь различать члены предложения, Дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные, выделять однородные члены предложения. | 7ч |
2. | Звуки и буквы. | Алфавит. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Звонкие и глухие согласные. Слова с разделительным «Ь». | Понятия: Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие. Разделительный мягкий знак. Словарные слова: вокруг. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 8ч |
3. | Слово. Состав слова. | Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс. Окончание. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. Двойные и непроизносимые согласные. Приставка и предлог. Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок. Правописание приставок. | Понятия. Однокоренные слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Приставка и предлог. Словарные слова: мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, телеграмма, середина, договор, выкройка | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов. Разбирать слово по составу. | 12 ч |
4. | Части речи. Имя существительное. | Повторение понятия имени существительного, имени прилагательного, глагола. Значение имени существительного. Род имени существительного. Падеж имени существительного. Правописание падежных окончаний. Склонение имен существительных. Множественное число имен существительных. Именительный и винительный падежи. Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Родительный падеж. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | Понятия: Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Падеж имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: смородина, медаль, кефир, печенье, сметана, шоколад, перрон. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 17ч |
5. | Части речи. Имя прилагательное. | Понятие имени прилагательного. Изменение имен прилагательных по родам. Изменение имен прилагательных по числам. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: оформление поздравительной открытки. Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: заметка в стенгазету. Склонение имен прилагательных женского рода. Родительный, дательный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Творительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Закрепление пройденного материала. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. | Понятия: Имя прилагательное. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Словарные слова: командир, шоссе, сосед, экватор, прекрасный, календарь, апельсин, мандарин, добыча, конфета, сервиз. | Уметь выделять имя прилагательное как части речи. | |
6. | Предложение. | Однородные члены предложения. Сложное предложение. Обращение. Дифференциация простого и сложного предложения. | Понятия: Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Сложное предложение. Обращение. Словарные слова: балкон, фонтан. | Уметь различать предложения простые и сложные. Уметь строить простое распространенное предложение. | 18ч |
7. | Повторение. | 6ч |
Содержание учебного предмета
7 класс
Повторение (9 ч.)
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово (20 ч.)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи.
Имя существительное.(13 ч.) Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное.(16 ч.) Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение.(14 ч.) Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.
Глагол. (24 ч.)Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на –ся (сь).
Предложение(19 ч.)
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь( развитие речи) (9 ч.) (Упражнения даются в процессе изучения всего программного материала)
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение пот личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.(16 ч.)
Содержание учебного предмета 8 класс
Повторение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова.
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Части речи.
Имя существительное.
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения.
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол.
Значение глагола
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться, -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий. Практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственном практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать: - части речи; - наиболее распространенные правила правописания слов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - 8 класс
№ п/п Тема | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1. Повторение. | 10 ч | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. | Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами И, А, НО. | Отличать простое предложение от сложного. Выделять в предложении главные и второстепенные члены. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. |
2. Состав слова. | 11 ч | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с О и А. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Описание картины И. Шевандровой «В сельской библиотеке». | Части слова. Правила правописания. Способы образования сложных слов. | Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Применять правила правописания при письме. Образовывать сложные слова при помощи соединительных гласных ОиЕ. Составлять текст, отражающий содержание картины; правильно строить предложения. |
