Работа над ошибками – одна из форм формирования навыков грамотного письма.
методическая разработка по теме

Гавлюк Людмила Ивановна

Памятки работы над ошибками в помощь ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками – одна из форм формирования навыков

грамотного письма.

Особенностью изучения языков в начальной школе является направленность на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста, что предусмотрено ФГОС НОО. Выработка навыков грамотного письма – одна из основных задач, которая прослеживается на протяжении всех лет обучения.

Однако, выполняя тренировочные упражнения в классе, домашние задания, при написании диктантов, ученики допускают орфографические ошибки в написании слов.

Одним из видов самостоятельной работы в начальных классах является работа над ошибками. Эта работа достаточно ответственная, поскольку требует от учеников максимального внимания, самостоятельности, определённой суммы знаний.

Хорошим подспорьем в работе ученикам может стать «Памятка работы над ошибками». Чтобы начать работу по данному алгоритму, необходимо помнить следующие правила:

- Установи, на какую орфограмму допущена ошибка.

- Работай над ошибкой по данному алгоритму.

- Если ошибка допущена в словарном слове, необходимо найти это слово в словаре, а дальше работать по алгоритму.

«Памятка работы над ошибками» для каждого класса должна расширяться соответственно к усложнению программного материала.

Вначале необходимо научить детей самостоятельно работать с памяткой. Для этого можно на каждом уроке выполнять соответствующие упражнения в форме игры, благодаря которой ученик самостоятельно будет находить номер орфограммы, на которую допущена ошибка.

Такими могут быть задания по образцу:

  1. Найди ошибку, которую допустил Незнайка, и скажи, на какое правило

она допущена, обозначив  номер алгоритма, для того, чтобы Незнайка мог сделать работу над ошибками.

  1. В словах из котомки найди слово, в котором допущена ошибка и

установи орфограмму и номер алгоритма, по которому будет проводиться работа с этим словом.

Такие виды заданий можно проводить коллективно, в группах и индивидуально. Ученики с высоким уровнем учебных достижений могут работать самостоятельно по данному алгоритму. Ученики со средним уровнем учебных достижений, которые чувствуют сложности по определению характера ошибки, учитель на полях тетради обозначает номер алгоритма, по которому они работают самостоятельно. Детям, которые совсем не могут определить тип ошибки, учитель помогает индивидуально.

Эта форма работы способствует развитию самообразовательной компетентности, что, в свою очередь, готовит учащихся к дальнейшей работе над решением новых самостоятельных заданий.

           «Памятка»  в  процессе работы способствует организации продуктивной самостоятельной работы учащихся начальных классов над ошибками, даёт возможность закрепить навыки написания слов, усвоить алгоритм (последовательность) относительно отдельных орфограмм.

Работая с «Памяткой», ученики приобретают орфографическую зоркость, у них появляется желание к грамотному оформлению своих мыслей, формируется ответственное отношение к письму.

Памятка работы над ошибками

№ п/п

Орфограмма

Последовательность выполнения работы

1

Пропуск букв, замена одних букв другими

  1. Выпиши слово.
  2. Составь звуковую модель слова.
  3. Раздели слово на слоги, подчеркни гласные.
  4. Составь с этим словом предложение.

2

 Звуко-буквенный разбор

  1. Составь звуковую модель слова.
  2. Определи количество слогов, звуков и букв.
  3. Запиши слово, как слышишь.

3

Большая буква в начале предложения

  1. Перепиши предложение правильно, подчеркни большую букву.
  2. Составь модель предложения.
  3. Составь предложение по аналогии.

4

Правописание слов с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн»

  1. Выпиши слово.
  2. Подбери два слова с сочетанием, в котором допущена ошибка.
  3. Определи все возможные способы переноса этих слов.
  4. Составь предложение с этими словом.

5

Большая буква в именах собственных

  1. Запиши слово.
  2. Подчеркни большую букву.
  3. Подбери два слова с именем собственным.
  4. Составь предложение с этими словами.

6

Перенос слов

  1. Выпиши слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Раздели на слоги для переноса.
  4. Обозначь все возможные способы переноса данного слова.
  5. Составь с этим словом предложение.

7

Правописание слов с удвоенными согласными звуками

  1. Выпиши слово.
  2. Сделай звуковую модель этого слова.
  3. Запиши два слова с аналогичным удвоением.
  4. Составь предложение с этим словом.

8

Буквы я,ю,у,и, которые обозначают мягкость согласных

  1. Выпиши слово.
  2. Сделай звуковую модель этого слова.
  3. Подбери два слова с мягкими согласными.
  4. Составь с этим словом предложение.

9

Правописание слов с безударными гласными

  1. Выпиши слово.
  2. Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
  3. Подчеркни безударный гласный.
  4. Подбери два слова с безударными.

10

Правописание слов со звонкими и глухими согласными

  1. Выпиши слово.
  2. Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.
  3. Подчеркни сомнительный согласный.
  4. Составь предложение с этим словом.

11

Состав слова

  1. Выпиши слово.
  2. Выдели изменяемую часть-окончание.
  3. Подбери родственные слова, обозначь корень.
  4. Обозначь приставку (она находится перед корнем).
  5. Обозначь суффикс.
  6. Составь с этим словом предложение.

12

Правописание словарных слов

  1. Выпиши слово.
  2. Подчеркни букву, с допущенной ошибкой.
  3. Поставь ударение.
  4. Составь и запиши предложение с этим словом.

13

Правописание «НЕ» с глаголами

  1. Выпиши слово.
  2. Подбери ещё два слова с «не».
  3. С одним из слов составь и запиши предложение.

14

Правописание приставок

  1. Выпиши слово.
  2. Выдели приставку.
  3. Подбери два слова с аналогичной приставкой, запиши их.
  4. Составь предложение с этим словом.

15

Правописание предлогов

  1. Выпиши слово с предлогом.
  2. Между предлогом и словом поставь другое слово (устно).
  3. Составь предложение с этим же предлогом.

16

Правописание падежных окончаний существительных

  1. Выпиши слово, поставь к нему вопрос.
  2. Обозначь окончание.
  3. Определи падеж.
  4. Запиши два существительных в той же падежной форме
  5. Составь предложение с существительным в том же падеже.

17

Правописание падежных окончаний прилагательных

  1. Выпиши слово, поставь к нему вопрос.
  2. Обозначь окончание.
  3. Определи падеж.
  4. Запиши два прилагательных в аналогичной падежной форме.
  5. Составь предложение с прилагательным в этом же падеже.

18

Правописание личных окончаний глаголов

  1. Выпиши слово.
  2. Обозначь окончание.
  3. Определи спряжение глагола.
  4. Запиши два предложения в различных формах.
  5. Составь предложение с этим глаголом.

19

Разбор предложений

  1. Выпиши предложение.
  2. Разбери его по членам предложения.
  3. Установи связь слов в предложении.
  4. Составь предложение по аналогичной модели.

20

Разбор слова как части речи

  1. Выпиши слово.
  2. Определи к какой части речи оно относится.
  3. Разбери его по схеме.
  4. Составь предложение с этим словом.

21

Разбор предложений

  1. Выпиши предложение.
  2. Разбери его по членам предложения.
  3. Установи связь слов в предложении.
  4. Составь предложение по аналогичной модели.

22

Разделительные знаки в предложении с обращением.

  1. Выпиши предложение.
  2. Подчеркни обращение.
  3. Составь предложение с обращением и запиши его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Работа над формирование навыков грамотного письма.

Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...

Методическая копилка по теме: Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.

Данный материал поможет учителю подобрать упражнения при работе по теме "Безударные гласные"....