ПРАВИЛА ПИСЬМА 1 класс
материал по русскому языку (1 класс)

Письмо букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_pisma_bukv.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА   ПИСЬМА.

  1. НАДО ПИСАТЬ С НАКЛОНОМ.
  2. НАДО ПИСАТЬ ЛЕГКО, НЕ НАЖИМАЯ НА РУЧКУ.
  3. СЛОГ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ БЕЗОТРЫВНО.
  4. ПИСАТЬ СЛОВА НА ОДИНАКОВОМ РАССТОЯНИИ ДРУГ ОТ ДРУГА, РАВНОМЕРНО.
  5. ПИСАТЬ ЧЕТКО, РОВНО, БЕЗ ПОМАРОК.

                                 

                                            ПИСЬМО    БУКВ.

А  а.

ЗАГЛАВНАЯ  А: начинаем писать с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до середины промежуточной строки, а затем опускаем наклонную линию до нижней рабочей строки и пишем безотрывно петлю.

Строчная а: начинаем писать с нижней части рабочей строки, затем круговым движением описываем овал и добавляем третий элемент – прямая с закруглением вправо.

О  о.

Начинаем писать букву с нижней части рабочей строки, описываем овал и замыкаем его.

И  и.

ЗАГЛАВНАЯ И: начинаем писать букву с середины промежуточной строки и опускаем прямую наклонную линию с закруглением вправо до нижней линии рабочей строки, а затем параллельно добавляем второй элемент – прямую с закруглением вправо.

Строчная и: начинаем писать букву а верхней линии рабочей строки и опускаем прямую линию до нижней линии рабочей строки с закруглением вправо. Второй элемент – такой же.

Письмо: Ии, Аи, Ои

У  у.

ЗАГЛАВНАЯ У: пишем с середины промежуточной строки, описываем дугу, как у И, но этот элемент доводим только до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – прямая с закруглением влево, опускаем ее до нижней рабочей строки.

Строчная у:  начнем писать с верхней линии рабочей строки, первый элемент как у «и», второй элемент – длинная прямая с петлей внизу, опускаем эту линию до середины нижней промежуточной линии.

Письмо: у, Уу, ау, уа, ой

Ы.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, опускаем прямую линию, закругляем ее у нижней линии рабочей строки, описывая овал, не доводим его до прямой линии, а выводим петлю для соединения со вторым элементом буквы.

Письмо: ыыы, ыиыи.

ДИКТОВКА:  А   у   ы   О   а   У   И   о   и  

                         Ау      уа

Н  н.

ЗАГЛАВНАЯ Н: начинаем писать с середины промежуточной строки элемент, который можно назвать « носик», и опускаем прямую с петлей внизу до нижней рабочей строки , затем при помощи соединительной линии пишем второй элемент – прямая с петлей вверху и с закруглением вправо.

Строчная н: пишем букву с верхней линии рабочей строки, опуская прямую наклонную линию, затем возвращаемся по ней до середины и пишем соединительную линию со вторым элементом – прямой с закруглением вправо.

Письмо: на, но, ны, ни, ну

                Ни, На, Но

                Инна, Нина

СПИСАТЬ С ПЕЧАТНОГО ШРИФТА: ау, уа, Ао, ну, Анна, он

Т  т.

ЗАГЛАВНАЯ Т: пишем с середины широкой строки, первый элемент – прямая с закруглением влево, 2 – прямая палочка, 3 – прямая линия с закруглением вправо, 4 – горизонтальная прямая, которая образует «крышу» над буквой.

Строчная т: пишем с верхней линии рабочей строки. Опускаем наклонную палочку, затем по ней возвращаемся до середины и, описывая дугу у верхней линии рабочей строки, опускаем прямую палочку, третий элемент такой же, как второй, только с закруглением вправо.

Письмо:  ты   та   то

                 Ната   Антон

                 На, Антон, ноты.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ: тут   тот   нота

К   к.

ЗАГЛАВНАЯ К: пишем с середины промежуточной строки, первый элемент как у Н, затем выводим дугу и возвращаемся по ней обратно и соединяем с третьим элементом, который можно назвать «горка».

Строчная к: пишется как заглавная, только в рабочей строке.

