Формирование навыка грамотного письма (из опыта работы учителя)
статья по русскому языку (4 класс)
Формирование навыка грамотного письма (из опыта работы учителя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_gramotnogo_pisma.docx | 73.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка грамотного письма (из опыта работы учителя)
Автор: Обрезко Н.А. |
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 – 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Поэтому специалисты ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы.
«Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».
«Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный».
К сожалению, учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные – а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные буквы п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем [б], [г], [в], [д], [з], [ж];
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю, обозначающие два звука;
- мягкие согласные также относятся к числу «опасных»;
- «опасными позициями» в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица -ся (-сь); сочетание морфем – две приставки, 2 – 3 суффикса.
Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа объясняют лингвисты тот факт, что «школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является значение основного принципа нашей орфографии».
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие.
В орфографическом действии выделяются две ступени:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение создаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, то есть проверка орфограммы.
Этапы орфографического действия
I. Увидеть орфограмму в слове.
II. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
III. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
IV. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.
V. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
VI. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени:
· постановка орфографической задачи (выделение орфограмм);
· её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на те же правила в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, учащимся нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
В этом помогут графические схемы.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе и графическое их обозначение.
№ п/п | Название орфограммы | Опознавательные признаки (общие и частные) | Схематическое обозначение орфограмм |
1 | Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) | а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове | - проверяемая ударением - не проверяемая ударением - чередующаяся гласная |
2 | Звонкие и глухие согласные | а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) | |
3 | Непроизносимые согласные | а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове | |
4 | Разделительный Ь | наличие гласных я, е, ю, ё. | |
5 | Разделительный Ъ | а) наличие гласных букв е, я, ю, ё ; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня. | |
6 | Правописание приставок | а) безударная гласная в приставке; б) парная согласная в приставке. | |
7 | Безударные гласные в окончаниях имен существительных | а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное. | |
8 | Правописание окончаний имен прилагательных. | а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное. | |
9 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут-ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее. |
Слово в современной школе стали рассматривать в соответствии с последними достижениями лингвистики, тем самым увеличили, во-первых, информацию о нем и, во-вторых, способы исследования и изучения его.
Работа со словом обладает огромными потенциальными возможностями для развития ребенка. Слово является не только лингвистической единицей, но и единицей мышления, способствующей абстракции и обобщению. Ориентировочно-поисковые задания, основанные на дифференциации орфограмм и соотнесении их с графическим изображением, способствуют развитию орфографической зоркости учащихся.
КАРТОЧКА № 8 | ||
Распредели слова на три группы | ||
голубка звездный сердце властный площадка косьба | ||
узкий беседка легкий полоска просьба мягко свистнул поздний любовь устный честный стальной канавка злостный червяк | ||
КАРТОЧКА № 12 | |||
Подбери слова к данным схемам | |||
появился ядро ласкать разъярённый столик связать низенький вязать подарок ключик осел зашёл переход предъявить ослик встречать записать ласковый посмотреть перевозить | |||
Работа со схемами позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, включающий свойства вариативности и многогранности. Все это позволяет создавать на уроках атмосферу непринужденности, позволяет правильно сочетать активность сильных и слабых учащихся.
Вот почему тестовое задание карточки №3 будут выполнять все учащиеся, а вот отвечать на вопрос № 3 со звездочкой – только сильные.
КАРТОЧКА № 3 | ||
1. Подбери схему к данному слову: ЗАЛЕЗ | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
2. Какие слова соответствуют данной схеме: | ||
1. прекрасный | ||
2. скоростной | ||
3. ненастная | ||
4. капустные | ||
3.* Подбери слова к данным схемам таблицы: | ||
В данном случае деятельность школьников активизируется. Такие задания формируют осмысленный контроль, способствующий свободе самовыражения. Дети подмечают несоответствия, видят проблемные моменты, благодаря чему оттачивается орфографическая зоркость. Тестовые задания используются для индивидуальной и фронтальной работы с целью быстрого контроля знаний учащихся, вносят разнообразие в процесс обучения, позволяют получать наглядную картину успеваемости, экономить время на уроке. Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться.
К сфере познавательных универсальных учебных действий относится использование знаково-символических средств для оптимизации учебного процесса. Работа со схемами служит не только усвоению знаний и навыков, но и вовлечению в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников. При работе со схемами создаются благоприятные условия для более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему, и благодаря этому, происходит движение вперед. Примерами могут служить изучение тем по классам: «Безударная гласная в корне слова» (II класс), «Безударная гласная в приставке» (III класс), «Безударная гласная в окончании» (IV класс).
