Технологическая карта по русскому языку "Обучающее изложение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

"Обучающее изложение" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_izlozhenie.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Обучающее изложение

Место урока в разделе

Язык - главный помощник в общении (44 ч)

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Формирование умения писать изложение.

Задачи урока

Образовательные: учить писать изложение.

Развивающие:  развивать умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим составом языка.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь, аккуратность.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; приходить к единому мнению при взаимном контроле; действовать по правилам сотрудничества.

 Ученик получит возможность формирования:

проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях;

умения  избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

  Канакина В.П., Горецкий В.Г. , учебник «Русский язык», 1 часть. 3 класс.

Дневник,  тетрадь.

Презентация

Межпредметные связи

Окружающий мир.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 Приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.

Организационный этап

2 мин

Проверить  готовность  класса и оборудования.

Организовать учебную деятельность.

Приветствует учеников.

Прозвенел и смолк звонок.

Пришла пора начать урок.

Теперь садитесь за парты стройно,

Работать старайтесь, ребята, достойно.

Проверьте, готово ли ваше место к работе.

На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и дневник.

Если всё готово, покажите свою готовность правильной посадкой.

 

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приёмы: стихотворение.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

самоопределяться, настраиваться на урок.

2.

Актуализация знаний

6 мин

Повторить умение вставлять пропущенную букву.

У каждого ученика карточка со словами.

 л…сная – лес

п…лянка – поле

з…лёном - зелень

б…л…шую – больше

в…дой – воды

сл…тела – полёт

пол…тела – лётчик

нап…минала – помнить

кр…я – край

Ученик В., прочитай задание.

Приступайте. На задание даю 5 минут.

 Поменяйтесь карточками с соседом по парте.

Проверьте работы, если сомневаетесь, сверьте с эталоном на слайде.  

Поставьте в карточке отметку.

Кто не допустил ни одной ошибки – 5, одну -4, Две - три -3, более трёх – 2.

Сдайте карточки.

Метод: практический.

Форма: индивидуальная.

Приёмы: работа в карточке.

 

Прочитать слова, подобрать, проверочное слово, вставить пропущенную букву.

Работают в карточках.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной     деятельности учащихся.

3 мин

Определить тему и цель урока.

Ребята, давайте вспомним, что такое изложение.

Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,
Носит он рогов корону.
Рогами крепит оборону.

Бурелом для него царство,
Мухомор его лекарство.
А рога-то как лопаты,
Его прозвище сохатый.

Что вы знаете об этом животном?

Как вы думаете, какова тема урока?

Какова цель урока?

Молодцы, ребята, вы правильно определили тему и цель сегодняшнего урока.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приёмы: наводящие вопросы.

Изложение – это письменный пересказ текста.

Лось

Отвечают на вопрос.

Изложение о лосе.

Написать изложение о лосе.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; приходить к единому мнению при взаимном контроле; действовать по правилам сотрудничества.

4.

Подготовка к написанию изложения

14 мин

Знакомство с текстом и беседа о прочитанном

 Составление плана

 

Лексическая работа.

Пересказ текста по частям и целиком

Подготовить к написанию изложения.

Откройте упр. 213 на с. 120.

Читаю текст. Следите в тексте.

- О ком текст?

- Определите тему текста.

- Назовите его главную мысль.

- Как можно озаглавить текст?

Проверим, как внимательны вы были при чтении

- Куда направлялся лось?

- Как он вёл себя, почему?

-Что сделал лось?

-Что значит «зимнюю шапку ломает»?

-Определите тип текста.

- Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании?

Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста?

- Прочитайте первую (вторую, третью, четвертую) часть.

- Озаглавьте.

-Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. Как можно назвать лОся, чтобы не было повторов?  Как Г. Скребицкий называет его рога?

В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы.

Слушайте первый абзац текста.

Перескажите друг другу первый абзац. Посмотрите на опорные слова в карточке.

Слушайте второй абзац.

Перескажите друг другу второй абзац. Посмотрите на опорные слова в карточке.

Слушайте третий абзац текста.

Перескажите друг другу третий абзац. Посмотрите на опорные слова в карточке.

Слушайте четвёртый абзац текста.

Перескажите друг другу четвёртый  абзац. Посмотрите на опорные слова в карточке.

Закройте учебники.

Кто сможет с помощью плана пересказать весь текст?

Сколько красных строк будет в изложении?

Прочитайте текст ещё раз. 

Закройте учебники.        

Физ. мин.

Между елок, между сосен

По лесочку бродят лоси,                 1

За лосями мчатся волки,                 2

Глазки-узенькие щелки,                 3

Сам вожак к лосям подкрался –        4

Только без зубов остался!                 5

Метод: словесный.

Форма: фронтальная, парная.

Приёмы:  наводящие вопросы, пересказ.

Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий.

Составляют план текста.

1. Лось на поляне.

2. Лось сбрасывает рог.

3. Избавление от второго рога.

4. Лось с весной здоровается.

Ищут возможность избежать повторов

Лось-лесной великан, он.

Рога - тяжелый головной убор, зимняя шапка

Подбирают синонимы

Огромный - большой, громадный, большущий.

Чутко - внимательно.

Зашагал - пошел, направился.

Полез между - протиснулся.

Пересказывают текст по частям и целиком.

Восстанавливают текст с помощью плана.

4

Выполняют  движения

1. Ходьба на месте со скрещиванием рук.

2. Бег на месте

3. Повороты вправо-влево, ладошки у лба.

4. Поднимание коленей на месте.

5. Прыжок и приседание

Ученик научится:

передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; приходить к единому мнению при взаимном контроле; действовать по правилам сотрудничества.

Ученик получит возможность формирования:

проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях;

умения  избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

5.

Написание изложения.

15 мин

Организовать работу по написанию изложения.

Прочитайте текст ещё раз. 

Закройте учебники.        

Откройте тетради, запишите с доски, дату и «Изложение».

Приступайте к работе.

На работу 15 минут.

Сдаём тетради.

Метод: практический.

Форма: индивидуальная.

Пишут изложение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

6.

Итог урока

Рефлексия

2 мин

Проанализировать работу обучающихся.

Кто справился на уроке, поднимите красную ленточку. Те, кто не справился, поднимите синюю ленточку.

Метод: словесный.

Форма: индивидуальная.

Приёмы:  выбор ленточки.

Оценивают свои возможности.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.

проводить самооценку на основе критериев успешности.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

Пояснить домашнее задание.

Составить и записать 3-4 предложения о поведении животных весной. Подчеркнуть глаголы, указать их число и время.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

самоопределяются, настраиваются на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Изложение "Март в лесу"

Технологическая карта урока и презентация на тему "Март в лесу"...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение по тексту Г.С. Скребицкого" 3 класс

Урок развития речи всегда требует тщательной подготовки. Предлагаю конспект урока развития речи, тема: "Изложение по тесту Г.С. Скребицкого" (упражнение 38 стр. 24, 3 класс)...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение текста по Г. Скребицкому" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умения воспроизводить текст на основе зрительного восприятия.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания учащихся по изученным орфо...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение "В гостях и дома"" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умений работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части.Задачи урокаДидактические:1.закреплять умения составлять план...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение "До первого дождя"" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умений слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, а также его пересказывать в письменной форме у обучающихсяЗадачи урока:Дидактические:Научитьс...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение "Карась""(3 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для развития умений у обучающихся работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части.Задачи урока:Дидактические:...

Технологическая карта урока русский язык "Изложение «Как медведь сам себя напугал"" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умений у обучающихся слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, делить текст на части, а также его пересказывать в письменной форме.Дидактическ...