Рабочая программа для детей мигрантов
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey-migrantov.docx | 50.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа русского языка» для детей-мигрантов
для учащихся 4-5 класса
Программу разработала:
Оганесян Мария Аветисовна
педагог-библиотекарь
МБОУ «СОШ №1»
г. Тарко-Сале Пуровского района
на 2020-2021 учебный год
I. Пояснительная записка
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь.
Рабочая программа «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ «СОШ №1»г. Тарко-Сале Пуровского района составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова под редакцией Р.Г. Давлетбаевой
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, именно работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка.
II. Цель и задачи программы:
Цель программы курса: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- Обучающие:
- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.
- Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
2. Развивающие:
- Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.
- Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.
- Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
3. Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.
- Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
III. Общие характеристики программы учебного курса
Организационные условия программы. Курс «Школа русского языка» рассчитан на один учебный год для учащихся третьего и четвертого класса. Данный курс включает 68 занятий по два занятия в неделю.. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся в читальном зале школьной библиотеки.
IV. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы ученика и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
V.Тематическое планирование на 2019-2020уч.год.
№ | Тема занятия | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Знакомство с учебником. К. Паустовский о роли книги в жизни человека. Викторина «Сказочные заклинания-1» Физминутка Язык. Речь. Виды речи. | 01.10. | |
2-3 | Вспомним лето. Н.Юркова «Одно на всех» Текст.Типы текстов. Предложение. Устная и письменная речь. Физминутка Викторина «Сказочные заклинания-2» Монолог о себе. | 02 10- 05.10 | |
4-5. | Пчела и оса – сказка Пословицы о добром совете пчелы. Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания. Физминутка Викторина «Сказочные заклинания-3» Решение ребусов и лингвистических задач. | 07.10.- 08.10. | |
5-6. | И. Суриков. «Ярко солнце светит». Выучить стихотворение наизусть. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Физминутка Составление текста по данному началу. Викторина «Сказочные заклинания-4» | 09.10.- 12.10. | |
7. | В.Голявкин «Ника на даче» Ответить на вопросы. Физминутка Практикум. Толковый словарь. Значение слова. Викторина «Сказочные заклинания-5» | 14.10. | |
8-9. | Ш.Галиев «Пустая корзинка». Сделать рисунок к стихотворению. Филворд «Фрукты» Физминутка Викторина «Сказочные заклинания-6» Сложносочиненные предложения. | 15.10.- 16.10. | |
10- | Н.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). Выучить наизусть. Сложноподчиненные предложения. Физминутка Работа с тренировочными упражнениями. | 19.10. | |
11-12. | Времена года. Погода Крайнего Севера. Рассказать о лете в своем крае. Физминутка Слово. Словообразование и словоизменение Викторина «Загадки осени» | 22.10.- 23.10. | |
13-14-15 | Животный мир Крайнего Севера. Дикие звери, рыбы, насекомые. Виртуальное путешествие по родному краю. Физминутка Интерактивная игра «Загадки из зоопарка» Двойные согласные в слове. Решение ребусов, лингвистических задач. | 09.11.-12.11-13.11 | |
16. | Л. Толстой. «Лебеди» Ответить на вопросы. Физминутка Непроизносимые согласные. Викторина «В гости к слову» | 16.11.-19.11.-20.-11. | |
17-18. | Питание. Я за столом. Физминутка Интерактивная игра «Столовые принадлежности» Сложные слова. Нахождение орфограмм. Викторина «Буква заблудилась» | ||
19. | А.Майков «Люблю дорожкою лесною» Физминутка Слово.Части речи. Имя существительное – часть речи. | 23.11 | |
20. | Н.Носов Как я решал задачу.( отрывок из повести «Витя Малеев в школе и дома.» Загадки. Физминутка Слово. Части речи 1-е склонение имен существительных | 26.11. | |
