Два секрета воспитания
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление
на педагогическом совете
проведенном в школе № 12
1 ноября, 2015 года
на тему: «Два секрета воспитания»
подготовленное
учителем начальных классов
Колгановой Л. И.
В концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников Д. А. Медведев подчеркивает: « Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире». В послании Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008г. Д. А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», без которых мы не можем представить себе нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость, свобода, жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство Российской нации. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, -таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры».
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе, где наиболее системно, последовательно и глубоко учащиеся воспитываются всем укладам школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Воспитание ориентировано на достижении определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно - исторических условиях.
Национальный воспитательный идеал - это идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, общественных и религиозных организаций.
Важнейшая национальная задача - преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества. В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, откуда вытекают
следующие цели и задачи воспитания школьников: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие школьника, есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Под ним подразумевается формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу... в целом миру, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
«Есть на земле ценности, которые ни с чем не возможно сравнить - это Родина, Отечество, сыновняя верность и преданность земле, на которой родился, и народ который взрастил, вскормил, дал тебе жизнь!»
В. Л. Сухомлинский
Воспитанию патриотизма у детей, любви к своей России, к своему народу, к своей малой родине, семье уделяю достаточно внимания и на уроках и во внеурочное время. За год работы с детьми на уроках литературного чтения проанализированы и изучены произведения наших лучших писателей и поэтов: К. Ушинского, С. Михалкова, А. Барто, В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Л. Толстого, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, С. Есенина и др. По произведениям К. Ушинского проведена читательская конференция. К 65-летию Великой Победы на уроках мужества читали поэтические произведения А. Твардовского (отрывки из поэмы «В. Теркин»), произведения Ю. Друниной на тему: «Идёт в шинели молодость моя!». Конкурсы рисунков «Подвиг народа бессмертен», классный час на тему: «Солдатский подвиг в памяти народной», к 13 декабря, совместно с 4Б классом.
Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. Мы не должны при этом забывать о главной миссии человека на земле - быть человеком века. А теперешний век, в котором царят бездуховность общества, демографический кризис, размыт круг жизненных идеалов (ориентиров) молодежи, породил новое молодое поколение людей для развития высших человеческих качеств которого необходимо серьезно повысить внимание к недостаткам современного воспитания, подвергнуть систему воспитания существенное корректировке. Поэтому задача учителя -воспитание: питать, готовить пищу для ума, сердца, души ребёнка.
В. А. Сухомлинский говорил: «В детские годы закладывается человеческий корень». Моральное лицо подростка, а потом и взрослого
человека зависит от того, как он воспитывался в годы детства. Всегда ли мы своевременно закладываем в ребенке человеческий корень. Обучая школьника всем программным наукам, не забываем ли мы о том, что труд ума без труда души недостаточен для формирования личности. Ведь человеческий корень - это готовность уже в детстве отдавать все богатство своего сердца людям, узнавать самые тонкие движения чувств другого человека: горе, радость, тревогу, печаль... Здесь важная роль принадлежит учителю: его доброжелательность, умение поддержать слабого учащегося, помощь таким детям поверить в себя, а остальных - научит в будущей жизни поддерживать тех, кто слабее. В силах учителя подойти к сильным в учебе школьникам так, чтобы они (даже обгоняя своих одноклассников) не стали выскочками, с пренебрежением относящимися к другим, или отличниками -одиночками без друзей и подруг (как это порой бывает). Постоянно надо помнить, что каждый ребенок в любую минуту своей жизни, а тем более в учебном процессе не только учиться чему-либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно. Здесь многое зависит от личных качеств учителя, его профессиональной зоркости, способности заставить «заработать» нравственно любой материал. Японская пословица гласит: «Один день с великим учителем лучше тысячи дней усердных занятий».