Письмо: ко   ки   ка

               Ко   Ки   Ка

               У Никиты ноты.

ДИКТОВКА: ты, он, тут, кот

   С  с.

ЗАГЛАВНАЯ С: пишем полуовал с середины широкой строки до нижней линии рабочей строки.

Строчная с: как заглавная, только в размере рабочей строки.

Письмо: со   са   ус

                Са   Си   Сы

                оса   усы   стакан

                У осы усы.   У Никиты стакан.

Спиши с печатного текста: У Кости коса. Он косит.

Л   л. 

ЗАГЛАВНАЯ Л: пишется как А, только у второго элемента закругление внизу вправо.

Строчная  л: пишем с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до верхней линии рабочей строки, затем опускаем прямую линию с закруглением вправо.

Письмо: ла  ло  ли  лу

               стул   стол

               Лиса и лоси.

                Аист и кулик.

Допиши слово: кук- -         ли - -     Ан - - -

Р   р. 

ЗАГЛАВНАЯ Р: состоит из двух элементов. 1 – прямая с закруглением влево, 2 – дуга, которую пишем справа налево.

Строчная р: пишем с верхней линии рабочей строки и опускаем прямую линию до середины нижней промежуточной строки. Второй элемент как у г.

Письмо: ра   рана

                ру  рука

                Рита и Тарас – санитары.

Письмо по памяти:  рот   кот   торт

В   в.

ЗАГЛАВНАЯ В: начинаем писать с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию до нижней рабочей строки и, возвращаясь назад, описываем петлю, затем пишем второй элемент – верхний овал, закругляем его у верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем нижний овал.

Строчная в: пишем букву с середины рабочей строки и, поднимаясь вверх, описываем петлю. Второй элемент – овал.

Письмо:  В   Вл   Ва

                 в   вл   в   вт

                 Вова     ива

                 У Вовы вырос лук.

Диктовка: ли   вы   он   ро   лиса

Е   е.

ЗАГЛАВНАЯ Е: Эта буква состоит из двух полуовалов. 1 – начинаем писать с середины широкой строки и заканчиваем его у верхней линии рабочей строки, 2 – занимает рабочую строку.

Строчная е: эта буква состоит из «петли», которую начинаем писать с середины рабочей строки и дуги с закруглением вправо.

Письмо: Ел   Ев   Ен

                ел   ев   ен

                Елена     Лена

                Около леса река.

Спиши с печатного текста: У нас урок. На стене картина.

П   п.

ЗАГЛАВНАЯ П: Эта буква пишется как Т, только без второго элемента.

 Строчная п: написание буквы как т, только без первого элемента.

Письмо: пе   по   па   пл

                Па   Пл    Пе

                У Пети трактор.

Допиши слово: пол - -, то - - -, ста - - -, вил - -

М  м.

Заглавная и строчная М  м пишутся так же, как Л  л, только добавляется элемент – прямая с закруглением вправо.

Письмо: Мм

               мама   молоко

               Москва    Минск

               Мама спела песенку.

Письмо с печатного текста: Мурка лакала молоко.

З   з.

ЗАГЛАВНАЯ З: начинаем писать с середины промежуточной строки, описываем полуовал, закругляем его у верхней линии рабочей строки, нижний полуовал пишем в рабочей строке.

Строчная з: пишем букву с верхней линии рабочей строки, описываем полуовал, закругляем его у нижней линии рабочей строки, затем опускаем вниз до середины промежуточной строки петлю.

Письмо: З з

                знак   звук   роза

                Лиза  Зина    Зоя

                У Зои ваза.

Диктовка: У Зины коза. У Ивана коса.

Б   б.

ЗАГЛАВНАЯ Б: пишем с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию с петлей внизу, затем закругляем и описываем овал у верхней линии рабочей строки. Третий элемент – горизонтальная линия с закруглением.

Строчная б: пишем с нижней части рабочей строки, описываем овал, как у О, затем, не отрывая руки, выводим прямую линию с закруглением вправо.

Письмо: Б  б

               зебры   кобры

               зубры   бобры

               Белые бараны били в барабаны.

Вставь пропущенную букву и запиши слова:

РЫ-КА, ЛА-КА, ТРА-КА, РЕ-КА

Д   д.