21. | Природа и мы. Г.Тукай Родная деревня. Выучить стих.-е наизусть. Физминутка Слово. Части речи 2-е склонение имен существительных. Решение ребусов. | 27.11. | |
22. | М.Пришвин Моя Родина (из воспоминаний) Физминутка Виртуальное путешествие по родному краю. Слово. Части речи 3-е склонение имен существительных. | 30.11. | |
23. | В.Сухомлинский Гнездышко соловейка. Ответить на вопросы. Физминутка Дидактическая игра « Много –мало » Множественное число имен существительных. | 03.12. | |
24-25. | Здоровье. Части тела. Решение речевых упражнений. Викторина «Вставь согласную букву» Физминутка для глаз. Дополнение. Имя прилагательное – часть речи. Работа с тренировочными упражнениями. | 04.12.-07.12. | |
26. | Б.Чащарин Природа и мы. Р.Рождественский. Ландыш. Сравнить произведения. Физминутка Филворд «Фрукты» Образование имен прилагательных. | 10.12. | |
27-28. | Н.Сладков Под шапкой- «невидимкой». Чтение по ролям. Мои наблюдения. Что я вижу за окном? Тестирование. Физминутка Викторина «Найди лишнее слово» Имя числительное. Выучить правило. Выполнить упражнения. | 11.12.-14.12. | |
29. | В. Песков. Мальчик и птица.(пересказ) Физминутка Загадки и шарады. Определение. Написать небольшое сочинение. | 17.12. | |
30-31. | Школа. Я на уроке Школьная жизнь. Решение речевых упражнений различного типа. Физминутка Интерактивная игра «Школьные принадлежности» Местоимение. Личные местоимения. | 18.12-.21.12. | |
32. | В.Бианки Сова. Отгадать загадку. Физминутка Указательные местоимения. Викторина Вставь согласную букву » | 24.12. | |
33. | Волшебница зима. А.Пушкин Вот север тучи нагоняет. Выучить наизусть. Физминутка Работа со словарем. Глагол.. Неопределенная форма глагола. | 25.12. | |
34. | По Аксакову. Снег. Пересказ текста. Физминутка Интерактивная игра « Наряди елочку» Прошедшее время глагола. | 11.01 | |
35-36. | По Д. Мамину-Сибиряку Серая Шейка. Физминутка Нарисовать понравившийся отрывок. Буктрейлер «Мои любимые сказки» Настоящее время глагола. | 14.01 – 15.01 | |
37. | А.Яшин Покормите птиц. Народные приметы. Повторение прочитанного. Физминутка Дидактическая игра «Узнай по описанию» Будущее время глагола. | 18.01 | |
38-39. | Ю.Дмитриев Для чего нужен снег. Продолжить рассказ. Физминутка Интерактивная игра «Найди общее название» Будущее время глагола. | 21.01 – 22.01 | |
40-41. | Город (село). Транспорт. Викторина «Виды транспорта» Работа с тренировочными упражнениями. Физминутка Некрасов Саша (отрывок из поэмы) Глаголы на –ся (сь) | 25.01 -28.01 | |
42 43-44. | В.Голявкин У Ники новые лыжи. Рассказать о том, как я провожу время зимой. Физминутка Работа со словарями. Интерактивная игра «Загадки зимы» Образование глаголов | 29.01 – 01.02 04.02 | |
45-46. | С.Михалков Новогодняя быль. Чтение по ролям. Физминутка Интерактивная игра «Найди лишнее слово»-3 Однородные члены предложения. Работа со словарем | 05.02 -08.02 | |
47-48. | А.Пушкин «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» Физминутка Вспоминаем прочитанное. Тестирование. Буктрейлер «Морозко» Наречие Викторина «Зимние загадки, ребусы» | 11.02 – 12.02 | |
49-50. | Жизнь дана на добрые дела. Р.Сеф Добрый человек. Физминутка Составить синквейн со словом «Добро» Дидактическая игра «Доскажи словечко» Обстоятельство | 15.02 – 18.02 | |
51-52. | В.Сухомлинский Седьмая дочь (сказка) Физминутка Кроссворд по сказкам. Крылатые выражения Обстоятельство – член предложения | 19.02 -22.02 | |
53-54-55. | Д.Мамин-Сибиряк Емеля охотник. Физминутка Интерактивная игра-викторина « Зимние забавы» Обстоятельство места. Тестирование | 25.02 26.02 01.03 | |
56-57 | Гарин—Михайловский Тема и Жучка.(отрывок) Физминутка Викторина «Мои первые книжки» Обстоятельство времени. | 04.03 05.03 - | |
58-59-60. | Мой день. Мой распорядок дня. Физминутка С.Маршак Двенадцать месяцев.(сказка). Решение ребусов. Обстоятельство образа действия. Интерактивная игра «В гостях у сказки.» | 11.03 12.03 | |
61-62. 63 | С.Маршак Пожелания друзьям. Физминутка Дидактическая игра «Вопросы-шутки». Текст.Тема и основная мысль. | 15.03 | |