3. Части речи. | 4 ч На все части речи | Части речи. Отличительные признаки. | ||
4. Имя существительное | 15 ч | Значение имени существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного. Описание картины Б. Кустодиева «Масленица». Сочинение-рассказ по картине Решетникова «Опять двойка». | Грамматические признаки имени существительного. Три склонения имени существительного. Правила правописания существительных с шипящей на конце; правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | Относить слова к определенной грамматической категории. Определять склонение имен существительных. Применять правила правописания при письме и объяснять их. Производить морфологический разбор. |
5. Имя прилагательное | 13 ч | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание. Морфологический разбор имени прилагательного. Сочинение по картине «Поход князя Игоря». | Грамматические признаки имени прилагательного. Правила правописания окончаний имен прилагательных. | Относить слова к определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательному; определять род, число, падеж существительного и связанных с ними прилагательных. Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12 ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа. | Грамматические признаки местоимений. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Изложение. Деловое письмо «Заявление». | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. |
7. Глагол. | 39 ч | Значение глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам и лицам. Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Деловое письмо «Анкета». Сочинение-рассуждение «Мой день рождения». | Грамматические признаки глагола. Время, число, лицо глаголов. Спряжение глаголов. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, род, лицо глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов, применять правило при письме. |
8. Предложение. | 24 ч. | Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами; знаки препинания при однородных членах. Обращение, знаки препинания при обращении. Виды предложений при интонации. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложные предложения с союзными словами, знаки препинания перед ними. Сочинение-описание картины В.Маковского «Свидание». | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности распространенных и нераспространенных предложений. Особенности однородных членов. Правила постановки запятой в предложении с однородными членами. Выделение знаками обращения в предложении. Правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. Виды предложений по интонации. | Выделять главные и второстепенные члены в предложении. Определять однородные члены в предложении, указывать какими частями речи они выражены. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме, объяснять знаки препинания. Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи. |
9. Повторение. | 12 ч | Правописание гласных, согласных, разделительного твердого знака в приставках. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сложные предложения без союзов, с союзами и союзными словами. | Правила правописания приставок. Правила правописания гласных и согласных в корне слова. | Объяснять и применять правила правописания. Чертить схемы предложений. Находить в предложении главные члены. Объяснять и применять правила постановки запятой в сложных предложениях перед союзами и союзными словами. |
Содержание учебного предмета 9 класс
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - 9 класс
№ раздела | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1.Повторение.Предложение | 8ч | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме. |
2. Звуки и буквы. | 6ч | Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. | Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. | Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака. |
3.Состав слова. Текст. 4. Имя существительное. | 9ч 13ч | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. | Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. |
5. Имя прилагательное. | 14ч | Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. | Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. | Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. | Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. |
7. Глагол. | 25ч | Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. | Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. |
8. Наречие. | 11ч | Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. | Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. | Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. |
9. Имя числительное. | 12ч | Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. | Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. | Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. |
10. Части речи. 11. Повторение. | 8ч 8 ч | Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. | Части речи. Грамматические признаки частей речи. | Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Сборник диктантов и изложений 5-9 классы: коррекционное обучение. Т.П.Шабалкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Е.П.Плешакова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
- Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. М.Е.Прокопенко. – Волгоград: «Учитель», 2009.
