ПРАВИЛА ПИСЬМА 1 класс
материал по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПИСЬМА.
- НАДО ПИСАТЬ С НАКЛОНОМ.
- НАДО ПИСАТЬ ЛЕГКО, НЕ НАЖИМАЯ НА РУЧКУ.
- СЛОГ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ БЕЗОТРЫВНО.
- ПИСАТЬ СЛОВА НА ОДИНАКОВОМ РАССТОЯНИИ ДРУГ ОТ ДРУГА, РАВНОМЕРНО.
- ПИСАТЬ ЧЕТКО, РОВНО, БЕЗ ПОМАРОК.
ПИСЬМО БУКВ.
А а.
ЗАГЛАВНАЯ А: начинаем писать с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до середины промежуточной строки, а затем опускаем наклонную линию до нижней рабочей строки и пишем безотрывно петлю.
Строчная а: начинаем писать с нижней части рабочей строки, затем круговым движением описываем овал и добавляем третий элемент – прямая с закруглением вправо.
О о.
Начинаем писать букву с нижней части рабочей строки, описываем овал и замыкаем его.
И и.
ЗАГЛАВНАЯ И: начинаем писать букву с середины промежуточной строки и опускаем прямую наклонную линию с закруглением вправо до нижней линии рабочей строки, а затем параллельно добавляем второй элемент – прямую с закруглением вправо.
Строчная и: начинаем писать букву а верхней линии рабочей строки и опускаем прямую линию до нижней линии рабочей строки с закруглением вправо. Второй элемент – такой же.
Письмо: Ии, Аи, Ои
У у.
ЗАГЛАВНАЯ У: пишем с середины промежуточной строки, описываем дугу, как у И, но этот элемент доводим только до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – прямая с закруглением влево, опускаем ее до нижней рабочей строки.
Строчная у: начнем писать с верхней линии рабочей строки, первый элемент как у «и», второй элемент – длинная прямая с петлей внизу, опускаем эту линию до середины нижней промежуточной линии.
Письмо: у, Уу, ау, уа, ой
Ы.
Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, опускаем прямую линию, закругляем ее у нижней линии рабочей строки, описывая овал, не доводим его до прямой линии, а выводим петлю для соединения со вторым элементом буквы.
Письмо: ыыы, ыиыи.
ДИКТОВКА: А у ы О а У И о и
Ау уа
Н н.
ЗАГЛАВНАЯ Н: начинаем писать с середины промежуточной строки элемент, который можно назвать « носик», и опускаем прямую с петлей внизу до нижней рабочей строки , затем при помощи соединительной линии пишем второй элемент – прямая с петлей вверху и с закруглением вправо.
Строчная н: пишем букву с верхней линии рабочей строки, опуская прямую наклонную линию, затем возвращаемся по ней до середины и пишем соединительную линию со вторым элементом – прямой с закруглением вправо.
Письмо: на, но, ны, ни, ну
Ни, На, Но
Инна, Нина
СПИСАТЬ С ПЕЧАТНОГО ШРИФТА: ау, уа, Ао, ну, Анна, он
Т т.
ЗАГЛАВНАЯ Т: пишем с середины широкой строки, первый элемент – прямая с закруглением влево, 2 – прямая палочка, 3 – прямая линия с закруглением вправо, 4 – горизонтальная прямая, которая образует «крышу» над буквой.
Строчная т: пишем с верхней линии рабочей строки. Опускаем наклонную палочку, затем по ней возвращаемся до середины и, описывая дугу у верхней линии рабочей строки, опускаем прямую палочку, третий элемент такой же, как второй, только с закруглением вправо.
Письмо: ты та то
Ната Антон
На, Антон, ноты.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ: тут тот нота
К к.
ЗАГЛАВНАЯ К: пишем с середины промежуточной строки, первый элемент как у Н, затем выводим дугу и возвращаемся по ней обратно и соединяем с третьим элементом, который можно назвать «горка».
Строчная к: пишется как заглавная, только в рабочей строке.
