Работа с текстом
методическая разработка по русскому языку
Работа с текстом 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.pptx | 224.64 КБ |
opredelite_tip_teksta.docx | 13.15 КБ |
tekst.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕКСТ описание повествование рассуждение какой? что произошло? почему?
Определите тип текста. На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В двух шагах от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из под куста и отправился по своим делам. Скоро ёж опять вернулся с добычей. По Ю. Збанацкому . повествование сначала потом наконец
Определите тип текста. Петух был красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, словно на параде , поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами. По Е. Носову. описание Какой?
Определите тип текста. Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги! Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах. По В. Киселёву. рассуждение Почему? Во-первых… Во- вторых… Вот почему…
Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Белолобый». Определите в какой части текста описание, а в какой – повествование. Видя, что его никто не боится и даже не обращают на него внимания, щенок стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у глупых собак; глаза были маленькие, голубые , тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам он протянул широкие лапы, положил на них морду и начал потявкивать. описание
повествование Не поняли, замахали, ударил, стал боком, посмотрел, рванулся, сделал, погнались, упал, задрал, напали, стали кусать, сидели, смотрели, беспокоились. Назовите глаголы, которые называют действия в повествовании. Запишите глаголы, в два столбика, по действиям, которые совершал щенок и волчата. ударил стал боком посмотрел рванулся сделал упал задрал замахали ударил погнались напали стали кусать
Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Самая умная из моих собак – это Жалька . Жалька всё учение прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька не подбросила эту льдинку, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Проверяем. Самая умная из моих собак – это Жалька . Она всё учение прошла, как будто её родители всему щенка научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг ей что-то показалось и собака не подбросила эту льдинку, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Прочитайте текст. Как его по-другому можно было бы озаглавить? Старый Полкан . Жили у меня старый добрый пёс Полкан и кошка жила. Однажды родились у кошки котята. Бывало, кошка уйдёт куда-нибудь, полкан подляжет к котятам, а котята и рады. Влезут котята Полкану на спину, перекатываются через него, как шарики, пищат тихонько. Полкан доволен котятами. Разве что на морду залезет озорник, тогда Полкан лапой его осторожно смахнёт и опять лежит, щурится от удовольствия. Но беда, если кошка застанет его со своими котятами, - заурчит, зафыркает! Уйдёт Полкан под старое кресло, положит голову на лапы и смотрит на меня печальными глазами. Плохо Полкану одному, без маленьких…. А кошка своей радостью поделиться не хочет. По А. Седугину . Полкан и котята.
В этом тексте есть недочёт. Отредактируйте текст. Старый Полкан . Жили у меня старый добрый пёс Полкан и кошка. Однажды родились у кошки котята. Бывало, она уйдёт куда-нибудь, П олкан подляжет к котятам, а те и рады. Влезут они Полкану на спину, перекатываются через него, как шарики, пищат тихонько. Пёс доволен котятами. Разве что на морду залезет озорник, тогда собака лапой его осторожно смахнёт и опять лежит, щурится от удовольствия. Но беда, если кошка застанет его со своими детьми , - заурчит, зафыркает! Уйдёт Полкан под старое кресло, положит голову на лапы и смотрит на меня печальными глазами. Плохо ему одному, без маленьких…. А кошка своей радостью поделиться не хочет. По А. Седугину .
Как вы думаете, почему кошка не хочет поделиться своей радостью с Полканом ? Может быть, она попала к хозяину, когда у него уже жила собака, а кошка знала о собаке что-то нехорошее? Составьте план текста. План. Жили Полкан и кошка. Старый пёс и котята. Беда – кошка вернулась Плохо Полкану без маленьких… Кошка не хочет делиться радостью.
Домашнее задание: Попробовать описать домашнего любимца. Рассказать о его шалости.
Литература: Речь. Речь. Речь. Под редакцией Т. А. Ладыженской . Москва. «ПЕДАГОГИКА» 1990 О. В. Узорова , Е. Н. Нефёдова Практическое пособие по развитию речи. Москва «Аквариум» 1997 Русский язык. 3 класс. Начальная школа 21 века.
Предварительный просмотр:
Определите тип текста:
На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя, он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро ёж опять вернулся с добычей. | Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами. | Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому придёт в голову защищать себя при помощи шпаги! Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах. |
Отредактируйте текст.
Самая умная из моих собак – Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему научили. Жалька играла со льдинкой, Вдруг Жалько что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии. | План. |
Предварительный просмотр:
Текст – повествование.
Последовательно сменяющие друг друга события.
Структура. | План. | Используй слова |
Начало действий. | Что случилось? | Однажды… |
Развитие действий. | Где? Почему? Как? | Как-то раз… Когда-то… |
Кульминация. | Когда? | Вдруг… И вот… Вот и всё. |
Итог. |
Текст – описание.
Рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов.
(Что вижу, о том рассказываю).
Структура. | План. | Используй слова |
Общий признак. | Как будто… | |
Признаки частей:
| Что? – Какое? Что? – На чём? | Словно… Похоже на… |
Оценка предмета. |
Текст - рассуждение.
Объяснение событий, причин их появления.
Структура. | План. | Используй слова |
Тезис (основная мысль). | Почему? | Потому что… Поэтому… |
Доказательства:
| во – первых, во - вторых |
Так как… Ведь… Значит… Следовательно… Итак… |
Вывод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...