Хороший учитель помогает ученику поверить в свои силы и превращает обучение в увлекательное занятие. Дети очень ценят приветливых учителей, на уроки которых ходить всегда приятно, а так же добрых и заботливых, он должен дать почувствовать детям, как тепло он к ним относится (обнять, погладить по голове, взять за руку), таких, у которых много идей, увлекательных и полезных: походы, катание на лыжах, совместные игры и др. Больше всего детям запоминаются внимательные, чуткие, неравнодушные к своим ученикам педагоги. Главное в обучении и воспитании не методы и приемы, не программы и мероприятия, главное -
1) любовь!
Какой же учитель добивается успеха в своем труде? Учитель, который затронул детское сердце, проявил к тебе интерес, понял тебя как личность, проявил искренний интерес и доброту. Конечно, не все учителя такие. Но каждый из нас всегда должен помнить истину: обучая и воспитывая детей, ты берешь на себя ответственность повлиять на их жизнь.
Огромное удовлетворение получаешь, видя, что удалось развить у ученика интерес к предмету (примеры из жизни класса). Учителя - это особенные люди... Мы отличаемся от других тем, что берем на себя
невероятно большую ответственность. И если удается чему-то научить учеников (неважно, десятерых или одного), то чувствуешь, что трудишься не напрасно, и это ни с чем не сравнимое чувство. Такая работа приносит радость!
А. М. Горький говорил: «Мы выступаем... как люди утверждающие подлинный гуманизм, гуманизм силы, призванной историей освободить весь мир людей от зависти, жадности, пошлости, глупости - от всех уродств, которые на протяжении веков искажали людей труда». Гуманизм является естественным стремлением человека к добру, и это стремление надо растить терпеливо, настойчиво, и оно должно быть делом всех людей, всех поколений.
Гуманистический принцип нашего воспитания А. С. Макаренко выразил краткой крылатой формулой:
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему!».
Требовательность к личности и уважение к ней - не две разные вещи, а единый принцип: нельзя требовать большого от человека, которого мы не уважаем. Уважение к человеку неизбежно связано с желанием видеть его лучшим, следовательно увеличиваются и требования к нему. Но предъявляя к человеку большие требования, мы подчеркиваем этим веру в его большие возможности, уважение к нему. Наша педагогика основа на безграничном доверии к человеку, а с другой стороны, на бесконечном к нему требовании.
2) Соединение огромного доверия с огромным требованием - цель нашего воспитания в непримиримости к недостаткам человека и вместе с тем в решительной поддержке всего лучшего в нем заключается истинный гуманизм, в умении опираться на лучшие человеческие качества и секрет нашего успеха в воспитании.
«Когда вы видите перед собой воспитанника - мальчика или девочку, -говорит Антон Семенович, - вы должны проектировать больше, чем кажется для глаза!». И это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берет далеко вперед, так и педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения. Вот это доверие в кредит и затрагивает в душе каждого человека самое прекрасное, что в нем есть. А долг воспитателя - вовремя заметить это прекрасное, чтобы оно не заглохло,
умерло. Хорошее в человеке надо не только сохранить, но и умножить, и здесь необходим постоянный присмотр, уход внимательного, чуткого воспитателя. Только доверие открывает учителю путь к душе воспитанника, а если учитель отказывается от такого умного воспитательного оружия, то любой ребенок будет идти наперекор тому, кто в его глазах оказался несправедливым, нечутким. Наклеивая на детей различные ярлыки, называя человека «трудным», «неисправимым», мы унижаем его человеческое достоинство. Это страшная опасность для школьника любого возраста. Каждое напоминание ему, что он «плохой», не только тяготит школьника, но и заставляет замкнуться, порождает враждебные чувства к учителю, ведет к хулиганским поступкам. Часто корни хулиганства нужно искать именное в том, что школьника слишком обидели недоверием, вечной подозрительностью. Только настоящее доверие к человеку заставит его поверить в свои силы, поможет избавиться от пороков. Доверие необходимо и тем, кто стеснителен, неуверен и робок, при малейшей неудачи теряет веру в собственные силы.
