Секреты воспитания..
занимательные факты по русскому языку (1 класс)
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_k_diagnostike_i_korrektsii_trudnostey_obucheniya_pismu.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход
к диагностике и коррекции трудностей обучения письму
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного ребенка.
При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, сложности овладения зрительным образом буквы, смешение букв, близких по написанию. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.
Нейропсихологический анализ письма был впервые проведен А.Р.Лурия. Он неоднократно высказывал мысль, что нейропсихологический анализ позволяет раскрыть функциональный состав письма в норме. Исследования показали, что индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития ВПФ.
Функциональный состав письма обеспечивается следующим образом:
I блок – блок тонуса и бодрствования. Поддержание активного тонуса коры на письме.
II блок – блок приема, переработки и хранения информации.
- Переработка слухо-речевой информации – фонемное распознавание, слухо-речевая память.
- Переработка кинестетической информации – дифференциация артикулем.
- Переработка зрительной информации – актуализация зрительных образов букв и слов.
- Переработка полимодальной информации – ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов.
III блок – блок программирования, регуляции и контроля.
- Эфферентная организация движений – моторное (кинетическое) программирование графических движений.
- Регуляция психической деятельности – планирование, реализация и контроль письма.
Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут вызвать трудности письма, выступая изолированно или сочетанно.
Варианты трудностей письма
- Несформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), т.е. проблемы с удержанием произвольного внимания, включением в задание, с ориентировкой в задании, трудности переключения с одного задания на другое. В письме у этих детей мы видим персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов, антиципации (предвосхищение) букв (например, «покловок» - поплавок) и контаминации (слипание) слов (например, «на елижит» - на ели лежит).
- Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры.
У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности, которая меняется в течение четверти, недели, дня, урока. На фоне утомления ученик делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
- Пространственные ошибки.
Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.
Анализ трудностей письма у детей:
- сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
- трудности в удержании строки;
- постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова;
- устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; замены букв У-Ч, д-б, д-в;
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
- нарушения порядка букв.
Одни и те же ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы, так, слитное написание слов может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за нарушений программирования и контроля, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Таким образом, для определения механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.
В соответствии с нейропсихологическим подходом, основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности. Педагог ставит перед учеником учебную задачу, мотивирует её решение и принимает участие в выполнении задания, беря на себя, по мере необходимости, функции слабого звена. Он выстраивает учебные задачи от простых к сложным относительно слабого звена, что позволяет ему передавать функции слабого звена ребенку.
Нейропсихологическая диагностика трудностей письма позволяет дифференцировано подходить к коррекционно-развивающей работе, эффективно преодолевать и предотвращать трудности обучения письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей."Секреты воспитания детей" (советы психологов).
Советы психологов по воспитанию детей....
Секреты воспитания вежливого ребенка
Секреты воспитания вежливого ребенка...
Секреты воспитания
Рекомендации по воспитанию детей. Книга для психологов, классных руководителей и т.д....
«Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя». Секреты воспитания.
Родительство. В чём его назначение? Вся классическая педагогика даёт один ответ - в духовном росте самих родителей....
Памятка для родителей "Секреты воспитания вежливого ребёнка".
Данная публикация представляет собой памятки для родителей как рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей. Может быть использована на родительском собрании "Об истинно высоком нраве судить ...
Два секрета воспитания
Выступление на педагогическом совете...
Родительское собрание на тему: "Мы прекрасны в своём разнообразии: секреты воспитания характера»"
Сценарий родительского собрания...