Для разнообразия форм работы и в качестве ее усложнения можно давать диктант в трех вариантах для трех групп учащихся одновременно.
Диктант
Лавка, солнце, морской, лодка, честный, доска, ловкий, клюв и т.д.
Учащиеся, распределенные учителем по группам, выписывают слова к схеме:
I группа – непроизносимая согласная;
II группа – парная согласная;
III группа – безударная гласная, проверяемая ударением.
Не менее полезен вариант графического диктанта, при котором учитель не произносит слова, а показывает предметные картинки; дети их соотносят с графическими схемами. Диктант направлен на развитие фонетико-кинестетических связей в орфографическом навыке, а также на развитие навыка фонематического самоконтроля.
При работе с карточками-заданиями формируются социально-коммуникативные умения учащихся.
Выбор ответа | КАРТОЧКА № 1 | |||
выбираю сам | ||||
выбираю в паре |
Учащиеся из предложенного текста выбирают слова к данным схемам. Работа с таблицей дает возможность оценить уровень не только знаний и умений учащихся, но и общеучебных умений. Работа с графическими схемами формирует такие понятия, которые нацелены на развитие абстрактного мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически. С помощью графических схем дети успешно усваивают такие трудные темы, как «Безударная гласная в корне, в окончании», «Непроизносимая согласная», «Парная согласная», «Правописание разделительных ь и ъ».
Для возбуждения познавательной активности, формирования словарного запаса младших школьников, для успешного освоения способа проверки орфограммы служит работа по тренажеру. (см. Приложение)
Работа по тренажеру позволяет:
1. раскрывать природу орфографического явления, то есть принцип, которому оно подчиняется;
2. выявлять орфографическое поле, необходимое для проверки;
3. видеть опознавательные признаки данной орфограммы;
4. формировать умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа;
5. ликвидировать разрыв между теорией – правилом и практикой.
Используемые формы организации познавательной деятельности
по работе с тренажером: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
· регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
· познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
· логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Правильная система работы над формированием орфографической зоркости – комплексная работа, которая позволяет формировать у учеников культуру письма, является составной частью внутренней культуры личности и лежит в основе культуры общения «ученик-учитель », «пишущий-читающий».
Приложение «Тренажер для совершенствования грамматико-орфографических умений и навыков»
Приложение
Тренажер
для совершенствования
грамматико- орфографических
умений и навыков
Задание:
- начитывание в парах, по вариантам, по рядам;
- подбор слов к схемам;
- выписать имена прилагательные, глаголы
Карточка № 1
Непроизносимая согласная в корне
д, л, т, в.
доблестный - доблесть грустный - грусть местный - место ненастная - ненастье гигантский - гигант радостный - радость тростниковый - тростник прелестный - прелесть костный - кость окрестность - крест капустный - капуста свистнул - свист известный — известие яростный - ярость честный - честь
частное – часть
устно - уста
вестник - весть областной - область крепостной - крепость властно - власть участвовать - участие
звездный - звезда поздний - опоздать наездник - езда громоздкий – громоздить
праздник - празден солнце - солнечный здравствуй - здравие
ЗАПОМНИ!!!
чувствовать лестница
опасность - опасен вкусный - вкусен прекрасный - прекрасен
чудесный - чудесен согласный - согласен парусный - парус
ужасный – ужасен
пресный - пресен
Подбери такое однокоренное слово, чтобы этот звук слышался отчетливо.
Карточка № 2
Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением.
пояснить - ясный связист - связь впятером - пять
мячи - мяч разъяснение - ясно загрязнять - грязь привязать - привяжет пятнистый - пятна объявление - объявят прямой - прямо
поровну - ровный ночевка - ночь
овечка - овцы почтальон - почта словечко - слово гостиница - гость угрожать - угроза космический - космос молчаливый - молча модельный - модно
прославление - слава рубашонка - рубашка оправдать - правда банкир - банк
повар – варит
малютка - маленький пахучий - пахнет парник - пар украшение - украсить похвала - хвалит
поднебесный - небо резьба - резать семерка - семь оперение - перья беглец - бег
везти - вез
беловатый - белый деловой - дело ветвистый - ветви лентяй - лень
полосатый - полосы, полоска холодильник - холод, холодный голосистый - голос, голосок заговорить - говор, разговорчивый
колосок - колос, колосик зеленоватый - зелень, зеленый голова - головы, головка
молодой - молод, молоденький небеса - небо, небесный
золотой - золото, позолота
свистеть - свист
удивлять - диво
раскричаться – крик
чистюля - чистый
листопад - листья
линейка - линия
ритмичный - ритм
рисковать - риск
понижение - низкий
сиденье - сидя
Безударную гласную в корне слова проверяй ударением!!!
