ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Русскому языку- 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! -Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник, пенал. -Начинаем наш урок с повторения правил посадки. -Как же нужно правильно сидеть ученикам? (Рассказывают стих) | Приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места. | Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку. |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений | Пальчиковая гимнастика.
| - Сейчас мы с вами разомнём наши пальчики, подготовим руки к письму. Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.) Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.) Воробью, (Разогнуть указательный палец.) Синичке, (Разогнуть средний палец.) Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.) Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.) Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) | Осуществляет подготовку руки к работе. | Повторяют движения за учителем. |
Оформление рабочей страницы в тетради. | - Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки вниз от последней работы. С красной строки запишите число, сегодня у нас «шестое февраля». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква «с», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а». | Контролирует оформление рабочей стр. тетради. | Оформляют страницу в рабочей тетради. | |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами. | -Сл.1 -Урок начинаем с минутки чистописания. Букву для чистописания вы определите сами, отгадав загадку: Яблочко растёт на ветке, Его любят наши детки. Яблочко люблю и я - С ним запомню букву ... (Я) -О какой букве идет речь в стихотворении? (о букве я) -Это заглавная буква Я в соединении со строчной буквой я. -Из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Заглавная буква Я состоит из трех элементов: переднего овала и двух прямых наклонных линий с закруглением внизу) -Из каких элементов состоит строчная буква я? (Строчная буква я состоит из трех элементов: переднего овала и двух прямых наклонных линий с закруглением внизу) -Определите вид соединения между буквосочетанием Яя? (Нижнее) -Пропишите соединения букв Яя в тетради до конца строки, соблюдая расстояние и наклон. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Синтаксический и орфографический разбор предложения | -На следующей строке спишите предложение с доски. (Яблоко от яблони недалеко падает. с комментированием, выделяя орфограммы). (Это пословица) -Как вы понимаете смысл данной пословицы? (смысл данной пословицы заключается в том, что дети склонны совершать те же поступки, что и их родители, имеют схожие черты характера, манеры поведения, взгляды на жизнь). -Найдите грамматическую основу предложения. -Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое.) -Найдите подлежащее в предложении. -О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о яблоке, что? яблоко- это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным). -Что говорится о яблоке? (яблоко что делаает? падает- это сказуемое, подчеркнем двумя чертами, выражено глаголом). -Грамматическая основа предложения яблоко падает. -Найдите второстепенные члены предложения. -Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения? (нет) -Задайте вопрос от сказуемого к второстепенным членам предложения? (падает (куда?) недалеко, это обстоятельство, выраженное наречием, подчеркнем пунктир точка). -Недалеко (от чего?) от яблони - это дополнение, выраженное именем существительным, подчеркнем пунктирной линией. -Охарактеризуйте это предложение? -Какое оно по цели высказывания? (Повествовательное) -Какое оно по интонации? (Невосклицательное) -Какое оно по наличию главных и второстепенных членов предложения? (Распространенное) -Какое оно по наличию грамматических основ? (Простое) (Повест., невосклиц., распрост., простое). | Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. | |
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов) | -Повторим ранее изученные словарные слова. -Запишите слово «Словарь» с большой буквы, поставьте двоеточие. Сейчас, ребята, вы будете отгадывать загадки, а ответом будут изученные словарные слова. -Сл.2 Вот обувка для ноги До колен они, из кожи На чулки чуть- чуть похожи С каблуками ...(Сапог) Сапог - в слове сапог ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву а, непроверяемую ударением. На конце напишем букву г, это парная согласная на конце слова, проверочное слово сапоги. -Сл.3 Он огромный, городской Часто он с большой трубой. Здесь машины собирают Или нефть перегоняют. (Завод) Завод - в слове завод ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву а, непроверяемую ударением. На конце напишем букву д, это парная согласная на конце слова, проверочное слово заводы. -Сл.4 Друг за другом по порядку Морковь - в слове морковь ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением. На конце слова перед мягким знаком напишем букву в, это парная согласная на конце слова, проверочное слово морковный, морковочка. -Сл.5 В небе вы не замечали? Месяц- в слове месяц ударение падает на первый слог на гласную е, во втором слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную я в корне слова. -Сл.6 Чьи рисунки на окне? Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка …(Мороз) Мороз - в слове мороз ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о , непроверяемую ударением. На конце напишем букву з, это парная согласная на конце слова, проверочное слово морозный, морозец. -Запишите слова с комментированием, подчеркните орфограммы в словах, поставьте ударение. (с…пог, з…вод, м…рковь, м...сяц, м … роз.) | Формулирует учебную задачу, контролирует ее выполнение. | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически. | |
Знакомство с новым словарным словом. | - А теперь мы познакомимся с новыми словами. -Послушайте загадки и отгадайте новые словарные слова. -Сл.7 Начинает календарь Месяц с именем … (Январь) -Что такое январь? (январь-зимний месяц) - Произнесите слово «январь» орфоэпически (как слышим-[й’инвар’]) - Произнесите слово орфографически (как пишем- январь) - Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 2 слога) - На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную а) - Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную я? (нет, не можем) Обобщение: в слове январь ударение падает на второй слог, на гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную а непроверяемую ударением. -Запишите слово январь в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. -Сл.8 Все мы знаем, у него Двадцать восемь дней всего! Високосный год придет И добавку принесет! (Февраль) - Ребята, а что такое февраль? (зимний месяц) - Произнесите слово «февраль» орфоэпически (как слышим-[ф’иврал’]) - Произнесите слово орфографически (как пишем- февраль) - Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 2 слога) - На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную а) - Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную е? (нет, не можем) Обобщение: в слове февраль ударение падает на второй слог на гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную е непроверяемую ударением. -Запишите новое словарное слово в словарь. | Проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом. | Читают новое словарное слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | - Откройте свои учебники на странице 44-ой. - Посмотрите на предметные картинки. - Назовите то, что изображено на предметных картинках? (яблоко, машина, девочка, ролики, сорока, чашка, карандаш, пенал, заяц, обезьяна, молоток, птица, капуста) - Определите, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают предметы) - Задавайте вопросы к каждому слову. - Назовите сначала слова, отвечающие на вопрос «кто»? (девочка, сорока, заяц, обезьяна, птица) - Назовите слова, отвечающие на вопрос «что»? (яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста) - Определите, что обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто»? (Слова, отвечающие на вопрос «кто?» обозначают людей и животных) - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что?» (Слова, отвечающие на вопрос «что?» обозначают предметы) -А как называются слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что? (имена существительные) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Решают проблемную ситуацию |
Определение темы и задач урока. | -Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Имя существительное) - Тема нашего урока «Что такое имя существительное?» -Какие задачи поставим перед собой? -Узнаем, что такое имя существительное. -Научиться распознавать имя существительное по значению и по вопросам (кто? что?). -Научимся объяснять значение имён существительных в речи. -Приводить примеры слов — имён существительных. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
IV. Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Открытие нового знания | - Посмотрите на упражнение 75-ое. - Прочитайте слова (учитель, школьник, верблюд, земляника, платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина) - Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «что?»? (земляника, платье, ромашка, пальто, костюм, шляпа, осина) - Прочитайте эти слова. - На какие вопросы отвечают данные слова, что они обозначают? (Слова обозначают предметы, растения, одежду) - Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?»