Письмо: ко ки ка
Ко Ки Ка
У Никиты ноты.
ДИКТОВКА: ты, он, тут, кот
С с.
ЗАГЛАВНАЯ С: пишем полуовал с середины широкой строки до нижней линии рабочей строки.
Строчная с: как заглавная, только в размере рабочей строки.
Письмо: со са ус
Са Си Сы
оса усы стакан
У осы усы. У Никиты стакан.
Спиши с печатного текста: У Кости коса. Он косит.
Л л.
ЗАГЛАВНАЯ Л: пишется как А, только у второго элемента закругление внизу вправо.
Строчная л: пишем с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до верхней линии рабочей строки, затем опускаем прямую линию с закруглением вправо.
Письмо: ла ло ли лу
стул стол
Лиса и лоси.
Аист и кулик.
Допиши слово: кук- - ли - - Ан - - -
Р р.
ЗАГЛАВНАЯ Р: состоит из двух элементов. 1 – прямая с закруглением влево, 2 – дуга, которую пишем справа налево.
Строчная р: пишем с верхней линии рабочей строки и опускаем прямую линию до середины нижней промежуточной строки. Второй элемент как у г.
Письмо: ра рана
ру рука
Рита и Тарас – санитары.
Письмо по памяти: рот кот торт
В в.
ЗАГЛАВНАЯ В: начинаем писать с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию до нижней рабочей строки и, возвращаясь назад, описываем петлю, затем пишем второй элемент – верхний овал, закругляем его у верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем нижний овал.
Строчная в: пишем букву с середины рабочей строки и, поднимаясь вверх, описываем петлю. Второй элемент – овал.
Письмо: В Вл Ва
в вл в вт
Вова ива
У Вовы вырос лук.
Диктовка: ли вы он ро лиса
Е е.
ЗАГЛАВНАЯ Е: Эта буква состоит из двух полуовалов. 1 – начинаем писать с середины широкой строки и заканчиваем его у верхней линии рабочей строки, 2 – занимает рабочую строку.
Строчная е: эта буква состоит из «петли», которую начинаем писать с середины рабочей строки и дуги с закруглением вправо.
Письмо: Ел Ев Ен
ел ев ен
Елена Лена
Около леса река.
Спиши с печатного текста: У нас урок. На стене картина.
П п.
ЗАГЛАВНАЯ П: Эта буква пишется как Т, только без второго элемента.
Строчная п: написание буквы как т, только без первого элемента.
Письмо: пе по па пл
Па Пл Пе
У Пети трактор.
Допиши слово: пол - -, то - - -, ста - - -, вил - -
М м.
Заглавная и строчная М м пишутся так же, как Л л, только добавляется элемент – прямая с закруглением вправо.
Письмо: Мм
мама молоко
Москва Минск
Мама спела песенку.
Письмо с печатного текста: Мурка лакала молоко.
З з.
ЗАГЛАВНАЯ З: начинаем писать с середины промежуточной строки, описываем полуовал, закругляем его у верхней линии рабочей строки, нижний полуовал пишем в рабочей строке.
Строчная з: пишем букву с верхней линии рабочей строки, описываем полуовал, закругляем его у нижней линии рабочей строки, затем опускаем вниз до середины промежуточной строки петлю.
Письмо: З з
знак звук роза
Лиза Зина Зоя
У Зои ваза.
Диктовка: У Зины коза. У Ивана коса.
Б б.
ЗАГЛАВНАЯ Б: пишем с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию с петлей внизу, затем закругляем и описываем овал у верхней линии рабочей строки. Третий элемент – горизонтальная линия с закруглением.
Строчная б: пишем с нижней части рабочей строки, описываем овал, как у О, затем, не отрывая руки, выводим прямую линию с закруглением вправо.
Письмо: Б б
зебры кобры
зубры бобры
Белые бараны били в барабаны.
Вставь пропущенную букву и запиши слова:
РЫ-КА, ЛА-КА, ТРА-КА, РЕ-КА
Д д.