Карточка № 3
Правописание приставок.
изгнать изжаренный изгладить изменить
исчерпать исчезнуть исцарапать искаженный истратить
раздача разбег раздать разгрызать размах разбить
разметка разжечь
раскапывать расписка расценки рассказ рассыпать рассвело рассольник раскрасавец расчет
бездомный безвременный безземельный безмолвный
бесфамильный
бессчетный
бесклассовый
беспозвоночный
бесперебойный
бесконечный
сблизить
сгоряча
сдружиться
сжалиться
сзади сделать
сгибать
сборный сдоба
сдуть
сгущенный сгусток сглаз сгрудиться
сберечь
сжать
сдержал
сгорбленный
воздвигнуть возглавлять возраст
воспламеняться
воспаленный
восхищенный
восстание
восход
воспеть
здание
здоровье
здесь здешний
здравница здоровый
здорово
ни зги
Карточка № 4
Разделительный Ъ и Ь.
Ъ | Ь | |||
подъем | съедобный | съест | льет | платье |
съемка | въедливый | объяснил | льют | печенье |
объятия | разъяренный | объявил | льет | ненастье |
изъян | подъемный | подъехал | вьют | мытье |
инъекция | предъюбилейный | предъявит | шьют | литье |
адъютант | безъядерный | съежился | пью | копье |
объявление | съедобный | съехал | пьет | пьеса |
объяснение | объехал | |||
въезд | въехал | братья | соловьи | |
предъявитель | Друзья | птичьи | ||
подъемник | гроздья | муравьи | ||
объедки | колосья | беличьи | ||
отъезд | попрыгунья гостья обезьяна грязью ладонью площадью плетью вьюн вьюга |
Ь - для обозначения мягкости.
дождь
снегирь
тетрадь
конь
лось
соль
метель
сирень
пальто
крыльцо
кольцо
смельчак
письма
зверьки
коньки
деньги
вертеть
стареть
хотеть
оценить
бродить
звонить
обижать
проверять
Карточка № 5
Парная согласная в корне.
б д з ж д г в п т с ш т к ф
узкий – узок
низкий -низок
скользкий - скользок
резкий - резок
замерзшее - замерзать
салазки - салазочки
березка - береза
вырезка - резать
повязка - вязать
ползти – ползет
замерз - замерзать
молотьба - молотить
чуткий - чуток
платки - платок
ветка - веточка
пятки - пяточки
слив -слива
слив - сливать
ветвь - ветви
луковка – луковица
лавка - лавочка
ловкий - ловок
травка - трава
головка - голова
островки - острова
лодка - лодочка
походка - ходить
сладкий - сладость
закладки - закладывать блюдце - блюдо
После парной согласной стоит …
просьба –просить
ужас - ужасы
парус - паруса
киска - кисонька
переписчик - писать
косьба — косить
покраска - красить
улыбка - улыбаться
голубка - голуби
рубка - рубить
прорубь - прорубать
кормушка - кормушек
веснушки - веснушек
малышка - малышек
рубашка - рубашонка
у петушка - петушок
корешки - корешок
окрошка - крошить
тяжко – тяжелый
сапожки - сапожок
пирожки - пирожок
дорожка - дороженька
дружки - дружок
пробежка - бежать
неуклюж - неуклюжий
локти - локоток
когти - коготок
легкий - легок
скорлупка – скорлупа
тропка - тропа
трубка - труба
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Белохвостова В.Н. Влияние поля орфограммы на состояние навыков правописания младших школьников – Красноярск, 2002
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1966
3. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий – М., 1965
4. Львова С.И. Русский язык .За страницами школьного учебника – М., 2002
5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник – М., 2006
6. Русский язык. Справочник школьника . 5-11 классы: Электронная энциклопедия – М., 2005
7. Тихонов А.Н. Словообразование – словарь русского языка – М., 2003
8. Шарова Н.А. Русский язык. Нестандартные уроки – Волгорад, 2008
Поделиться:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.
В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....
Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"
Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...
Работа над формирование навыков грамотного письма.
Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование навыка грамотного письма на уроках русского языка"
В данной работе собраны разные формы работы по теме....
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана об...
Работа над ошибками – одна из форм формирования навыков грамотного письма.
Памятки работы над ошибками в помощь ученикам....
Формирование навыков грамотного письма Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 2 города Турана Максимук Ирина Алексеевна
Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского я...