Статья "Эффективные способы запоминания словарных слов"
статья по русскому языку (2 класс)

Короткова Елизавета Васильевна
Каждый из учеников хотел бы писать без ошибок. Актуальность работы заключается в том, что одним детям это удаётся легко (учёные называют это «врождённой грамотностью»), другие же вынуждены тратить уйму времени и много сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют чёткие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются, и запоминать их приходится только путём многократных повторений, например, словарные слова, которые изучают в начальной школе. Но через некоторое время, когда учительница проводит словарный диктант, начинаешь сомневаться, правильно ли я написала словарные слова или нет? Меня заинтересовал вопрос: «А можно ли научиться писать словарные слова без ошибок? Существуют ли такие способы запоминания?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка38 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , не проверяемой ударением . Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами . Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач , стоящих перед учителем . В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов , способствующих прочному запоминанию правильного написания .

При работе над такими словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова . Известно , что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов . Следовательно , и упражнения должны опираться на различные виды памяти . Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти ) можно использовать образы для запоминания словарных слов .

Эйдетизм ( «эйдос .» по - гречески образ ) является разновидностью образной памяти , выраженной в сохранении ярких , наглядных образов предметов на длительное время .

Можно использовать следующие методы :

1 . Метод графических ассоциаций .

Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов .Чтобы была эта работа интереснее . используем такое стихотворение :

Слово трудное попалось -

Это , братцы , не беда .

Нарисуем в слове букву ,

Не забудем никогда .

Итак , трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета , т.е. создаём художественный образ буквы . Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.

Например , изучаем слово хозяйство . Ученики наперебой высказывают предложения   ,как можно изобразить сразу две трудные буквы «о.» в этом слове , чтобы хорошо их запомнить :

  • Похожие на тарелки .
  • В виде копен сена .
  • Можно нарисовать в виде хрюшек .

Подводя итоги такого весёлого конкурса идей , учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку :

ХОЗЯЙСТВО

Затем дети охотно рисуют буквы - образы с слове , сразу ставшем весёлом и запоминающемся.Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о .» в слове вокруг предлагают нарисовать : кто , в виде солнышка , кто в виде колеса , кто - часов .

вокруг

Аналогична работа с другими словами , где буква предстаёт перед нами в виде рисунка :

ягода   яблоко

Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно ,что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.

орех   ракета

Можно также при изучении слов с непроверяемым написанием обратить внимание на признак . который присущ только этому слову , и затем связать этот признак с орфограммой , которую надо запомнить .Например , изучаем слово берёза .Говорим о берёзе создаём образ , выделяем признак который отличает берёзу от других деревьев . Дети сразу выделяют этот признак : берёза белая .

Белая береста у берёзки нашей ,

Нет на свете деревца

И милей , и краше .

Да ,у берёзы белая береста . а дальше даются строчки для запоминания безударной гласной е .

Белые берёзы все

После «б.» пишите «е.» .

 При изучении слов с непроверяемыми написаниями работа проводится по алгоритму :

1 .Сомневаюсь , ставлю . . 2.Исследую , доказываю. 3 .Пишу.

Данный метод в работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями

называют также :

-        метод ярких ассоциаций ( по М . Гафитулину .)

б

берёза л

  а

  я

-        использование схем -рисунков (по Я. Ярошенковой .)

х*р*ш*        быстр*

весел*        ск*р*

2. Метод звуковых (фонетических .) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова :

Приеду завтра,       На завтрак рак.

Привезу завтрак,    Кричи ура.

 (из книги «Весёлая грамматика.» ) дед в деревне

завтра на завод

дети дежурные

 машина у Маши

пенал моют пеной

В этом случае слова называем не проверочными , а словами-подсказками одновременно придумываем маленькую сказку „например , о том как грязный пенал мыли пеной ; девочка Маша любила играть машиной и другое. А сколько проблем бывает со словом «собака .».Мы с детьми придумали сказку .

Жила-была собака, она любила спать ,её прозвали Соня.

 Собака Соня .

Можно использовать следующие игровые строки :

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя.»-

Любит петь он на рассвете.

А медведь, наоборот ,

Петь не любит, любит мёд. Лиса - лисица ,посмотри, Очень любит букву -И.

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

 Мы оба этих дружных слова, Напишем в корне с буквой - О .

Для правильного закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы - загадки :

  1. В каких словах живёт рак ? (завтРАК , РАКета)
  2. В каких словах спрятались ноты ? (поМИдор,Ребята,Дорога)
  3. Назовите слова ,в которых спрятались числа ? (Родина(1),сорока (сорок) и другие.

4. Все слова хороши ,но где-то спрятались ёж и ужи?(дЕЖурный , Ужин)

5.Какие слова любит ворона ?(КАРандаш, КАРтина, КАРтофель. )

А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

Использование данных методов даёт большой эффект ,разнообразит урок, делая его более интересным, развивает внимание и память учащихся, способствует прочному запоминанию слов с непроверяемым написанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способ запоминания словарных слов

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим ...

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому языку, тема "Способы запоминания словарных слов"  в 4 классе. словарные слова огонь, петух, синица, снегирь....

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому язвку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

конспект урока по русскому языку в 4 классе "Способы запоминания словарных слов"

конспект урока по русскому языку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов

В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.

Словарный диктант – один из самых сложных видов письменных работ. Трудность состоит в том, что обучающиеся, особенно дети с ОВЗ, не могут запомнить написания словарных слов. А так как количество...