ЗАГЛАВНАЯ Д: пишем с середины промежуточной строки, опускаем прямую линию и у нижней линии рабочей строки описываем петлю, затем от нижней линии рабочей строки описываем полуовал и закругляем его, не доведя до верхней линии рабочей строки. Для соединения с другими буквами необходимо продолжить линию полуовала.  

Строчная д: начинаем писать с верхней части рабочей строки, описываем овал, а затем опускаем вниз до середины промежуточной строки прямую линию с петлей.

Письмо:  Дд   Дл   Дв

                 два   один           Еду, еду, следу нету.

Спиши с печатного текста: У Тимы умелые руки. Он сам сделал самокат.

Я  я.

ЗАГЛАВНАЯ Я: Начинаем писать букву с нижней линии рабочей строки, ведем плавную линию до середины промежуточной строки, затем описываем овал и закругляем его у верхней линии рабочей строки. Третий элемент – прямая с закруглением вправо.

Строчная я: пишется как заглавная, только в рабочей строке.

Письмо:  Я я    Я я

                 моя   твоя  своя

                 Яна    Зоя    Рая

                 Купила бабуся бусы Марусе.

Письмо по памяти: Морская вода полезна.

Г  г.

ЗАГЛАВНАЯ Г: пишется как П, только без второго элемента.

Строчная г: пишем с середины рабочей строки, закругляем дугу у верхней линии рабочей строки , затем опускаем линию с закруглением вправо.

Письмо: Г  г

                уг  круг  друг  ог

                В гору бегом, а с горы кувырком.

Добавь слоги: но -, лу -, го -, бе -, ру -, ре -.

Ч   ч.

ЗАГЛАВНАЯ Ч: пишется как У, только 2 элемент – прямая с закруглением вправо.

Строчная ч: пишем по верхней линии рабочей строки, описывая волнистую линию, 2 элемент – прямая с закруглением вправо.

Письмо: Ч  ч

                ча   чу   дача   чулок

                 Мала пчела, да и та работает.

Диктовка:   врачи   часы   ученик

                     Мы на уроке. У учеников ручки.

Ъ   Ь.

В написании этих букв много общего, только у Ъ первый элемент как у Ч.

Письмо: ъ   ь

                олень   гусь    медведь

                письмо     пальто

                съел   съедает

                На иве галка, на берегу галька.

Измени по образцу: сели – съели, сел, едет

                                   мели – мель, кони, гуси

                                   дерево – деревья, крыло

Ш   ш.

Заглавная и строчная Ш ш пишутся так же, как И и, только добавляется 3 элемент – прямая с закруглением вправо.

Письмо: Ш  ш

                Ша   шило   ши   шо

                Пиши красиво, аккуратно.

Спиши с печатного текста:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ж   ж.

ЗАГЛАВНАЯ Ж: пишем с середины промежуточной строки, описываем полуовал и доводим его до нижней линии рабочей строки, затем возвращаемся по нижней части полуовала и пишем соединительный элемент до высоты полуовала, далее опускаем прямую со вторым соединительным элементом и описываем правый полуовал.

Строчная ж: пишется как заглавная, только в рабочей строке.

Письмо: Ж  ж

                жи – ши  машина   пассажир

                 У Жени собака Жучка.

По памяти: В траве шипели ужи. Дети собирали шишки.

Ё ё.  

Пишутся как Е е, только добавляются сверху две точки.

Письмо: ее   её

               Ее   Её

               У елки иголки колки.

Спиши с печатного текста: 

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Й   й.

Пишутся Й  й как  И и, только добавляется верхний элемент – провисающая линия.

Письмо: Й  й

                ай   сарай

                ой   мой   свой

               Знай дорожные знаки.

Напиши под диктовку, раздели слова на слоги: воробей, ручей, соловей, сарай, герой, чайка, лайка, гайка.

Х   х.

ЗАГЛАВНАЯ Х: пишем с середины промежуточной строки, описываем левый полуовал, затем, не отрывая руки, возвращаемся по линии левого полуовала до середины промежуточной строки и описываем правый полуовал.

Строчная х: пишется как заглавная, только в рабочей строке.

Письмо:  Х  х

                хлеб  хлебороб

                 Хлеб – всему голова.