Но рядом с уважением и доверием к ученику должна быть высокая требовательность к нему. Непреклонное, ясное, прямое, категорическое требование, если нет требования, не может быть и воспитания. И чем больше требований будет предъявляться к человеку, тем красивее он станет в нравственном отношении. Поэтому требование не может быть половинчатым, оно должно быть последовательным, определенным, без поправок и без смягчения (так говорил А. С. Макаренко). В сочетании непреклонной требовательности и веры в человека он видел оправданную педагогическую позицию «мудрость жизни». Оно должно быть соединено с уважением. «Быть настоящими людьми» - вот требование, которое Макаренко ставил перед своими воспитанниками независимо от их возраста, и они не могли не чувствовать в этом требовании большое уважение и доверие к себе.
Воспитатель никогда не должен забывать, что добро в человеке надо неустанно растить с его первых шагов в семье и школе. Ведь человечность, душевность, доброта, отзывчивость, чуткость - все это и составляет высокую нравственность. Только там, где учитель - старший товарищ и друг своих воспитанников, его высокие и благородные чувства смогут вызвать у школьников ответное благородство души, щедрость сердца, доброту и любовь к людям, веру в них.
^Постоянное, неиссякаемое звучание гуманизма, атмосфера благожелательности, уважение к человеку должны царить в каждом учебном учреждении!».
Дисциплина, как условие и результат воспитательного процесса
Дисциплина, основанная только на запрете, всегда будет формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление детского коллектива и желание скорее выйти из его сферы. При такой дисциплине от воспитанника ничего не требуют, кроме примитивных тормозов. Дисциплиной, говорящей только о том, чего нельзя делать, мы не вправе гордиться. «Гордиться можно такой дисциплиной, которая куда-то ведет, чего- то требует от человека, чего-то большего, чем воздержание. Дисциплина - это дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперед, дисциплина стремления к чему-то, борьба за это!», - говорил А. С. Макаренко.
13 нашем обществе дисциплинированным можно назвать такого человека, который не только не опаздывает, выполняет норму, точен и аккуратен в работе, но и «всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Дисциплина - это результат воспитания прежде всего. Нельзя добиться сознательной дисциплины только специальными методами или дисциплинарными мерами. Дисциплина создаётся всей системой воспитания, усилиями и педагогов, и самих воспитанников, это широкий, общий результат всей воспитательной работы.
Дисциплина может быть воспитана только всей суммой правильных влияний среди которых самое видное место должны занимать: книга, газета, труд, игры, развлечения, отдых. Создать крепкую дисциплину не просто, для этого требуется большое творчество, душа. Это трудное дело и потому, что здесь успехи достигаются очень медленно, постепенно. Как можно чаще в убедительной и простой форме надо объяснять детям и подтверждать фактами жизни, что дисциплина помогает человеку делать то, что нужно, даже если делать это не совсем приятно. Так подтверждается необходимость раскрывать перед учениками «азбуку добра и зла». Проводя разнообразные
по форме и увлекательные по содержанию собеседования, такие как «Путешествие по стране вежливости (остановки: улица комплиментов, улица настроения; пословицы о вежливости, игры в волшебные слова, классный час «История моей семьи в истории моего города» посвященный 70-летию г. Донского, постановки и драматизации по книге А. П. Гайдара «Тимур и его команда».) помогаешь раскрывать школьникам теорию поведения, будишь их сознательное отношение к своим поступкам.
В настоящее время готовимся к открытому уроку, посвященному 115- годовщине со дня рождения С. А. Есенина, изучили его жизнь и творчество, заинтересовались поэзией, как одним из замечательных видов искусства, объявлен конкурс на лучшее поэтическое чтение его произведений.
Воспитывая гражданственность у учащихся, ежегодно знакомлю детей с государственной символикой, правами и обязанностями школьника, проводя уроки на тему «Я — гражданин России», «Мои права», «Имею право».