ЗАГЛАВНАЯ Д: пишем с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию и у нижней линии рабочей строки описываем петлю, затем от нижней линии рабочей строки описываем полуовал и закругляем его, не доведя до верхней линии рабочей строки. Для соединения с другими буквами необходимо продолжить линию полуовала.
Строчная д: начинаем писать с верхней части рабочей строки, описываем овал, а затем опускаем вниз до середины промежуточной строки прямую линию с петлей.
Письмо: Дд Дл Дв
два один Еду, еду, следу нету.
Спиши с печатного текста: У Тимы умелые руки. Он сам сделал самокат.
Я я.
ЗАГЛАВНАЯ Я: Начинаем писать букву с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до середины промежуточной строки, затем описываем овал и закругляем его у верхней линии рабочей строки. Третий элемент – прямая с закруглением вправо.
Строчная я: пишется как заглавная, только в рабочей строке.
Письмо: Я я Я я
моя твоя своя
Яна Зоя Рая
Купила бабуся бусы Марусе.
Письмо по памяти: Морская вода полезна.
Г г.
ЗАГЛАВНАЯ Г: пишется как П, только без второго элемента.
Строчная г: пишем с середины рабочей строки, закругляем дугу у верхней линии рабочей строки , затем опускаем линию с закруглением вправо.
Письмо: Г г
уг круг друг ог
В гору бегом, а с горы кувырком.
Добавь слоги: но -, лу -, го -, бе -, ру -, ре -.
Ч ч.
ЗАГЛАВНАЯ Ч: пишется как У, только 2 элемент – прямая с закруглением вправо.
Строчная ч: пишем по верхней линии рабочей строки, описывая волнистую линию, 2 элемент – прямая с закруглением вправо.
Письмо: Ч ч
ча чу дача чулок
Мала пчела, да и та работает.
Диктовка: врачи часы ученик
Мы на уроке. У учеников ручки.
Ъ Ь.
В написании этих букв много общего, только у Ъ первый элемент как у Ч.
Письмо: ъ ь
олень гусь медведь
письмо пальто
съел съедает
На иве галка, на берегу галька.
Измени по образцу: сели – съели, сел, едет
мели – мель, кони, гуси
дерево – деревья, крыло
Ш ш.
Заглавная и строчная Ш ш пишутся так же, как И и, только добавляется 3 элемент – прямая с закруглением вправо.
Письмо: Ш ш
Ша шило ши шо
Пиши красиво, аккуратно.
Спиши с печатного текста:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Ж ж.
ЗАГЛАВНАЯ Ж: пишем с середины промежуточной строки, описываем полуовал и доводим его до нижней линии рабочей строки, затем возвращаемся по нижней части полуовала и пишем соединительный элемент до высоты полуовала, далее опускаем прямую со вторым соединительным элементом и описываем правый полуовал.
Строчная ж: пишется как заглавная, только в рабочей строке.
Письмо: Ж ж
жи – ши машина пассажир
У Жени собака Жучка.
По памяти: В траве шипели ужи. Дети собирали шишки.
Ё ё.
Пишутся как Е е, только добавляются сверху две точки.
Письмо: ее её
Ее Её
У елки иголки колки.
Спиши с печатного текста:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Й й.
Пишутся Й й как И и, только добавляется верхний элемент – провисающая линия.
Письмо: Й й
ай сарай
ой мой свой
Знай дорожные знаки.
Напиши под диктовку, раздели слова на слоги: воробей, ручей, соловей, сарай, герой, чайка, лайка, гайка.
Х х.
ЗАГЛАВНАЯ Х: пишем с середины промежуточной строки, описываем левый полуовал, затем, не отрывая руки, возвращаемся по линии левого полуовала до середины промежуточной строки и описываем правый полуовал.
Строчная х: пишется как заглавная, только в рабочей строке.
Письмо: Х х
хлеб хлебороб
Хлеб – всему голова.
Спиши с печатного текста:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ю ю.