? (учитель, школьник, верблюд, пчела, ребята, окунь, врач) Прочитайте эти слова. - На какие вопросы отвечают данные слова, что они обозначают? (Обозначают людей, животных, насекомых) - Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению на следующие группы: люди, животные, растения, одежда. - Какие слова относятся к группе «люди»? (учитель, школьник, ребята, врач) - Объясните лексическое значение данных слов. - Какие слова относятся к группе «животные»? (верблюд, пчела, окунь) Объясните лексическое значение данных слов. - Какие слова относятся к группе «растения»? (земляника, ромашка, осина) Объясните лексическое значение данных слов. - Какие слова относятся к группе «одежда»? (платье, пальто, костюм, шляпа) - Объясните лексическое значение данных слов. - Запишите упражнение №75. - Запишите группы слов у себя в тетради. Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Знакомство с правилом (учебник) | -Подтвердим наш вывод, познакомившись с правилом. -Прочитайте правило на странице 45-ой. -Что такое имя существительное? -Что обозначает имя существительное? (предмет) -На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?) -Приведите примеры имен существительных. | Знакомит с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры | Читают правило вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | |
Упр. 76, с. 45 (Под рук. учителя, коллективно) | -Выполним упр.76 на стр. 45-ой. -Прочитайте задание к упражнению. -Что необходимо сделать в этом упражнении? (прочитать пословицы, объяснить их значение) -Месяц январь-зимы государь. (Январь - начало нового года, потому государь). -Январь-весне дедушка. (Февраль - отец, январь - дедушка.) -Январю - морозы, февралю - метели. (Январь славится крещенскими морозами, февраль - снежными метелями.) -Обратите внимание на выделенные слова. -Что они обозначают? (они обозначают имена существительные) -Измените эти слова таким образом, чтобы они отвечали на вопрос «что?». (Что? зима, весна, январь, февраль). -Спишите любую пословицу, подчеркните в ней имена существительные. -Месяц январь - зимы государь. Вывод: имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме, весне; (о чем?) о зиме, о весне. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
ФИЗМИНУТКА | - Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт. Буратино - потянулся, (Потягиваются) Раз - нагнулся, (Делают наклон вперед) Два – нагнулся, (Делают наклон вперед) Руки в стороны развёл, (Разводят руки в стороны) Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо Нужно на носочки встать. (Встают на носочки) | Осуществляет профилактику переутомления | Повторяют упражнения за учителем | |
V.Закрепление изученного Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал. | Упр. 77, стр.46. (самостоятельно) | -Выполним упр.77 на стр. 46-ой. -Прочитайте задание к упражнению. -Что необходимо сделать в этом упражнении? (списать, подчеркнуть имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос что?). -Какие слова в стихотворении имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»? (вьюга, пурга). -Вьюга, снежная пурга, Проверка: -Вьюга, снежная пурга, Вывод: часть речи, которая отвечают на вопросы кто? что?, называются имена существительными. | Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний, следит за выполнением упражнения, помогает учащимся, задает вопросы. | Выполняют упражнение, вставляю пропущенные буквы, объясняют орфограммы, отвечают на вопросы. |
Самостоятельная работа. | -Посмотрите внимательно на слайд. -Сл.9 -Прочитайте слова (девочка, месяц, стол, сорока, пенал, сосна, ворона, корова, ракета, завод, заяц, птица) -Первому варианту необходимо записать в тетрадь слова, которые отвечают на вопрос кто?, второму варианту слова, которые отвечают на вопрос что?. -Проверка: 1 вариант: девочка, сорока, ворона, корова, заяц, птица. 2 вариант: месяц, стол, пенал, сосна, ракета, завод. -Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляник, осина, заяц - это имена существительные. | Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию. | Демонстрируют достижение планируемых результатов обучения. | |
VI. Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Обобщающая беседа. | -Какую часть речи вы научились распознавать? (имя существительное) -Все ли вам было понятно? -Какое задание вам было интересно выполнять? -Какое задание вызвало затруднение?
| Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |
Домашнее задание | -Вам необходимо выполнить упражнение 78 на странице 46-ой. -Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание. | |
Рефлексия, выставление оценок. | -Ребята если вам понравился урок и было интересно поднимите руки вверх, а если вам было скучно и не интересно, сидите тихо. -Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились. -Спасибо всем за отличную работу. | Проводит рефлексию деятельности. | Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке. |
Учитель: ________________ Кулик Е.Н.
Методист: ______________ Донченко Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4
урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...