1 сентября этого года был отмечен, как День правовых знаний.
Подвигу советского человека было посвящено внеклассное занятие по окружающему миру, к годовщине рождения и гибели Ю. А. Гагарина и проведено в форме игры-путешествия «В солнечном царстве, космическом государстве», а так же экскурсия в музей нашей школы, проведенная Потаповой О. А. в память о погибших воинах-интернационалистах, и эту память у нас никому не отнять.
Только в общении с природой человек становится лучше, и он вправе гордиться страной и своей великолепной природой. Охранять природу -значит любить свою Родину. Заочное путешествие по местам, где жил и работал Л. Н. Толстой, эти места называют жемчужиной русской литературы, а именно в Ясную Поляну попав, дети открывают для себя красоту российской земли, приобщаются к таким ценностям, как жизнь, родная земля, красота, гармония. Экскурсии в природу, поэтические чтения на темы пейзажной лирики, вызывают ответное чувство в душах детей, раскрывая их творческие способности (зачитать сочинения, показать поделки из природного материала: «Листопад»). Формы поощрения учащихся: похвала, рассказ на общем собрании о хорошем поступке, благодарность, грамоты, дипломы (зачитать из дневника проведенных мероприятий).
Для правильного воспитания необходимо еще одно условие: по глубокому убеждению А. С. Макаренко, - наиважнейшее, первое требование к родителям (Семья, испортившая ребенка, не поймет наших поучений).
Во всех неудачах воспитания родители часто стараются виновников этих неудач. Не оправданий надо искать при неудачах воспитания, а необходимо о многом подумать, многое пересмотреть в своей семье, возможно начать всю воспитательную работу сначала, а прежде всего посмотреть на самих себя «под микроскопом». Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Не думайте, говорил А. С. Макаренко родителям, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему: «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы радуетесь или печалитесь).
Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей - это душевная доброта матери и отца, самое большое зло - это эгоизм и индивидуализм. Поистине человек нравственен только тогда, когда он помогает любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того живому какой-либо вред. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нрав, чистота матери и отца.
Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих процесса. Их нельзя разрывать, но учить детей легче, чем воспитывать, но процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку.
Воспитание - это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся ситуациям. Результаты обучения легче обнаружить и сразу же внести необходимые коррективы в учебный процесс. Результаты воспитания легче обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви, любви к детям, любви к своему делу.
Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет -небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми, родителями, своими товарищами-учителями, со своими учениками. Как он относиться к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Существует в школе, особенно в начальных классах, явление, которое А. С. Макаренко назвал «явлением любимого учителя», когда учитель специально добивается любви учеников, подыграть старается им, говоря о своей любви. Всем своим поведением он требует от учеников ответной любви. У такого учителя интересы детей на втором плане. Против такой любви выступал А. С. Макаренко. Он писал: «Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением. Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий!».
Воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений _ „етьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, ну глубоком уважении к детям. Важно чтобы ребенок не боялся спрашивать у учителя, не боялся того, что его высмеют или накажут за слишком простой, неинтересный или неудачный вопрос. Мнение ученика, как бы наивно или ошибочно оно не было, требует к себе уважительного отношения. Можно против него возражать, но нельзя не считаться с ним.
Большое значение в воспитательной деятельности учителя имеет стимулирование. Стимулом может быть любое педагогическое средство: положительный пример, соревнование, игра, поощрение, ситуация соревнования.
К каким детям и какие стимулы используются? Особенно важный толчок для развития общительности необходим пассивным детям для преодоления робости, для умения включаться в общую работу, ступать в контакты с другими ребятами (часто мы о них забываем). В основном стимулы направлены на трудных детей, нарушителей порядка, которые
вступают в конфликты с другими ребятами. Для успешной работы приходится призвать их к порядку. В работе с этими детьми необходимо особенно тщательно в качестве стимула использовать поощрение даже при незначительном их продвижении вперед, не обращать лишний раз внимания всего класса на их проступки. К пассивным детям нельзя применять наказания, это на них сказывается отрицательно, т.к. они замыкаются в себе.