ЗАГЛАВНАЯ Ю: первый элемент как у Н – «носик» и прямая с петлей внизу, 2 элемент – овал, мы начинаем писать снизу, округляем его и как бы замыкаем у верхней линии рабочей строки.
Строчная ю: пишем букву с верхней линии рабочей строки, опускаем прямую палочку, затем возвращаемся по ней до середины и пишем соединительный элемент – провисающую линию. 2 элемент – овал, который мы пишем снизу.
Письмо: Ю ю
Юля юла Юра
Юра любит читать стихи.
Раздели слова на слоги: юнга, юннат, ученый, Андрюша, трудный, слушает.
Ц ц.
Заглавная и строчная буквы Ц ц пишутся как И и, только добавляется 3 элемент – петля, которая опускается вниз у нижней линии рабочей строки.
Письмо: Ц ц
Цо ца цу
В цирке животные танцуют под музыку.
Спиши с печатного текста и поставь знак ударения:
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик.
Э э.
ЗАГЛАВНАЯ Э: пишем с середины промежуточной строки, описываем полуовал и закругляем его у нижней линии рабочей строки, 2 элемент – короткая горизонтальная линия, которая пишется на верхней линии рабочей строки.
Строчная э: пишется как заглавная, только в рабочей строке.
Письмо: Э э
эс эм эк
оэ поэт
Это заяц. У него длинные уши.
Напиши по памяти:
Экзамен, этаж, эхо, экран, Эдик.
Эдик в классе поэт.
Щ щ.
Заглавная и строчная Щ щ пишутся как Ц ц.
Письмо: Щ щ
ча чаща роща
ща щавель
За рощей речка.
Спиши с печатного текста, вставь пропущенные буквы:
Щ-ка – хищная рыба. В роще пищ-т птенцы. В ч-шке горячий ч-й.
Ф ф.
ЗАГЛАВНАЯ Ф: пишем с середины промежуточной строки, описываем левый овал, доводим его до верхней линии рабочей строки, затем опускаем прямую линию с закруглением влево до нижней рабочей строки. Поднимаемся вверх по этой же линии и описываем правый овал.
Строчная ф: пишем с левого овала в рабочей строке, затем опускаем прямую линию до середины промежуточной строки и описываем правый овал.
Письмо: Ф ф
фа фо фл фи фу
лифт флажок
Игорь и Федя любят играть в футбол.
Спиши с печатного текста, вставь пропущенные буквы В или Ф:
Мама с-язала дочери теплый шар-. Улицу зали-ают ас-альтом.
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ.
- Добавить слоги и записать слова:
Со - ,са - , ко - , сто - .
- Записать под диктовку: слива, Клава, ландыш.
- Составить схему предложения и записать под диктовку: Лиса ела рыбу.
- Списать с печатного текста: У Лены корм. Она кормит уток.
ДИКТАНТ.
ЗИМОЙ.
Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах красивые узоры. Вот кормушка для птиц. У Кати и Зины крошки. Они кормят птиц.
Слова для справок: снег, кормушка, красивые.
Задания:
- Подчеркнуть гласные буквы в первом предложении.
- В последнем предложении подчеркнуть мягкие согласные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.
закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред- тавление о рифме, рифмование с...
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМАУспешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего ...
Урок обучения грамоте "Животные и растения вокруг нас. Слова названия Правила письма. "
Данная презентация предназначена для урока обучения грамоте "Животные и растения вокруг нас. Слова названия Правила письма. "...
Правила письма в первом классе
Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе.На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научитьсяправильно сидеть, держать ручк...
Урок русского языка (обучение письму) с самоанализом в 1 классе. Тема урока: «Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила письма.
Данный урок письма 6 в календарно – тематическом планировании, 6 в подготовительном периоде обучения письму. На уроке использована тетрадь по письму «Азбука» № 1, авторов Н.Г. ...
Правила письма. Письмо букв
Правила письма. Письмо букв русского алфавита...
Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте) «Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева. Гигиенические правила», 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Знакомство учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.Планируемые результаты:Предм...