- Коррекция письма на уроках. Практические и тренировочные задания и упражнения Л.В.Зубарева - Волгоград: «Учитель», 2007
- Словари.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5-а класс 68 часов (2 часа в неделю)
по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Наглядность |
Повторение 8 часов | ||||
1 | Предложение. Составление и распространение предложений. Связь слов в предложении. | 1 | схемы | |
2 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | карточки | |
3 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | 1 | схемы | |
4 | Алфавит. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | карточки | |
5 | Мягкость согласных перед гласными е, е, и, ю, я. Разделительный Ь. | 1 | схема | |
6 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | карточки таблица | |
7 | Гласные ударные и безударные. | 1 | ||
8 | Контрольный диктант «Повторение» и работа над ошибками | 1 | ||
Слово 9 ч. Состав слова | ||||
9 | Корень и однокоренные слова. | 1 | Карточки таблица | |
10 | Окончание. Приставка. Суффикс. | 1 | карточки | |
11 | Контрольный диктант «Состав слова» Работа над ошибками | 1 | ||
12 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Карточки таблица | |
13 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | словари | |
14 | Приставка и предлог. | 1 | таблица | |
15 | Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. | 1 | схема | |
16 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» | 1 | иллюстрация | |
17 | Контрольные вопросы и задания | 1 | раздаточный материал | |
Части речи -2 часа | ||||
18-19 | Части речи. | 2 | карточки таблица | |
Имя существительное - 13 часов | ||||
20-21 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 2 | Предметы таблица | |
22 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Карточки таблица | |
23 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | таблица | |
24 | Род имен существительных. | 1 | Карточки таблица | |
25 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | 1 | ||
26 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце | 1 | Карточки таблица | |
27 | Изложение «Дедушка Егор» | 1 | иллюстрация | |
28 | Деловое письмо. Адрес. | 1 | ||
29 | Контрольные вопросы и задания | 1 | Карточки таблица | |
30 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | Карточки таблица | |
31 | Именительный падеж. | 1 | Карточки таблица | |
32 | Родительный падеж | 1 | Карточки таблица | |
3 четверть - 20 ч. | ||||
33 | Дательный падеж. Винительный падеж. | 1 | 14.01 | таблица |
34 | Творительный падеж. Предложный падеж | 1 | 17.01 | Карточки таблица |
35 | Упражнения на закрепление. | 1 | 21.01 | Карточки таблица |
36 | Контрольный диктант по теме «Изменение имён существительных по падежам». Работа над ошибками. | 1 | 24.01 | |
37 | Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | 28.01 | Карточки таблица |
38 | Именительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 31.01 | Карточки таблица |
39 | Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 04.02 | Карточки таблица |
40 | Дательный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 07.02 | карточки таблица |
41 | Винительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 11.02 | карточки таблица |
42 | Творительный падеж имен существительных 1-го склонения. | 1 | 14.02 | карточки |
43 | Предложный падеж имен существительных 1-го склонения | 1 | 18.02 | Карточки таблица |
44 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Ковёр-самолёт» | 1 | 21.02 | иллюстрация |
45 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 25.02 | карточки |
46 | Родительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 28.02 | Карточки таблица |
47 | Дательный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 03.03 | Карточки таблица |
48 | Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 06.03 | Карточки таблица |
49 | Творительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 10.03 | карточки |
50 | Предложный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | 13.03 | карточки таблица |
51 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных» | 1 | 17.03 | карточки |
52 | Контрольные вопросы и задания. Изложение «Божья коровка» | 1 | 20.03 | карточки |
4 четверть - 16 час | ||||
53 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | 31.03 | Карточки таблица |
54 | Именительный падеж имен существительных 3-го склонения. | 1 | 03.04 | Карточки таблица |
55 | Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения. | 1 | 07.04 | Карточки таблица |
56 | Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. | 1 | 10.04 | Схемы |
57 | Творительный падеж имен существительных 3-го склонения | 1 | 14.04 | Карточки таблица |
58 | Упражнения на закрепление. | 1 | 17.04 | Карточки таблица |
59 | Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 | 21.04 | иллюстрация |
60 | Контрольные вопросы и задания. | 1 | 24.04 | Карточки таблица |
61 | Контрольный диктант «Три склонения имён существительных» . Работа над ошибками. | 1 | 28.04 | |
Предложение 4 часа | ||||
62 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 28.04 | Карточки таблица |
63 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | 08.05 | карточки |
64 | Однородные члены предложения. | 1 | 12.05 | схемы |
65 | Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками. | 1 | 15.05 | |
Повторение 3 часа | ||||
66 | Состав слова. Приставки и предлоги | 1 | 19.05 | Карточки таблица |