64-65 | Весна! А.Пушкин «Гонимы вешними лучами». Физминутка Интерактивная игра « Загадки о весне» Прямая речь. Работа со словарем. Народные приметы. | 18.03 | |
66-67-68. | Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. Рассказ по картинке. Физминутка А.Чехов Весной. Народные приметы. Как научиться правильно списывать | 19.03 | |
69-70. | А.Фет «Я пришел к тебе с приветом » выразительное чтение. Физминутка Дидактическая игра «Рифмованные загадки-обманки» Как подготовиться к диктанту по учебнику. Работа со словарями. | 22.03 | |
71-72-73. | Профессии. Интерактивная игра «В мире много профессий». Физминутка Составить синквейн со словом «Школа», «Учитель» Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы. Кроссворд «Животные» Как подготовиться к письму по памяти. | 03..05 | |
74-75-76 | Ю.Сотник Как меня спасали. Физминутка Мини сочинение. Логические загадки Как сделать звуко-буквенный разбор слова. | 06.05 | |
77-78-79. | Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая». Выразительное чтение. Физминутка Задания-шутки Как разобрать слово по составу. Викторина «Назови глухую согласную» | 07.05 | |
80-81-82. | Игра-путешествие по Ямалу. Закрепление лексики, речевых оборотов, связанных с местностью. Физминутка С.Есенин. Черемуха. Интерактивная игра «О пользе меда» Как разобрать предложение. | 13.05 | |
83-84-85. | Зарубежные писатели.З.Р.Уитмор Ключ от королевства. Интерактивная игра «По сказочным тропинкам». Физминутка Как составить план текста. Буктрейлер «Сказки зарубежных писателей» Словари русского языка | 14.05 | |
86-87-88. | Братья Гримм Госпожа Метелица.(сказка) Виртуальное путешествие «Мир сказок» Физминутка Как подготовиться к изложению. Интерактивная игра « Парные согласные» Мультфильм о добре | 17.05 | |
89-90-91 | Шарль Перро Золушка (сказка) Пересказ по картинкам. Видеоролик «Времена года» Толковый словарь русского языка. Физминутка Интерактивная игра «В мире много сказок». Порядок разбора имени существительного. | 20.05 | |
92-93 | Р.З.Распэ Приключения барона Мюнхаузена. Физминутка Читаем «Мурзилку» Порядок разбора имени прилагательного. | 21.05 | |
94-95-96. | Д.Ч.Харрис Братец Лис и Братец Кролик. Решение ребусов и лингвистических задач. Словарь синонимов русского языка. Прядок разбора глагола. | 24.05 | |
97- 98-99 | А. де.Сент-Экзюпери Маленький принц (отрывок) Мини сочинение Физминутка Бкктрейлер «Маленький принц» Тренажер «Склонение существительных» Сказочные загадки. Словарь антонимов русского языка. | 27.05 | |
100-101. | М.Агирре Лес. Стихи зарубежных поэтов. Физминутка Видеоролик «Мы покидаем начальную школу» Интеллектуальная игра«В гости к слову.» По страницам детских журналов | 28.05 | |
102. | Итоговое занятие. Вспоминаем прочитанное. Физминутка Интерактивная викторина-раскраска «Сказка о рыбаке и рыбке» Работа со словарями. Мини сочинение Тестирование. | 31.05 |
Список рекомендованной литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
- Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2020г.
- Азнабаева Ф.Ф. , Артеменко О.И./Под редакцией Давлетбаевой Р.Г.
Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение,2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "подготовка детей к школе"
Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптац...
Рабочая программа "Подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе"
Рабочая программа составлена на основе УМК Н. Ф. Виноградовой "Предшкольная пора".Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренн...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе"
Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 6-7 лет логопедической группы «Буратино»\ на 2018 – 2019 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ № 4 «Золотой ключик"
Рабочая программа для детей 6-7 лет логопедической группы «Буратино» на 2018-2019 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образован...
БРИОП, обучающий семинар «Современная практика организации и обновления содержания образовательного процесса детей с ОВЗ» республиканский - тема выступления: «Новые ориентиры в содержании рабочей программы для детей с РАС в 1 классе».
программа обучающего семинара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...