Спиши с печатного текста:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ю   ю.

ЗАГЛАВНАЯ Ю: первый элемент как у Н – «носик» и прямая с петлей внизу, 2 элемент – овал, мы начинаем писать снизу, округляем его и как бы замыкаем у верхней линии рабочей строки.

Строчная ю: пишем букву с верхней линии рабочей строки, опускаем прямую палочку, затем возвращаемся по ней до середины и пишем соединительный элемент – провисающую линию. 2 элемент – овал, который мы пишем снизу.

Письмо: Ю  ю

                Юля   юла   Юра

                Юра  любит читать стихи.

Раздели слова на слоги: юнга, юннат, ученый, Андрюша, трудный, слушает.

Ц   ц.

Заглавная и строчная буквы Ц ц пишутся как И и, только добавляется 3 элемент – петля, которая опускается вниз у нижней линии рабочей строки.

Письмо: Ц  ц

                Цо  ца  цу

                В цирке животные танцуют под музыку.

Спиши с печатного текста и поставь знак ударения:

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Э   э.

ЗАГЛАВНАЯ Э: пишем с середины промежуточной строки, описываем полуовал и закругляем его у нижней линии рабочей строки, 2 элемент – короткая горизонтальная линия, которая пишется на верхней линии рабочей строки.

Строчная э: пишется как заглавная, только в рабочей строке.

Письмо: Э  э

                эс    эм   эк

                 оэ     поэт

                 Это заяц. У него длинные уши.

Напиши по памяти:

Экзамен, этаж, эхо, экран, Эдик.

Эдик в классе поэт.

Щ   щ.

Заглавная и строчная Щ  щ пишутся как Ц ц.

Письмо: Щ  щ

                ча  чаща   роща

                 ща   щавель

                За рощей речка.

Спиши с печатного текста, вставь пропущенные буквы:

Щ-ка – хищная рыба. В роще пищ-т птенцы. В ч-шке горячий ч-й.

Ф   ф.

ЗАГЛАВНАЯ Ф: пишем с середины промежуточной строки, описываем левый овал, доводим его до верхней линии рабочей строки, затем опускаем прямую линию с закруглением влево до нижней рабочей строки. Поднимаемся вверх по этой же линии и описываем правый овал.

Строчная ф: пишем с левого овала в рабочей строке, затем опускаем прямую линию до середины промежуточной строки и описываем правый овал.

Письмо: Ф  ф

               фа  фо   фл   фи   фу

                лифт   флажок

                Игорь и Федя любят играть в футбол.

Спиши с печатного текста, вставь пропущенные буквы В или Ф:

Мама с-язала дочери теплый шар-. Улицу зали-ают ас-альтом.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ.

  1. Добавить слоги и записать слова:

    Со - ,са - , ко - , сто - .

  1. Записать под диктовку: слива, Клава, ландыш.
  2. Составить схему предложения и записать под диктовку: Лиса ела рыбу.
  3. Списать с печатного текста: У Лены корм. Она кормит уток.

ДИКТАНТ.

ЗИМОЙ.

    Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах красивые узоры. Вот кормушка для птиц. У Кати и Зины крошки. Они кормят птиц.

Слова для справок: снег, кормушка, красивые.

Задания:

  1. Подчеркнуть гласные буквы в первом предложении.
  2. В последнем предложении подчеркнуть мягкие согласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.

 закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред-         тавление  о рифме,  рифмование с...

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМАУспешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего ...

Урок обучения грамоте "Животные и растения вокруг нас. Слова названия Правила письма. "

Данная презентация предназначена для урока обучения грамоте  "Животные и растения вокруг нас. Слова названия Правила письма. "...

Правила письма в первом классе

Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе.На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научитьсяправильно сидеть, держать ручк...

Урок русского языка (обучение письму) с самоанализом в 1 классе. Тема урока: «Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила письма.

Данный урок письма 6 в календарно – тематическом планировании, 6 в подготовительном  периоде  обучения письму.  На уроке использована тетрадь по письму «Азбука» № 1, авторов Н.Г.  ...

Правила письма. Письмо букв

Правила письма. Письмо букв русского алфавита...

Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте) «Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева. Гигиенические правила», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Знакомство учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.Планируемые результаты:Предм...