67 | Три склонения имён существительных | 1 | 22.05 | карточки |
68 | Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь». Итоговый урок за учебный год | 1 | 26.05 | иллюстрация |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
6-а класс 68 часов (2 часа в неделю)
по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение, 2014
№ | Дата | Темы уроков | Кол-во часов | |
по плану | по факту | |||
Повторение(7 часов) | ||||
01.09 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
03.09 | Предложения нераспространённые и распространённые. | 1 | ||
08.09 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
10.09 | Изложение № 1 «Осень» (по упр. 17) | 1 | ||
15.09 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | 1 | ||
17.09 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | ||
22.09 | Контрольный диктант № 1 «Предложение» | 1 | ||
Звуки и буквы(8 часов) | ||||
24.09 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | ||
29.09 | Звуки гласные и согласные. Словарный диктант № 1. | 1 | ||
01.10 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | ||
06.10 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных» | 1 | ||
08.10 | Слова с разделительным ь. | 1 | ||
13.10 | Составление рассказа по картинкам по составленному плану (по упр. 31) | 1 | ||
15.10 | Двойные и непроизносимые согласные. | 1 | ||
20.10 | Контрольный диктант № 2 «Звуки и буквы» | 1 | ||
Слово(12 часов) | ||||
22.10 | Однокоренные слова. | 1 | ||
03.11 | Корень, приставка, суффикс и окончание. | 1 | ||
05.11 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | ||
10.11 | Составление рассказа по опорным словам и данному плану (по упр. 56) | 1 | ||
12.11 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. | 1 | ||
17.11 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Словарный диктант № 2. | 1 | ||
19.11 | Правописание приставок. | 1 | ||
24.11 | Приставка и предлог. | 1 | ||
26.11 | Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес») | 1 | ||
01.12 | Разделительный ъ. | 1 | ||
03.12 | Контрольный диктант № 3 «Состав слова» | 1 | ||
08.12 | Сочинение № 1 по составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности «Был такой случай» | 1 | ||
Части речи (17 часов) | ||||
10.12 | Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. | 1 | ||
15.12 | Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | ||
17.12 | Изложение № 2 «Еж» | 1 | ||
22.12 | Деловое письмо: письмо товарищу (по упр. 151) | 1 | ||
24.12 | Правописание падежных окончаний. Словарный диктант № 3. | 1 | ||
12.01 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | ||
14.01 | Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. | 1 | ||
19.01 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | 1 | ||
21.01 | Изложение № 4 «Зима!» | 1 | ||
26.01 | Контрольный диктант № 4 «Имя существительное» | 1 | ||
28.01 | Понятие об имени прилагательном. | 1 | ||
02.02 | Значение имени прилагательного в речи. | 1 | ||
04.02 | Изложение № 5 «Куликовская битва» (по упр. 219) | 1 | ||
09.02 | Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. | 1 | ||
11.02 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | ||
16.02 | Сочинение № 2 по картине И.Левитана «Март» (по упр. 344) | 1 | ||
18.02 | Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное» | 1 | ||
Предложение (18 часов) | ||||
25.02 | Простое предложение. Словарный диктант № 4. | 1 | ||
02.03 | Простые предложения с однородными членами. | 1 | ||
04.03 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | ||
09.03 | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | ||
11.03 | Сочинение № 3 по картине Б. Кустодиева «Ярмарка» | 1 | ||
16.03 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. | 1 | ||
51 52 | 18.03 18.03 | Сложное предложение. | 2 | |
53 | 30.03 | Деловое письмо: заметка в стенгазету о хороших и плохих поступках детей | 1 | |
54 | 01.04 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | |
55 | 06.04 | Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 | |
56 | 08.04 | Деловое письмо: объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях) | 1 | |
57 58 | 13.04 15.04 | Знаки препинания перед союзами. | 2 | |
59 | 20.04 | Практическое употребление обращения. | 1 | |
60 | 22.04 | Знаки препинания при обращении. | 1 | |
61 | 27.04 | Контрольный диктант № 6 «Предложение» | 1 | |
62 | 29.04 | Работа с деформированным текстом | 1 | |
Повторение (6 часов) | ||||
63 64 | 04.05 06.05 | Звуки и буквы. Состав слова. Словарный диктант № 5. | 2 | |
65 66 | 11.05 13.05 | Имя существительное. Имя прилагательное. Предложение. | 2 | |
67 | 18.05 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |
68 | 20.05 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711219-1447787400.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1021373-1522144325.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1021373-1522144325.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748231-1454522228.jpg)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-1370865-1639129379.jpg)
Адаптированная программа по русскому языку для обучающихся 5 класс
Рабочая программа разработана с учетом документов:-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ;-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-276997-1376303445.jpg)
Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образовани...