В своей работе для формирования нравственности у детей использую педагогическую оценку их поступков. Основная функция моральной оценки — ориентировать детей в том, как они поступают: хорошо, плохо, достойно, недостойно. С помощью педагогической оценки выясняется какие отношения с другими людьми являются правильными, нравственными. Оценка педагога служит основой для самооценки. Для формирования устойчивости нравственного поведения важно, как ребенок переживает свои поступки. Замечено, что ребенок испытавший чувство гордости от похвалы за хороший поступок стремиться повторить его, еще раз пережить это чувство. И наоборот, чувство стыда за плохое дело служит тормозом для его повторения.
Отрицательная оценка, высказанная в форме сожаления и огорчения о временной неудачи ребенка, скорее вызовет у него чувство стыда, чем категоричное порицание его поступков. Чувство стыда обычно возникает тогда, когда перед этим школьник был оценен положительно. Это происходит потому, что ребенок не хочет потерять {ему стыдно потерять) нравственное благополучие, обмануть надежды учителя, товарищей, ожидающих от него ноложительных ностуиков. Вывод: при формировании поведения у каждого ребенка должны быть яркие положительные переживания, связанные с нравственными поступками и отчетливо выраженное отношение к ним {поступкам) учителя и других детей, т. е. ребенок должен иметь опыт положительного поведения и соответствующих переживаний.
Педагогическим условием успешного формирования поведения каждого ребенка является воспитание в детском коллективе внимательного отношения к своим товарищам, их ностункам, мотивам этих поступков, способности сочувствовать и сопереживать.
Конец выступления. Заключение
Некая теория воспитания существовала у Ф. М. Достоевского. Положения его теории по существу рассеяны по всем его произведениям, в которых автор затевает споры о наказаниях детей в семье, об отношениях детей и родителей, о системе образования. Основой теории его воспитания была одна из главных философских идей: идея о неповторимости, единственности человеческой личности. Личность для него - это именно неповторимость, единственность каждого живущего на земле. «Человек» же по Достоевскому категория более всего нравственная. При этом, по мысли Достоевского, сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Сущность этой выделки - в воспитании нравственного чувства, которое воспитывается прежде всего в семье.
Главным педагогом среди великих русских писателей принято считать Л. Н. Толстого. И Толстой, и Достоевский утверждали: общение с детьми для взрослого есть самосовершенствование.
«Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, к«*». дети!»
Л. Н. Толстой
«Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу!»
Ф. М. Достоевский
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть,
самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать наших воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, И даже если одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение. Хорошо было бы, если наши дети выносили из родительского дома множество прекрасных воспоминаний!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей."Секреты воспитания детей" (советы психологов).
Советы психологов по воспитанию детей....
Секреты воспитания вежливого ребенка
Секреты воспитания вежливого ребенка...
Секреты воспитания
Рекомендации по воспитанию детей. Книга для психологов, классных руководителей и т.д....
«Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя». Секреты воспитания.
Родительство. В чём его назначение? Вся классическая педагогика даёт один ответ - в духовном росте самих родителей....
Памятка для родителей "Секреты воспитания вежливого ребёнка".
Данная публикация представляет собой памятки для родителей как рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей. Может быть использована на родительском собрании "Об истинно высоком нраве судить ...
Родительское собрание на тему: "Мы прекрасны в своём разнообразии: секреты воспитания характера»"
Сценарий родительского собрания...
Секреты воспитания..
Говорят, счастлив тот, кого судьба привела к тому, что предназначено ему природой, то есть к любимому делу. Я могу с уверенностью сказать, что я счастливый человек, потому люблю свою профессию, профес...